Глава четвертая. Подготовка

Инструменты поэта – это язык и речь. Инструменты же художника связаны со зрением. И тот, и другой ощущают реальность красоты. Древнекитайские художники уделяли время тому, чтобы почувствовать пространство, покой, поэзию и универсальность красоты.

Живописец использует все имеющиеся в его распоряжении средства, чтобы выразить свои чувства. Одним из этих средств является цвет; с помощью цвета художник “входит” в пространство. Его понимание цвета постепенно становится все глубже и полнее. Он постигает силу тьмы и света и стремится их передать как можно экспрессивнее.

Вы являетесь хозяевами творческого процесса и можете выбирать любой способ обращения с краской или иными материалами, так, чтобы в конце концов почувствовать удовлетворение от результатов работы. Вы вправе что-то изменить в работе, либо создать нечто совершенно новое. В распоряжении художника – неограниченные возможности.

Подготовка. Следует подготовить свое отношение, но не процесс, поскольку он должен быть спонтанным. Ничто не заставляет нас создавать законченное произведение, поскольку рост мастерства происходит постепенно. Для ребенка творческое самовыражение является естественным, и он подолгу не размышляет над тем, насколько удачен его рисунок. Чем более человек восприимчив, тем больше он может получить. Нам следует быть восприимчивыми к новому опыту. В “Гамлете” есть слова: “Готовность – это все”. Подлинная готовность к восприятию даже единичного опыта придает нам силы.

Пусть идея вашей будущей работы приходит к вам простым и естественным путем. Почувствуйте тепло и оцените свою собственную идею. Чем более радостным и исполненным энтузиазма по поводу замысла своей работы вы будете, тем более вы будете готовы к процессу творческого самовыражения.

Следует иметь представление о материале. Материалы должны быть подготовлены и доступны для того, чтобы, когда у вас возникнет желание ими воспользоваться, вы могли бы без труда это сделать. В то же время, мы должны знать природу и возможности художественных средств.

Все начинается с чистого холста. На нем могут материализоваться наши мысли и чувства. Мы реагируем на чувства, энергию жизни, бесконечность пространства и любви. Работа художника не должна быть ему в тягость.

Желательно отвести время на размышления. Оно готовит нас к творческой коммуникации и помогает сохранить единство мысли для того, чтобы удержать все элементы работы в одном пространстве. Проблемы решаются, когда мы выходим за их пределы. Сосуд не присутствует в глине. Все части работы должны служить единой идее. Ни одна из них не должна доминировать. Отнюдь не мысль или эмоция, но мудрость универсального ритма позволяет всему найти нужное место.

Мы призваны реализовать свои высшие возможности. Великий музыкант-исполнитель должен пройти длительную практику, но когда он играет, он дает своему таланту проявиться спонтанно и ярко. То же самое справедливо и для художника.

Возлюбите свою деятельность, используйте свободные мгновения и более продолжительное время. На развитие своего таланта. Мы должны трудиться и любить свой труд. Одних сентиментов недостаточно.

Дисциплина. Нам необходимо время для того, чтобы успокоиться и подготовиться к восприятию и “переработке” чувств и мыслей. Медитация и размышления – условия для раскрытия таланта. Свободное проявление таланта чем-то напоминает танец; работая, мы словно танцуем.

Нет необходимости в том, чтобы “наглухо закрывать двери”, если можно так выразиться. Жизнь бесконечна, а потому “двери закрываются”, лишь когда мы сами их создаем. Незаконченное состояние работы, когда дверь остается полуоткрытой, лучше, чем ее законченность. Следует остановиться, когда вы почувствуете, что для этого настало время.

Не следует упускать того, что может иметь для вас смысл. В творчестве нет жестких правил, но есть дисциплина. Мы – часть вселенной, и мы заключаем ее в своем сознании. Творческое состояние может быть “запущено” в течение нескольких минут. Мы не можем воочию увидеть, как распускаются цветы, но мы видим цветение, и это подтверждает непрерывность роста. То же самое относится и к развитию нашего таланта. Если мы остаемся частью единого целого, мы на верном пути. Следует с любовью относиться к каждой линии, мазку, частям пространства и отношениям между элементами образа, и эта любовь должна предполагать терпение.

Идея родства всего и вся должна неизменно присутствовать в нашем сознании, тогда наша деятельность будет являться не партией виртуоза, но процессов всеобщего раскрытия. Тогда выставка любого из ваших сподвижников. Наполнит вас радостью, даже если вы сами будете не готовы организовать свою собственную.

С чувством смирения мы освобождаемся от прежних идей, веря в то, что жизнь бесконечна и величественна. Дисциплина заключается в том, чтобы очистить наши чувства и сделать их более естественными и простыми.

Интуиция. Творчество невозможно без интуиции. Никакое знание не может ее заменить. Она помогает расти, опираясь на личный опыт. В интуиции нет ничего мистического. Она является нашим внутренним разумом, проводником и оценщиком. Без нее вряд ли возможно создать что-бы-то-ни-было.

Интуиция всегда имеется в нашем распоряжении, но проявляется по-разному. Художники ей как правило доверяют. Она представляет собой такое дарование, которое всегда в нас присутствует, а вовсе не является каким-то мимолетным свойством. Интуиция часто противостоит конвенциональным верованиям. Ей следует доверять и критично относиться к конвенциям.

Сомнения могут быть разрушительны, но интуиция и вера помогают собраться с силами. Мы не должны бояться творческих экспериментов и неизбежных при этом ошибок, поскольку на ошибках учатся. Было бы несправедливо по отношению к себе их не допускать. Природная мудрость делает нас свободными и готовыми учиться на собственных ошибках. Интуиция способствует росту и самораскрытию. Поистине счастливы те, кто идет этим путем.

У некоторых художников могут иметь место периоды продуктивной деятельности, сменяемые состоянием истощения. У других же продуктивная деятельность сохраняется очень долго. Интуиция позволяет сохранить творческое равновесие, защищает художника от ложных влияний извне и позволяет избежать истощения.

Интуиция активно проявляется, когда мы ей доверяем. При этом мы чувствуем, как образ «растет» и раскрывается сам по себе. Те внутренние качества, на которые мы опираемся, позволяют нам чувствовать, в каком направлении нам следует двигаться. Мы не можем в полной мере реализовать наши возможности, до тех пор, пока не произойдет нашего полного включения в деятельность. Наша способность к поддержанию связей с окружающим миром также связана с внутренними качествами и чувством прекрасного.

Мы разделяем то, что чувствуем, и то, что знаем. Интеллект и интуиция дополняют друг друга и создают необходимое и мощное единство. Интуиция первична, но интеллект придает ей силы. Иногда необходимо время для того, чтобы интеллект смог соединиться с интуицией. Мы должны доверять своим чувствам и, в случае необходимости, делать перерывы в работе, чтобы не дезорганизовать творческий процесс. Любовь – величайшая сила, без которой невозможна никакая творческая деятельность.

Глава пятая. Рисунок

Цель. Рисунок как правило связан с наложением темного материала на белую поверхность. При этом используются уголь, мелки или другие материалы. Рисунок предполагает концентрацию на линии и контурах изображения, однако может включать работу с закрашенными массами и текстурами. Как и в любом ином виде изобразительной деятельности, рисунок связан с постижением бесконечности пространства и, в то же время, воплощением определенных идей или форм. Рисунок часто имеет структурированный характер. Опыт графической работы очень важен для любого художника. Благодаря этому многие приходят к более активным занятиям живописью. Однако, хотя рисунок и служит этой цели, он обладает своей собственной прелестью.

Развитие навыков рисования так или иначе помогает лучше чувствовать жизнь Посредством рисунка мы неизменно воспринимаем движение жизненной энергии. Хотя техника необходима, фундаментальной является способность любого художника выражать многообразие отношений между субъектами и объектами. Человеческое движение первоначально постигается на уровне психической реальности. Идея движения изначально имеет интуитивный и неосознанный характер. То же самое касается рисунка.

Очень важно чувствовать. Когда мы «чувствуем» рисунок, он является естественной активностью. Рисуя человеческую фигуру, важно чувствовать, что это – наиболее интересный и динамичный элемент не только всего рисунка, но и вселенной. В настоящее время многие художники склонны нивелировать значимость человеческого опыта. Изобразительное творчество позволяет раскрыть новизну и индивидуальный характер восприятия. Не смотря ни на что, в нас продолжает жить чувство восхищения окружающим миром и восторга перед теми движениями и формами, воплощением которых является человек. Наше восприятие идет дальше физической внешности предметов, что позволяет нам ощущать пространство и дыхание жизни. Это можно увидеть, например, в рисунках Рембрандта. Они отражают его бесконечное терпение и самоконтроль и, в то же время, спонтанность. Приобретите альбом его рисунков для того, чтобы насладиться более близким знакомством с ними.

Линия-контур. В своем творчестве художник выражает опыт жизни. Линия же является человеческим способом оживления изобразительной формы. Линия и контур принадлежат визуальному искусству, но имеют природное происхождение. Обозначающая границы объекты линия, в то же время, является границей пространства. Она влияет на динамику всей композиции. Что заставляет нас проводить линию в том или иной месте? Линия – это инструмент экспрессии, который должен применяться с деликатностью и удовольствием. Контур часто позволяет передать столь делаемое изящество форм. Линия также может подчеркивать массивные области или придавать им контраст.

Мы используем линию и контур для того, чтобы сформировать пространство всего рисунка. Линия связана как с пространством, так и с формой. Она указывает на то, что происходит с пространством, а потому ее следует рассматривать как часть пространства. Это важно для развития художественного мышления.

Особые качества рисунка могут диктовать использование либо непрерывной, либо прерывистой линии. Во многих случаях мы стремимся придать рисунку большую экспрессивность. Важно уловить общую идею композиции, чтобы все ее элементы естественным образом нашли свое место.

Обратимся, например, к работе Ван Гога “Berceuse”. Это, несомненно, очень экспрессивная работа. Линии возникают из самого пространства. Ни одна часть картины, даже самая небольшая, не ощущается как замкнутая или «задавленная»; все части изображения отражают бесконечность и включенность в общее пространство картины.

В своих рисунках Матисс творит саму жизнь и пространство. Чувство безмерной радости позволяет ему передавать ощущение безграничности мира.

По мере создания новых форм и линий художник должен включать их в общее пространство изображения и объединять с тем, что было создано раньше. Мельчайшая линия должна ощущаться как необходимая часть единого целого.

Посредством линии можно передавать очень многое. Линия и масса могут служить формированию целостности. Они подчинены общему ритму движения всей работы. Необходимость линии для всей композиции делает ее значимой. Добавьте в процессе рисования спонтанность и интеллект и ту жизнь, которой наполнены работы Рембрандта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: