Музыкальность (в широком смысле) – способность восприятия и виденья мира в форме музыкальных образов такое восприятие мира тесно связано с наличием у человека специфических способностей. Теплов выделял следующие специальные способности:
- способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.
-способность произвольно оперировать музыкально – слуховыми представлениями
- способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, таким образом, музыкальность – комплекс способностей необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Основным характерным признаком является – эмоциональная отзывчивость человека на музыку.
Музыкальные способности – комплекс психических свойств личности, помогающих успешно осуществлять музыкальную деятельность.
Музыкальность включает в себя музыкальные способности.
Виды музыкальных способностей:
- музыкальный слух и его разновидности (звуковысотный, мелодический, гармонический, полифонический, темброво-динамический, фактурный, внутренний, абсолютный, относительный).
|
|
- музыкальная память и её разновидности (двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая)
- музыкальный ритм (связан с чередованием опорных и неопорных звуков, долей)
- музыкальное мышление и виды (наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое), оно связано с содержанием музыкального произведения.
В современной науке центральный вопрос о наследственности способностей (врожденность). Большую роль играет соц.среда. Проблемы муз.способностей изучали: Теплов (ладовое чувство), Тарасов, Ветлугина.
Формирование и развитие муз.способностей осущ. в различных видах муз.деятельности. Формирование осущ. под воздействием соц.факторов: семейное окружение, школа, СМИ, квалификация преподавателя, соц.статус родителей. Биологические факторы представлены задатками и передаются от родителей по наследству.