Наши семинары — это публичные семинары. Это значит, что на них приходят разные люди и по возрасту, и по положению в социуме, и по уровню образования, и по роду своей деятельности. Поэтому во время обучения вам необходимо использовать простой язык.
Вы наверняка слышали об очень известной газете «Нью-Йорк тайме». Ее руководство приняло решение использовать в статьях такой язык, который соответствует уровню слушателя I курса университета, только-только окончившего колледж. Это привело к значительному увеличению рейтинга газеты. На этом примере я хочу показать необходимость использовать доступный для понимания язык. Так, если вы являетесь специалистом в области философии, химии или др. отрасли науки и владеете большим количеством терминов, непонятных обычным людям, не используйте их во время семинара. Старайтесь изъясняться как можно проще, потому что главная цель нашего обучения состоит в том, чтобы слушатели как можно полнее восприняли материал вашего семинара, чтобы они понимали, что они будут учить и как они это получат. Это значит, что вы должны уметь правильно объяснить то, чему вы собираетесь обучать, и излагать все содержание первой ступени своими собственными словами. Но ваша речь должна быть, вне всякого сомнения, грамотной.
Мы не требуем, чтобы при обучении вы владели лексикой высокого уровня, однако уровень вашей речи должен быть не ниже университетской. Ваши знания в различных областях, соприкасающихся с цигун, должны быть, по крайней мере, на уровне университетских знаний. В противном случае, слушатели могут смеяться над вашими ответами на вопросы, вы не сможете оперировать достаточно хорошо общепринятыми терминами в науке, философии, религии... Если вы знаете, что уровень вашей речи недостаточно высок, то вам нужно потратить много времени для того, чтобы исправить это и овладеть грамотной культурной речью.
Результат обучения слушателей очень сильно зависит от того, каким языком вы говорите. Если у двух преподавателей будет существенно отличаться уровень речи, то уровень их учеников будет также разли- чен. Я уверен, что существует много университетских профессоров, которые обладают глубоким и обширным знанием, но не могут достаточно хорошо обучать. Почему?
Потому, что уровень их ораторского мастерства отличается, отличаются и актерские способности. Ваша речь должна быть не просто интересной — вы должны использовать ораторское искусство, подбирать и формировать конкретные слова и выражения. Вы должны также проанализировать, почему речь некоторых спикеров, актеров или лекторов интересна, а других — нет.
И еще вы должны учитывать, что некоторые вещи иногда нужно пояснять не напрямую, а использовать косвенный, непрямой путь, путь аналогий.