Тенденция к расширению целевого компонента дидактической системы по предмету «Музыка» берёт отсчёт с концепции Д. Б. Кабалевского. Выдающийся педагог и композитор впервые доказал, что наличие широко поставленной цели позволяет не сводить знакомство с музыкой к освоению музыкального репертуара, а ввести растущего человека в «мир большого музыкального искусства, научить <…> любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров…». В контексте выдвинутой Д. Б. Кабалевским цели, учебный предмет «Музыка» рассматривается одновременно как в аспекте самоценности музыкального искусства, так и в аспекте самоценности личности растущего человека. Его основное назначение состоит в формировании музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры (Д. Б. Кабалевский). В этой связи главными функциями предмета в равной степени являются преобразующая и коммуникативная. Первая из них проявляется в воздействии музыки на личность растущего человека, её способности активизировать формирование всех аспектов личностной культуры учащихся, способствовать открытию «человеческого в человеке». Вторая раскрывается в уникальной природе музыкальной коммуникации — свойства, изначально присущего человеку (Л. В. Школяр, В. Л. Яконюк).
|
|
В функциональном поле предмета «Музыка» можно выделить и ряд иных функций. Это эстетическая функция, которая проявляется в способности музыки «дарить человеку эстетическое наслаждение, увлекать и покорять его своей красотой» (Д. Б. Кабалевский); воспитательная функция, которая находит своё проявление в возможности присвоения человеком духовно-нравственного опыта, кристаллизованного в музыкальных произведениях; познавательная функция, которая проявляется в возможности осуществить постижение истины уникальным способом — через художественный образ, где любой факт является эмоционально одухотворённым, и поэтому волнующим и гораздо глубже входящим в сознание (Д. Б. Кабалевский).
Исходя из подобного видения функционального поля, иерархия целей учебного предмета «Музыка» выглядит следующим образом:
Главенствующее положение в ней занимают цели, вытекающие из основной функции предмета:
· формирование ценностных отношений к музыке как части жизни человека;
· овладение системой ключевых (надпредметных) знаний и ведущих музыкальных умений;
· совершенствование личности в процессе музыкальной коммуникации.
Достижение этих целей позволяет установить тесные связи между музыкой и жизнью.
На следующем уровне представлены цели, вытекающие из понимания музыки как части целостной художественной культуры. Реализация этих целей даёт возможность установить связи между различными видами искусства — музыкой, литературой, изобразительным искусством:
|
|
· формирование представлений об общности языков различных видов искусств;
· овладение системой метапредметных понятий;
· формирование умений трансформировать музыкальный образ в образ иной модальности.
Музыкальная культура личности может быть определена как культура музыкального восприятия и культура практической музыкальной деятельности. В этой связи следующая группа целей направлена на присвоение частных знаний и формирование умений и навыков, характерных для отдельных видов музыкальной деятельности:
· овладение способами музыкальной деятельности;
· формирование умений творческого самовыражения в музыкальной деятельности.
В отдельную группу могут быть выделены цели, обеспечивающие воспитывающий характер учебного предмета «Музыка»:
· присвоение учащимися нравственно-эстетических ценностей национальной и общечеловеческой культуры;
· накопление опыта нравственно-эстетических отношений.
Последнюю группу составляют цели, отражающие развивающий характер учебного предмета «Музыка»:
· развитие музыкальных способностей (музыкальный слух и музыкально-ритмическое чувство);
· развитие творческих способностей, воображения, фантазии и интуиции;
· развитие певческого голоса.