Хотелось бы начать лекцию небольшим отрывком из произведения Сент-Экзюпери «Маленький принц»:
«Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», - они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», - тогда они восклицают: «Какая красота!»
Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Дополните по ходу лекции в вашем «Круге ценностных ориентаций» сегменты ценностей, качества личности, предпочитаемые цели.
Цель: Введение основного теоретического материала и его освоение через различные способы восприятия.
Ценности — это представления о благах и способах их получения, на базе которых человек осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности. Ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития. Наиболее распространенно ценности классифицируют на духовные, социальные и материальные.
|
|
Ценностная ориентация — это идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки человеком социальных объектов и событий, а также способ организации человеком своего поведения в соответствии с осознанными мотивами.
Ценностные ориентации выступают в качестве стиля жизни. Они формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других элементах внутреннего мира, реализуются в поведении личности. В структуре деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами, они обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения. Система ценностных ориентаций составляет содержательную сторону направленности личности и отражает внутреннюю основу ее отношения к действительности.
Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени их сформированности можно судить об уровне развития личности. Развитые ценностные ориентации — признак зрелости, показатель меры социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, терпимость, патриотизм, настойчивость и т.д. Франклин пришел к выводу, что из всех добродетелей важнейшее значение имеют следующие, которые он расположил по степени важности:
|
|
Воздержание (есть не до пресыщения, пить не до опьянения).
Молчание (говорить только то, что может принести пользу мне или другому).
Порядок (каждой вещи - свое место, каждому делу - свое время).
Решительность (неукоснительно выполнять то, что решено).
Бережливость (тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим).
Трудолюбие (не терять времени попусту, всегда быть занятым чем-либо полезным).
Искренность (честность в словах, мыслях и поступках).
Справедливость (быть объективным, но великодушным).
Умеренность (избегать крайностей, сдерживать себя в эмоциях и поступках).
Чистота (не допускать телесной нечистоты, заботиться о чистоте одежды и дома).
Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении.
В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность. Предпочитаемые организациями ценности: долгосрочные исследования и разработки, рост, прибыль, результаты, общий объем капитала продаж количество работников, социальная ответственность, конкуренция, благоприятная атмосфера, способность видеть и понимать оружающий мир, способность осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, умение принимать решение, качество, этика и т.д. Таким образом ценностные ориентации личности непосредственно влияют на эффективность профессиональной деятельности.
Отметьте цветным маркером в каждом из сегментов наиболее важные для вас ценности.
Цель: Поиск и формирование личных ценностно-смысловых компетенций
Практический этап.
Цель: Отрабока практических навыков по нахождению, узнаванию и конкретизированию ценностно-смысловых регуляторов поведения.