Глава VI. Медиакритика и гражданское общество

В главе на материале критико-журналистских публикаций, документов общественных организаций анализируется зарубежный опыт развития гражданских форм медиакритики, изучение и учёт которого призваны повысить демократический потенциал критико-журналистской деятельности в России. Раздел VI.1. “Роль медиакритики в обеспечении подотчётности СМИ перед гражданами” содержитхарактеристику роли гражданских структур в системе обеспечения социальной подотчетности печатной и электронной прессы. В разделе VI.2. “Мониторинг СМИ и медиакритика в деятельности гражданских объединений” представлена типология структур гражданского общества, осуществляющих общественный мониторинг СМИ и медиакритику, дан анализ проблематики критико-журналистских произведений, публикуемых ассоциациями граждан - от общественных групп мониторинга СМИ и медиакритики (media watch groups) до обществ по защите прав потребителей. Обзор проблемно-тематического комплекса 136 критико-аналитических публикаций, появившихся в 1998-2002 гг. на сайтах зарубежных общественных организаций и гражданских групп (в том числе американских FAIR, “News Watch”, “American Review”, британской “Press Wise Trust”, испанской AUC и бразильской “Институт Гутенберга” (Instituto Gutenberg), выявил следующие доминирующие проблемные блоки:

- анализ и обсуждение проблем, связанных с обеспечением свободы прессы и журналистской деятельности, идейного и политического плюрализма СМИ, с использованием ресурсов печатной и электронной прессы в целях укрепления и развития демократии (“Press Wise Trust”, FAIR, “American Review”);

- разоблачение скрытой государственной и корпоративной цензуры прессы, самоцензуры журналистов (FAIR, “Press Wise Trust”);

- анализ процессов слияний крупнейших медийных корпораций, влияния поcледствий концентрации собственности в медийном секторе на информационное обслуживание аудитории (FAIR, “American Review”);

- обоснование реформ, нацеленных на ограничение влияния крупнейших корпораций в медийном секторе (“American Review”, FAIR), на развитие общественных СМИ (AUC, FAIR, “American Review”);

- разоблачение и критика проявлений расизма и ксенофобии в содержании СМИ (FAIR; “Press Wise Trust”);

- критический анализ медийных образов и стереотипного отображения различных социальных групп (национальных меньшинств, экономических иммигрантов, беженцев из зарубежных стран, промышленных рабочих) с целью выявления искажений и умолчаний (FAIR; “Press Wise Trust”);

- анализ роли СМИ в формировании политического выбора аудитории (FAIR, “American Review”);

- выявление и корректировка псевдоновостей, умолчаний и искажений в освещении политического процесса ведущими коммерчески ориентированными средствами массовой информации (FAIR, “American Review”);

- анализ умолчаний в освещении крупнейшими средствами массовой информации дискуссионных сторон деловой и общественной жизни (FAIR, “American Review”);

- выявление и корректировка умолчаний и искажений в освещении международных событий и проблем (FAIR, “Press Wise Trust”);

-анализнегативного влияния на аудиторию сцен насилия, отображаемых средствами массовой информации (“Press Wise Trust”, AUC);

- изучение влияния на аудиторию манипулятивных элементов медийного содержания, включая коммерческую рекламу (AUC, “Press Wise Trust”, “Instituto Gutenberg”);

- выявление и анализ нарушений принципов и норм профессиональной этики - главным образом, отклонений от требований точности и объективности в журналистике (FAIR, “News Watch”,“Instituto Gutenberg”, “Press Wise Trust”);

- обоснование требований о совершенствовании законодательного регулирования рекламы на телевидении (AUC, “Instituto Gutenberg”);

- критика зависимости прессы от пиар-источников информации и других форм влияния со стороны госбюрократии и корпораций (FAIR, “Press Wise Trust”);

- анализ негативного влияния рекламного бизнеса и пиара на содержание СМИ и деятельность медийных организаций (FAIR, “American Review”);

- обоснование необходимости создания и развития эффективных общественных регулирующих механизмов, обеспечивающих реальную подотчетность средств массовой информации гражданам (“Press Wise Trust”, “American Review”);

- анализ профессиональных и этических проблем, порождённых внедрением новых информационных и коммуникационных технологий в медийную практику (“Instituto Gutenberg”, AUC).

На примерах из зарубежной практики характеризуются роль и значение медиакритики в её гражданских формах в обеспечении постоянного демократического диалога между общественностью и средствами массовой информации.

В разделе VI.3.Использование новейших информационных технологий в СМИ: критический анализ с позиций гражданского общества” представлен анализ проблематики зарубежных критико-журналистских работ, отражающих отношение общественных организаций к изменениям в деятельности СМИ под влиянием процессов дигитализации и медиаконвергенции.

В условиях, когда деятельность средств массовой информации приобретает всё более отчётливый наднациональный, глобальный масштаб, когда они действуют в составе транснациональных корпораций, осваивающих глобальный информационный рынок, параллельно начинает развиваться процесс интернационализации медиакритики. В разделе IV.4. “Гражданский мониторинг СМИ и медиакритика в условиях глобализации массовых коммуникаций” на основе анализа содержания произведений зарубежной гражданской медиакритики и обобщения научных разработок по данной проблематике дана характеристика предпосылок и проявлений этого процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: