Вторая лекция

Я очень рад снова быть в Ялте. Это уже не первый мой приезд Вы уже бывали на моих занятиях, у разных инструкторов проходили семинары. Поэтому эту лекцию мы построим по-другому. Я хочу услышать; о чем вы бы хотели поговорить, и в соответствии с этим построим наше общение. Или с какой целью вы пришли послушать эту лекцию? Я вижу, что среди вас много людей, которые уже знакомы с цигун. Но есть и новые лица. Есть ли у вас какие-то определенные цели, мысли, желания? Что именно вы бы хотели услышать? (Люди перечисля­ют с места свои вопросы.)

Итак, в самом начале короткое представление того, что такое Чжун Юань цигун и, в частности, что такое энергия. А затем мы перейдем к вопросам и дискуссии о том. что такое Вселенная.

Итак, поговорим о цигун. Мы можем сказать, что цигун — это мас-терство работы с энергией. Мы знакомились с различными упражнениями, говорили о том, как работать с энергией, и в то же самое время о том, как работать со своим сознанием, с умом. Как мы работаем с энергией?

Каждый день мы тратим нашу энергию. Каждый раз мы используем твою энергию и растрачиваем. И мы хотим знать, что такое энергия, как мы можем ее производить, откуда она берется.

Вы знаете, что иногда мы чувствуем себя очень энергичными, пол­ными сил, и тогда мы можем много чего сделать. А иногда мы чувству­ем себя очень уставшими, чувствуем, что у нас не хватает сил, не хватает энергии. И мы хотим знать, чем нам может помочь энергия, что мы можем при этом развить.
Мы можем сказать, что цигун - это определенная система, изучаю­
щая работу с энергией. Если дать более высокое определение цигун,
то можем сказать, что цигун — это наука о жизни. Иначе можно сказать, что цигун — это метод или система, с помощью которой мы можем развивать свою жизнь.
Мы ходим на занятия, посещаем различные семинары, учимся в институтах для того, чтобы получить определенные знания или освоить какое-то направление. Мы хотим приобрести определенное мастерство, чтобы потом иметь возможность делать


то, что будет полезно в нашей жизни. Иначе можно сказать, что мы хо­дим куда-то для получения знаний, чтобы потом использовать эти зна­ния в своей работе.

Но что при этом мы делаем с энергией, можем ли мы ее получить и потом использовать точно так же, как мы получаем и используем зна­ния в области компьютерной технологии, математики или другой обла­сти? Например, выпускники факультетов с компьютерной технологией могут потом заниматься разработкой программ, усовершенствованием или созданием новых компьютеров.

Можем ли мы продавать энергию, аналогично тому, как мы продаем компьютеры? Давайте посмотрим, что собой представляет компьютер­ная система. При покупке компьютера мы покупаем сам компьютер, а к нему еще программное обеспечение. Что вам еще нужно купить? Поче­му вы не покупаете энергию в магазине? Потому что она проведена в ва­ши дома и квартиры. Итак, у нас есть три составляющие для работы на компьютере. Прежде всего, это сам компьютер, без него мы ничего не сможем делать. Но без программного обеспечения мы тоже не сможем использовать компьютер. А если он не будет подключен к энергии? То тогда вы тоже не сможете им пользоваться.

А теперь давайте посмотрим, что такое с этой точки зрения человек. Без своего физического тела он не человек. А если без сознания, без ума. без головы? Итак, это значит, что мы не можем себе представить чело­века, у которого совершенно бы не работал мозг. А если без энергии? Можно ли увидеть, у кого здесь нет энергии? Без энергии люди умира­ют. Очень похоже, что компьютеры и люди в этом плане близки, анало­гичны. Но компьютеры мы сделали. А кто сделал нас? Родители родили детей, дети родили на свет их внуков.

С каждым годом мы совершенствуем компьютеры, делаем их все бо­лее и более новыми. Это значит, что у нас постоянно меняется про­граммное обеспечение и сами компьютеры как таковые, мы переходим ко все более совершенным программам, используем Интернет...

А как мы развиваем свое собственное сознание, свой собственный ум, себя самих? (Из зала: Читаем книги.)

Отмечаете ли вы, чтобы мы точно так же, как совершенствуем ком­пьютеры за последние годы, развивали бы себя — свои творческие спо­собности, свой ум?

Можно ли провести подобную аналогию? Как и чем мы можем оце­нить развитие своего ума? Из чего можно заключить, что мы развиваем свои творческие способности, свое сознание, свою мудрость?

Развитие в некоторых направлениях мы можем увидеть непосредст­венно и можем это отметить. Например, если мы развиваем свои мыш-


цы, то можем увидеть, что через некотрое время тренировки они стано­вятся сильнее, больше. А если мы говорим о том, что мы развиваем свою энергию и свой ум, то как мы можем это увидеть? Вы можете увидеть своими глазами, у кого здесь в зале больше энергии? (Ответы из зала: У Вас).

Вы можете чувствовать энергетическое поле.

Ялта — очень известный город, все это знают. Но это, кроме всего, очень специфическое место. Я думаю, что вы понимаете, что такое энер­гия несколько иначе, чем другие. У людей, живущих вблизи моря, один метод восприятия, а у людей, живущих в горах, другой метод восприятия. В Китае говорят так: если вы добрый человек, вы любите жить у моря. Ес­ли вы человек с высоким интеллектом и большой мудростью, вы любите жить в горах. А тут у вас есть и море, и горы. Люди здесь добрые и умные.

Что такое энергия с вашей точки зрения? Если я задаю такой вопрос, Я уверен, что на него трудно ответить. Я задаю сложные вопросы. Если бы я у вас спросил: что такое Вселенная? Кажется, что мы это знаем, но не можем ответить.

Еще один трудный вопрос: откуда произошла Вселенная?

Да, вы можете ответить, что она была всегда. Но точно так же вы мо­жете ответить, что несколько тысяч лет назад ее создали, потому что вы не можете это доказать. И в таком же самом направлении можно рассма­тривать вопрос с энергией — откуда энергия происходит, откуда она берется?

Поэтому мы эти вопросы пока отложим в сторону, не будем на них отвечать сейчас, немедленно, а попробуем рассмотреть это понятие с та­ких позиций: каким образом мы ее можем почувствовать?

Если бы мы воспринимали, ощущали энергию и имели о ней такое же представление, как, например, о воде, то это было бы уже хорошо. Можете ли вы мне ответить на вопрос: что такое вода?

Конечно, вы скажете, что это понятно, что воду мы используем для питья, для умывания, для выращивания растений... И, кроме того, ког­да мы к ней прикасаемся, у нас возникают определенные ощущения, мы чувствуем, что это вода. И еще мы знаем, что если мы не будем пить во­ду, то будем испытывать жажду.

Если бы мы могли использовать тот же самый путь для восприятия энергии, то мы тогда могли бы знать, что это такое. Вы можете пощупать энергию?

Можете ли вы ее почувствовать, видеть?

Можете ли вы использовать энергию, например, для того, чтобы улучшить свое здоровье?


Вы знаете, что если вы испытываете жажду, то вам нужна вода. А как вы определяете, что вам нужна энергия?

Когда мы чувствуем усталость, нам нужна энергия. Когда мы испы­тываем жажду, мы пьем воду, а когда мы чувствуем себя уставшими, то как при этом добыть энергию? Действительно, самый привычный путь — это выспаться и отдохнуть. Мы знаем, что поступаем так совер­шенно естественным образом.

Но почему при этом так много людей с нарушением сна?

Если у вас есть время выспаться и отдохнуть, то почему у некоторых людей даже после отдыха и сна остается ощущение усталости. И поче­му иногда человек, который пьет много воды, потом все равно испыты­вает жажду? Например, если кто-то страдает диабетом, у него всегда по­вышенная жажда. То же самое и с нашей энергосистемой: если у нее ка­кие-то неполадки, то мы постоянно чувствуем усталость, мы не можем хорошо спать, мы не можем хорошо отдохнуть — обычный отдых не по­могает восстановить энергию.

Я уверен, что у вас есть такой опыт: если вы устали, то не можете яс­но мыслить. Если завтра экзамен, то сегодня лучше отдохнуть, вы­спаться. Для того чтобы хорошо работать и чувствовать себя сильны­ми, нам нужно, чтобы у нас было достаточно энергии. Энергетическая система подобна нашему физическому телу, иногда с ней тоже возни­кают проблемы, как и с самим физическим телом. Если какие-то про­блемы с физическим телом, например вы упали и поломали ногу, то мы знаем, что у нас просто поломана кость. Мы можем пощупать, почувст­вовать это руками. А если какая-то проблема с энергосистемой, то как ее почувствовать?

А как узнать, достаточно ли у нас энергии или нет? А если у нас уро­вень энергии низкий, если у нас какие-то проблемы с энергосистемой, то как это определить? Как вы можете сказать, достаточно ли у вас энер­гии по вашим собственным ощущениям? Иначе говоря, если у вас недо­статочно энергии, то какие при этом возникают симптомы? (Много пе­речислений из зала.)

Все, что вы сказали, правильно. Низкий уровень энергии действи­тельно доставляет нам много проблем. Но в очень многих ситуациях мы игнорируем эти проблемы. Например, если ваш ребенок в школе плохо занимается, то вы все время сетуете и говорите ему: «Почему ты так много играешь, почему не занимаешься?» А ребенок будет отвечать, что он делает уроки каждый день усердно, но у него просто не получается. Если с вашим ребенком происходят такие вещи, то вы должны прове­рять не сколько времени он тратит на занятия, а, прежде всего, доста­точно ли энергии поступает в его мозг или нет.


Есть определенный симптом, феномен, который об этом сигнализи-

рует. Если ребенок не может хорошо концентрировать свое внимание

то это значит, что к мозгу поступает недостаточно энергии потому что

концентрация - это затрата энергии. Когда мы концентрируем свое

внимание, то мы тратим энергию, и когда ее становится меньше то мы

уже не можем достаточно хорошо концентрироваться. В этом случае мы

можем практиковать цигун для того, чтобы увеличить свою энергию,

тогда она в достаточной степени будет насыщать мозг, и мы сможем

лучше концентрироваться и использовать свой ум.

Кроме того, кто-то тут уже говорил о том, что, если у нас энергии не­достаточно, портится настроение, ухудшается эмоциональное состоя­ние. Правильно? Поэтому, если мы хотим улучшить свое эмоциональное состояние, нам нужно улучшать и увеличивать свою энергию.

Если мы хотим использовать больше электроэнергии, то нам за это приходится платить. А как мы можем поступить в отношении своей энергии? До того, как откроется моя энергостанция, никто не будет про­давать энергию. И поэтому вы не сможете купить ее за деньги. Что тог­да делать?

Вам нужно производить энергию самим.

Мы повторим вопрос откуда приходит энергия? (Разные ответы из зала.)

Мы живем в определенной среде обитания, вокруг нас природа, ог-ромное пространство, многие из нас живут в одинаковых условиях, но почему у одних людей много энергии, а у других ее мало?

Конечно, если мы, находясь в каком-то месте, чувствуем себя вялыми, чувствуем в себе недостаточно энергии, то в этом месте ее мало или она плохая. Если мы в каком-то месте чувствуем себя энергичными, у нас больше сил, то в этом месте энергии больше, и она другого качества.

А теперь подумайте: если определенная группа людей живет в одинако­вых условиях и в одном и том же месте, но у одних людей этой группы высокий уровень энергии, а у других уровень энергии низкий, как это можно объяснить? И как повысить уровень энергии у тех людей, у ко­торых он низкий? (Разные ответы из зала.)

Да, действительно, нам нужна любовь, мы в ней нуждаемся, и мы

Должны давать любовь другим. Когда у нас есть любовь, то мы чувствуем

себя счастливыми и у нас больше энергии. Если нас никто не любит, то

мы чувствуем грусть и сидим дома. Я очень много читаю лекций и прово-

жу семинаров, и практически на каждом из них находятся слушатели, ко-

торые подходят ко мне и задают вопрос, почему их никто не любит.


А еще бывает так: человек говорит, что готов полюбить всех, но ни­кто не хочет с ним общаться. Конечно, нужны определенные состояния и знания для того, чтобы привлечь других людей. Для того чтобы воз­никла любовь, требуются определенные условия. И тогда возникает во­прос: а как развивать свою любовь?

Да, мы хотим развивать свою энергию, потому что энергия — это по­средник между очень многими вещами. Если у нас повысится энергия, то поменяется наше эмоциональное состояние и мы станем привлека­тельными для других. Мы можем сказать, что цигун — это простая на­ука о жизни, которая позволяет регулировать свое состояние так, чтобы развивать свой дух, развивать себя. Наши физические условия связаны с нашим эмоциональным состоянием. Очень многие люди хо­тят изменить свои условия, они хотят любить или быть любимыми, но не всегда это получается. Если использовать при этом только свой ум, свое сознание, то, похоже, что это не срабатывает. И тогда мы задумыва­емся над тем, как наши физические условия оказывают воздействие на наш ум? И как уровень нашей энергии может оказывать влияние на наш ум и на наше сознание?

Очень понятно, что мы хотим иметь лучшее состояние, больше твор­ческих способностей, мудрость, хотим любить и быть любимыми. Но каким образом мы сможем этого добиться?

Если мы хотим усилить свои мышцы, то знаем, что нам надо делать. А если мы хотим развить свою мудрость, то что в этом случае делать?

А если мы хотим развивать свое сердце, если мы хотим открыть свое сердце, чтобы у нас было хорошее эмоциональное состояние и была лю­бовь, то, что в этом случае надо делать?

Есть ли у нас какой-то метод работы с этими проблемами? Можем ли мы поступить так, как в фитнес-клубе при занятиях спортом для на­ращивания мышц?

Да, есть. Во всем мире сегодня существует огромное количество практикующих цигун, которые получили этот результат. Здесь тоже есть многие из тех, кто практикует. Вы заметили, что после практики цигун в какой-то степени поменялась ваша жизнь? (Из зала: Да!)

Сейчас давайте займемся небольшой практикой для того, чтобы по­чувствовать энергию. Растираем ладони. Сейчас положите руки на об­ласть среднего даньтяня, возле сердца. Закройте глаза, мысленно по­смотрите на свое сердце. Постарайтесь визуализировать сердце и уви­деть, что оно улыбается...

Поднимите, пожалуйста, руки, кому не удалось увидеть улыбающее­ся сердце. А что вы видели вместо улыбающегося сердца?


Такое упражнение — это метод улучшения наших эмоций. И этим

методом можно также улучшить состояние нервной системы и сердца.

Иногда мы можем сказать, чту у нас душевные проблемы. Тогда ис-

пользуют выражение: «душа болит». Если болит душа, практикуйте это

упражнение: смотрите свое сердце и смейтесь, говорите своему сердцу:

«Уулыбнись, пожалуйста».

Сейчас давайте посмотрим, как вы можете почувствовать свою энер­гию. Мы помогали работать сердцу, поэтому вы будете чувствовать се­бя лучше. Итак, представьте себе, что между вашими руками шар. Когда вы представляете, что там энергетический шар, то он действительно там появляется. Это говорит о том, что наш ум может управлять энергией.

В целом цигун — это не такая простая вещь. Это не просто система,

позволяющая развивать нашу энергию. Цигун — это наука, которая

позволяет развивать себя как целостное человеческое существо. У

всех есть физическое тело, энергия и душа. Что такое душа?

Снова трудно ответить. После того, как умирает физическое тело,

душа остается или нет? (Из зала: Да.)

Откуда вы знаете? Где потом душа будет жить? Был ли у вас такой опыт о том, что ваша душа куда-то отправлялась, и вы поняли, что это ваша душа? (Из зала: Да.)

Мы можем сказать, что цигун — это специальный метод практики для развития физического тела, энергии и души. Энергия — это просто ощущение, мы почувствовали энергию. После того как мы будем практиковать, у нас откроется видение Третьим гла­зом. И тогда в процессе медитации вы сможете видеть энергию. Снача­ла вы сможете увидеть первый уровень энергии — энергию тумана, которая окружает наше тело и окружает все предметы. Вы сможете уви­деть энергию тумана на каком-то расстоянии от земли, вы сможете уви­деть, что она окружает деревья, различные растения, горы... Если мы бу­дем говорить об энергии, то иногда это бывает трудная тема. Но когда открывается Третий глаз и мы можем увидеть энергию, то тогда, глядя на человека, мы сразу можем понять, где энергия не в порядке.

Кто видел когда-либо энергию тумана, поднимите руки. Много, не только я видел. Если вы будете продолжать практику медитации, то тог­да Третий глаз будет открываться все больше и ваш уровень энергии бу­дет развиваться. Тогда вы сможете увидеть не только энергию тумана, Но еще и энергию света.

Кто-нибудь видел свет, но не обычный свет, а при закрытых глазах потоки какого-то разноцветного света? Тоже много.


А третий уровень энергии — это трансцендентальная энергия. Кто видел? Никто.

Мы назвали этот уровень трансцендентальной энергией, потому что ее нельзя увидеть и нельзя почувствовать. Она существует во всей Все­ленной. Во Вселенной существуют звезды, планеты, другие небесные тела. А все пространство между ними заполнено трансцендентальной энергией. Но сейчас с точки зрения науки мы не можем сказать, как ее можно использовать, мы этого делать пока не умеем.

Если посмотреть во Вселенную, посмотреть на нашу Солнечную си­стему, то между Землей, Солнцем и другими планетами нет ничего. Но каждое из этих небесных тел находится на своем месте и движется по своим орбитам. Кто же заставляет их удерживаться на этих орбитах, кто этим управляет и контролирует? У кого такая мощная энергия, чтобы управлять движением планет? Эту энергию, которая управляет и кон­тролирует движение всех небесных тел, мы назвали трансценденталь­ной энергией.

Мы практикуем цигун не для того, чтобы почувствовать энергию, как мы это делали сейчас. Мы занимаемся цигун, чтобы развивать свой уровень до тех пор, пока мы сможем увидеть энергию тумана, затем, продолжая практиковать, мы сможем увидеть энергию света, второй уровень, а позже мы сможем использовать третий уровень — трансцен­дентальную энергию — для улучшения своего здоровья и для развития своей души. Если мы откроем какую-то новую технологию, благодаря которой сможем использовать трансцендентальную энергию для своих нужд, то нам не нужно будет использовать газ или уголь для получения электроэнергии и тепла — мы сможем использовать непосредственно трансцендентальную энергию. Возможно, в будущем, проведя опреде­ленные исследования, мы сможем использовать эту энергию, потому что ее много везде во Вселенной.

А сейчас давайте поговорим о том, как мы можем развивать свою душу.

Прежде всего, нам нужно узнать, что же такое душа. А уже затем мы можем думать, как ее развивать. Когда мы приходим в очень глубокое со­стояние Тишины и Успокоения, то душа может выйти из нашего тела. Тогда вы, т.е. душа, можете видеть свое физическое тело. А позже, по ме­ре практики, вы, когда захотите, скажите, что хотите погулять, и тогда выходите из тела. Потом захотите — возвращаетесь обратно. Такого ро­да опыт и практику мы можем получить в процессе медитации. А, кроме того, бывает и так, что у нас возникают какие-то проблемы с физическим телом, и тогда душа его тоже покидает. Это бывает, например, во время операции, при наркозе; это бывает, когда человек заболевает и теряет со-


знание,тогда его душа выходит. Например, этобывает приинфарктах, приинсультах. У кого-нибудь был такой собственный опыт, когда его душа покидала физическое тело? (Из зала: Да, во время операции.)

Бывает, что тогда видим немного иначе, чемобычным зрением: вы

видитеболее широко, чем обычно. Когда сознание выходит из тела и вы ощущаете себя там, где находится ваше тело, ивы можете слышать звукивокруг. А когда выходит душа из тела, то у тела не остается никаких каналов восприятия: ни звуков, ни тактильных ощущений Очень часто мы используем такие методы для развития сознания, тогда мы свое со­знание отправляем наружу для того, чтобы можно было принять какую-то информацию из какого-то места, но душа остается внутри, и мы понимаем, что мы еще здесь. А если заниматься практикой, погружаясь во все более глубокую медитацию, и получить состояние Паузы, то тогда в этом состоянии душа может выйти, и вы можете перемещаться, и тело в этом состоянии ничего не ощущает, не чувствует, и вы полностью осознаете, что это вы переместились в какое-то место и там находитесь.

Цигун — это такой метод, который помогает нам развивать каналы восприятия, свои чувства и свою душу, и потом мы можем понять, что такое жизнь, в чем заключается ее суть И с помощью своих собственных чувств мы можем гораздо глубже понимать, что такое природа и что такое Вселенная. В этот момент мы можем получить ответы на вопрос, что такое Вселенная и откуда приходит энергия. Мы можем также сказать, что цигун — это такая система, которая с помощью такого метода может нам дать понять, что такое жизнь и что такое Вселенная. Если вы хотите, например, глубже понять, что такое христианство как религия, то эта система может вам помочь глубже понять его суть, шаг за шагом. Если Вы хотите понять суть и смысл других религий, например индуизма или магометанства, или еще каких-то иных направлений, то практика этой системы поможет вам построить мост, дорогу, по которой вы можете продвигаться дальше для понимания глубины и сути других религиозных течений. Потому что цигун — это метод развития самих себя.

Сейчас давайте перейдем к вопросам и ответам.

В. Как можно прийти в состояние Тишины, если есть какая-то про­ча и человек не может расслабиться?

О. Существует много методов, чтобы помочь себе углубить состояние Тишины. Мы обнаружили, что один из самых эффективных методов это дыхание телом, которое мы изучаем на II ступени. И еще очень легко входить в состояние глубокого Успокоения и Тишины, когда вы очень устали после выполнения какой-то работы или после длительной медита-


ции. Некоторые могут получить хороший результат при медитации после очень плотной еды. Другим легче это сделать утром. Можно просто по­пробовать разные варианты и посмотреть, какой наиболее удобен.

В. Известно, что энергия бывает созидательная и разрушительная. Это верно? Если да, то еще Блаватская в своих работах писала, что во вре­мя открытия каналов в человека может войти и разрушительная энергия.

О. Энергия подобна солнечному свету. Солнечный свет помогает всему расти, без него это невозможно. Но если солнечный свет очень злой, очень сильный, то он может и причинить вред. Но, как правило, такая сильная и разрушительная энергия приходит из Вселенной, а ва­ша собственная энергия недостаточно сильна, чтобы причинить вред другим. Та энергия, которую мы можем излучать — это жизненная энер­гия, она помогает жить. Неправильно, что при открытых каналах может зайти энергия, причиняющая вред.

Почему это так? Потому что вокруг нашего тела существует аура, как атмосфера вокруг Земли. Такая аура существует вокруг каждого ор­гана, и каждая живая клетка организма тоже имеет такого рода ауру. Поэтому в нашем теле существует собственная защитная система. Практика цигун усиливает эту защитную систему, и аура становится толще и шире. Но если мы съели что-то плохое или по какой-то причи­не заболели, тогда наша аура становится тоньше и слабее. В этом случае плохая энергия извне может оказать влияние на наше тело.

А может быть так, что ваша собственная энергия очень слаба. Если при этом вы общаетесь с человеком с очень серьезным тяжелым заболе­ванием, то тогда его больная энергия может оказать влияние и на вас. Вот это — правда.

В. Можно ли заниматься, когда идет дождь?

О. Конечно, можно, почему нет?

В. Если мы не видим и не чувствуем транцендентальную энергию, от­куда мы знаем, что она существует?

Вы можете видеть гравитацию? Вы чувствуете гравитацию? Это про­сто ученые сказали вам, что сила тяжести — это реакция вашего тела на гравитационные силы. А на самом деле вы не можете ее чувствовать. Энергию тумана люди могут видеть, для этого они используют свои органы чувств. А для того, чтобы почувствовать трансцендентальную энергию, мы не можем использовать свои органы чувств. Мы можем вос­принимать ее совершенно по-другому: мы можем использовать свое со­знание и ум для управления этой энергией с помощью мантр — так мы можем с ней работать. И тогда у нас тоже происходят определенные фе­номены, точно так же, как сила тяжести — это феномен гравитации. Ког­да что-то падает и притягивается к земле — это только феномен.


В. Когда занимаюсь практикой, маленький ребенок начинает болеть, температурит....

О. А до того, как вы начали практиковать, какое было состояние ре-бенка, было ли повышение температуры?

Нет.

— Такое может быть только при одной ситуации. Когда вы практи-куете, ваша аура, ваша энергия усиливается, и она оказывает влияние на ребенка. Если у ребенка какие-то потенциальные проблемы, скрытые болезни, то эта энергия начинает менять в нем нечто, и это все повыша­ет сопротивляемость организма, что выражается повышением температуры — так бывает, когда организм борется.

Это похоже на те феномены, которые происходят с нами во время практики. Некоторые люди, когда начинают практиковать, замечают, что их болезнь как бы усугубляется, им становится хуже. Вам нужно практиковать глубже, чтобы через это пройти, тогда эта проблема исчезает. Обычно, когда кто-то из родителей рядом практикует, это очень сильно помогает детям, они получают при этом много энергии.

А теперь давайте рассмотрим наши стандартные ознакомительные лекции.

Итак, представьте себе, что вы провели лекцию, на которой давали много новой информации. Чтобы слушателям не было утомительно или Скучно, вы вставляли в какие-то места интересные рассказы, или демон-стрировали ци. На следующий день вы планируете начать практический семинар. Вы перечислили, что будет на этом семинаре, но слушатели все равно не могут составить представление о том, чем отличается ваша лекция от практических занятий.

Что можно сделать? Как можно, с одной стороны, пояснить, что такое практика, а с другой стороны — привлечь слушателей на занятия?

Первый вариант

В конце лекции предложите слушателям сесть удобно, расслабиться, положить руки на область пупка (объясните как), прикрыть глаза и прислушаться к ощущениям в глубине тела под руками. Поясните, что нельзя сильно концентрироваться: «Кажется — есть, кажется — нет».

Если есть возможность, можете включить музыку. Длительность — 10-20 мин. в зависимости от того, каким временем вы располагаете.

После окончания упражнения поясните, что одно из наших упраж- нений — это стараться почувствовать тепло в области под пупком, потому что у тех, кто будет постоянно чувствовать в ней тепло, будет хоро­шее здоровье.


В этом случае можете задать это упражнение в качестве домашнего задания. Можете сказать, что те, кто собирается прийти завтра на семи­нар, должны попробовать повторить это упражнение дома не менее 30 минут. А тем, кто не придет, вы советуете тоже выполнять его по ме­ре возможности для улучшения здоровья.

Второй вариант

Если на вашей лекции много пожилых или больных людей, предло­жите им в самом конце регулирование функций почек под музыку ци воды. Попросите их удобно сесть, расслабиться и представить, как жур­чащая вода промывает их почки от шлаков, песка, плохой грязной ци.

Для тех, кто собирается прийти на семинар, предложите перед сном попробовать спокойно посидеть со сложенными на пупке руками и по­чувствовать, что будет происходить в глубине тела, а на занятиях завт­ра рассказать о своих ощущениях. Не говорите, что они могут чувство­вать, — обсудите это на семинаре.

Третий вариант

В конце лекции расскажите о проверке количества и качества энергии по лункам и цвету ногтей. Потом покажите слушателям, как открывать каналы на пальцах, и выполните это вместе с ними.

Четвертый вариант

Если по каким-то причинам ваша лекция относительно короткая (около часа) и предполагает продолжение в качестве семинара, сделай­те перерыв, чтобы лишние люди могли незаметно уйти. После этого по­ясните метод открытия каналов на пальцах и дайте подготовительные упражнения.

Домой задайте повторить то, что группа запомнила из упражнений, а перед сном предложите тридцать минут спокойно сидеть или лежать, по­ложив руки на пупок. Обсуждение феноменов оставьте на следующее за­нятие.

Все четыре варианта можно комбинировать по своему усмотрению. Вы должны понимать, что данные рекомендации не являются обяза­тельными, но часто являются очень удобными и практичными.


ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Прежде всего рассмотрим, как распределять материал для новых слушателей, а затем — какие отличия в проведении занятий для групп с большим количеством «повторников». Будем ориентироваться на пер-вый вариант, поскольку новые инструкторы чаще всего встречаются именно с такими группами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: