Предварительный анализ перспектив реализации проекта

Предварительный анализ осуществимости проекта произво­дится на основе приведенных выше показателей. Для этой цели обычно используют несложную экспертную систему.

Замысел инвестора реализуется в форме Декларации о наме­рениях, а также заданиях (исходных данных) на разработку предпроектных обоснований инвестиций.

4. Внутренняя и внешняя среда

Под внутренней средой понимается весь хозяйственный механизм предприятия, т.е. торгово-производственные, управленческие, сбытовые и прочие структуры. Регулирование внутренней среды осуществляется на основе маркетинговых исследований, планирования и анализа показателей хозяйственно-финансовой деятельности, оперативного управления коммерческим процессом, анализа экономической информации.

Под внешней средой понимается множество объектов, изменение свойств которых влияет на систему (предприятие), а также множество тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы (предприятия). Внешняя среда — это все условия и факторы, возникающие в окружающем мире независимо от деятельности предприятий, но оказывающие воздействие на состояние его внутренней среды.

Внешняя среда может быть определена как множество сил и субъектов (назовем их факторами воздействия внешней среды), которые оказывают непосредственное или опосредованное влияние на функционирование фирмы и действуют за ее пределами.

Факторы, оказывающие немедленное и непосредственное влияние, относятся к среде прямого воздействия; все другие, оказывающие опосредованное влияние на фирму, — к среде косвенного воздействия. Таким образом, следует различать два уровня внешней среды, оказывающих различ­ное влияние на функционирование фирмы (

Факторы внешней среды

Независимо от того, к какому уровню внешней среды (среде прямого или косвенного воздействия) относится тот или иной фактор внешней среды, можно выделить четыре основные сущностные их характеристики: 1) взаимосвязанность; 2) слож­ность; 3) подвижность; 4) неопределенность.

Факторы среды прямого воздействия

К основным факторам среды прямого воздействия относят­ся поставщики, потребители, конкуренты и контактные аудитории (рис. 2.3).

Поставщики

Поставщиками для фирмы являются организации или дру­гие фирмы, обеспечивающие ее различными ресурсами. Зависимость между фирмой-производителем и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, — один из примеров прямого воздей­ствия внешней среды на успешность функционирования фирмы.

Для роста и процветания фирме нужны также поставщики капитала. Поставщиками капитала для фирмы могут быть бан­ки, акционеры, частные лица, государственные учреждения, другие фирмы, предоставляющие займы или приобретающие ценные бумаги данной фирмы

Подбор трудовых ресурсов занимает особое место в решении всех поставленных перед фирмой задач. Без людей, способных использовать материальные ресурсы, капитал и сложную технику, невозможно эффективное функционирование фирмы. В совре­менных условиях можно отметить проблему нехватки высоко­квалифицированных специалистов (особенно для инновацион­ных фирм), подбора талантливых менеджеров и др. Серьезны­ми ограничениями со стороны поставщиков ресурсов могут быть цены на эти ресурсы, качество поставляемых товаров и услуг, договорные условия поставок.

Потребители формируют рынок сбыта. Существует широко распространенная точка зрения, что подлинная цель предпри­нимательства — создавать рынок потребителей. Под этим пони­мается следующее: выживание фирмы зависит от ее способнос­ти находить потребителей своей продукции и услуг и удовлет­ворять покупательские запросы.

Конкуренты

Конкуренты— один из наиболее динамичных внешних фак­торов, влияние которого невозможно оспаривать. В условиях рынка руководители фирмы осознают, что если не удовлетворять нужды потребителей столь же эффективно, как это делают кон­куренты, то результаты деятельности фирмы могут быть весьма плачевны. Во многих случаях не потребители, а именно конку- ренты определяют, какого рода продукцию можно продать и какую цену за нее запросить (рис. 2.6).

Потребители —не единственный объект соперничества фирм. Последние могут также вести конкурентную борьбу за материальные и трудовые ресурсы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию во многом зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

Контактные аудитории

Контактные аудитории — это внешние силы, которые ока­зывают непосредственное воздействие на принятие решений фирмы и преследуют различного рода интересы, связанные с ее деятельностью. Категорию «контактные аудитории» можно клас­сифицировать следующим образом (рис. 2.7). Важнейшую роль играют государственные институты, регламентирующие деятель­ность фирм. Так, установление правового статуса фирмы влечет за собой определенный порядок уплаты налогов. Различные орга-

ны государственного регулирования уполномочены устанавли­вать порядок ведения финансовой отчетности, выдавать лицен­зии, устанавливать таможенные пошлины, режим труда и т.д. Многие фирмы, особенно крупные, создают специальные под­разделения по связям с общественностью.

2.2.2. Факторы среды косвенного воздействия

Среда косвенного воздействия включает факторы, которые могут не оказывать немедленного воздействия на функциониро­вание фирмы, но тем не менее сказываются на ее результатах. Эти факторы можно подразделить на государственно-политичес­кие, экономические, социально-демографические, международ­ные, научно-технологические и правовые (рис. 2.8).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: