На морских и речных судах

Начало второй половины XX сто­летия и особенно 70—80-х годов отме­чено интенсивным развитием судоход­ства и судостроения. Только за пос­ледние 10—15 лет число судов мирово­го флота возросло более чем на 40 %, а потери судов от пожаров за этот период увеличились более чем в 2 раза.

Пожары и взрывы становятся ос­новными причинами катастроф судов как при их эксплуатации, так и при строительстве или ремонте.

Пожары на судах часто принимают большие размеры и приводят к круп­ному материальному ущербу. Тушение пожаров на судах, как правило, сопряжено с большими трудностями в оценке обстановки, значительными затратами огнетушащих средств, привлечением большого количества сил и средств пожарной охраны и служб флота со сложностью плани­ровки, насыщенностью и разновид­ностью пожарной нагрузки, отсутст­вием безопасных путей эвакуации и т. д.


Практика тушения пожаров пока­зывает, что главным препятствием является дым и высокая температура. Тушение пожаров на судах проводит­ся в условиях недостаточного естест­венного освещения, плотного задымле­ния, высокой температуры, тепло­проводности конструкций судна при большой скорости распространения горения по коридорам, шахтам трапов и вентиляционным каналам и т. п.

Статистика пожаров показывает, что наибольшее число пожаров про­исходит в жилых и служебных поме­щениях судов и составляет 44 %, в помещениях силовых установок — 20 %, в грузовых отсеках —27 %.

Наибольшее число пожаров в жи­лых и служебных помещениях объяс­няется нарушением правил пожарной безопасности.

Данные обстановки на пожаре судов отличаются от других сооруже­ний особенностью их планировки, на­личием большого количества коммуни­каций, развитой системы вентиляции, количеством и разновидностью поме­щений, расположенных на разных уровнях (количество их достигает 1500 и более). Эти особенности конструкции судна способствуют быст­рому развитию пожара. Если в совре­менном здании фактор передачи тепла и распространения пожара в смеж­ные помещения за счет теплопро­водности играет второстепенную роль, то на судне это, как правило, при­обретает решающее значение за счет того, что палубы, перегородки и пере­борки выполнены из металла.

Распределение пожарной нагрузки на поверхности, небольшая высота помещений 2,4—2,7 м, наличие про­странства под обшивкой переборок и подволоки приводят к тому, что пожар быстро распространяется и поздно обнаруживается. В жилых и служеб­ных помещениях, в рефрижераторных и сухогрузных трюмах пожары расп­ространяются по сгораемой обшивке бортов, подволоки, термоизоляции и т. п.

Пожар в коридоре главной палубы газо­турбохода «Теодор Нетте» (1971 г.) за 10 мин

268
распространился на ют, пройдя в общей слож­ности 15 м, на 24-й минуте огнем были охвачены коридор и палуба юта, а также верх­ние палубы, т. е. пожар распространился на всю надстройку.

Одновременно, т. е. в течение 10 мин, прогрелась шахта машинно-котельного отделе­ния на уровне главной палубы, в результате чего пожар проник в машинно-котельное отде­ление.

Особенности распространения пожара в трюме можно проследить на судне «Капитан Федотов». Пожар (1975 г.) из трюма распрост­ранился в машино-котельное отделение (МКО) за счет теплопроводности переборки, отделяю­щей трюм от МКО. Хотя переборка была изолирована пробковой изоляцией толщиной 35 мм, уже к 15-й минуте пожара пробковая изоляция воспламенилась и пожар из МКО распространился по траповому проему в жилые каюты и служебные помещения, а через 30 мин часть надстройки была охвачена огнем.

В рефрижераторах пространство между обшивкой и металлической пе­реборкой заполняется термоизоляцией из трудногорючих или горючих мате­риалов: пенопластом, штапельным стекловолокном, пробковыми плитами и другими материалами.

Пожар в рефрижераторном твиндеке плав­базы «Восток» (1972 г.) в течение 13 мин по технологическому проему распространился в надстройку на расстояние 16 м по вертикали судна, на 23-й минуте огнем были охвачены помещения палубы.

Распространение пожаров в ма­шинно-котельных отделениях судов объясняется их конструктивными осо­бенностями. Например, площадь све­тового люка по отношению к площади пола (5л/5п) составляет менее 0,1, что определяет интенсивность горения и газообмен.

Распространение пожара из МКО в надстройку проходит через открытые проемы или за счет теплопроводно­сти шахты, а также по трассам судо­вых кабелей.

Наиболее сложная обстановка складывается при горении топлива, т. е. ЛВЖ и ГЖ в МКО, где в течение 2—3 мин температура дости­гает 350—400 °С, а по истечении 10 мин возможно воспламенение мате­риалов, прилегающих к переборкам в соседних помещениях. Поскольку МКО имеет связь с надстройкой,


то в течение 15 мин пожар распрост­раняется в надстройку (рис. 13.7).

Развитие пожаров в нефтеналив­ных трюмах танкеров имеет свои особенности. В паровоздушном прост­ранстве танков в зависимости от вида нефтепродукта и температурных усло­вий концентрация паров может быть различной и часто находится во взры­воопасных пределах. Поэтому в на­чальный период пожар в танках может быть в виде факельного горения паров, выходящих их горловин люков, трубо­проводов, системы герметизации, от­верстий палубы или в виде взрыва паровоздушной смеси в одном или нескольких танках. При взрывах в тан­ках палуба или вспучивается с образо­ванием трещин, или частично погру­жается в нефтепродукт, или ее разры­вает и разворачивает в стороны, или срывает, или отбрасывает за борт. При сильных взрывах происходит повреждение переборок и корпуса в надводной части, что приводит к выходу нефтепродукта из поврежден­ных участков и разливу его на поверх­ности воды.

В некоторых случаях взрыв в одном танке вызывает серию взрывов в других. Опасность взрывов увеличи­вается при откачке нефтепродукта из соседних с горящим танков. Очень опасна откачка при наличии в танке концентрации паров предела взрывае-мости.

Горение паров жидкостей проис­ходит главным образом в верхней части танков, т. е. там, где пары соприкасаются с воздухом, поэтому наибольшая температура и прогрев конструкций наблюдается в зоне верх­ней палубы. Распространение горения на другие танки происходит за счет непосредственного воздействия пла­мени на палубы, крыши люков, смот­ровые глазки, газоуравнительные тру­бопроводы, за счет теплопроводности и прогрева палубы, переборок, а также теплового излучения.,В результате воздействия тепла на соседние танки концентрация паров в них постоянно увеличивается, а при полной гермети­зации повышается и давление. Горе-


нию жидкостей в танках, как и горе­нию их в резервуарах, свойственны опасные явления вскипания, так как растекание нефтепродукта по поверх­ности воды происходит с большей скоростью и на большие расстояния, чем по поверхности земли. На скорость движения горючей жидкости по вод­ной поверхности влияют скорость ветра, течение и количество вытекаю­щей жидкости.

На основе рассмотрения некоторых особенностей распространения пожа­ров в основных помещениях судов различного назначения можно сделать выводы, что основными путями рас­пространения пожара являются: в жи­лых и служебных помещениях — открытые двери, проемы в судовых конструкциях, коридоры, открытые траповые марши и шахты, вентиля­ционные системы, горючие отделочные материалы и т. п.; в трюмах и МКО — обшивка бортов, переборок, окраска шахты по термоизоляционному мате­риалу.

Пожар распространяется из одного помещения в другое за счет тепло­проводности металлических перебо­рок, перегородок и палуб в течение 10—15 мин, а через конструкции, имеющие теплоизоляционную защиту, в течение 1 ч (рис. 13.8). Линейная скорость распространения горения по



жилым и служебным помещениям су­дов составляет в среднем 0,4 4-0,5; по сгораемой отделке коридоров фа­нерой 1,4 4-1,8, пластиком 0,7 4-4-0,8 м/мин. Среднее значение скоро­сти распространения горения в верти­кальном направлении по трапам сос­тавляет 24-2,5 м/мин.

Учитывая высокую пожарную опасность судов различного назначе­ния, предусматривают меры по их противопожарной защите: конструк­ционной защите, защите автомати­ческими установками пожаротушения и сигнализацией, а также передвиж­ными средствами тушения.

Конструкционная защита судов предназначена для ограничения раз­вития возникшего пожара за счет огнестойкости строительных конструк­ций, элементов систем и оборудова­ния, сооружения специальных огне-преграждающих устройств (без при­менения в них огнетушащих средств): огнестойких и огнезадерживающих переборок, палуб, заслонки, различ­ных закрытий, огнепреградителей и т. д.

Защита автоматическими установ­ками пожаротушения предназначена для прекращения горения или огра­ничения его распространения с по­мощью огнетушащих средств. Систе­мами тушения водой или пеной обору­дуют все суда, имующие энергети-


ческие установки, достаточные для приведения в действие пожарных на­сосов. От водяной и пенных систем тушения на верхнюю палубу выводят один-два стояка с соединительными головками для подачи воды или раствора пенообразователя от берего­вых средств или других судов.

Системами пожарной сигнализа­ции оборудуют грузовые и рефри­жераторные трюмы, некоторые слу­жебные помещения и МКО. Станция приемов сигналов располагается на пункте центрального пожарного поста, который, как правило, находится на главном командном пункте.

Под защитой передвижными сред­ствами тушения пожаров понимается возможность тушения пожаров эки­пажем с помощью противопожарного оборудования, имеющегося на судне.

Тушить пожары должны боевые расчеты, которых при численности эки­пажа 40 человек и более должно быть три, а при численности экипа­жа от 15 до 40 человек — два. В состав аварийной партии входит до 1/2 численности экипажа.

Каждая из перечисленных видов противопожарной защиты в отдель­ности не обеспечивает полной защи­ты судна, поэтому их применяют в комплексе. В целом соотношение этих видов защит для различных судов и помещений определяется правилами


классификации и постройки морских судов, международной конвенцией, правилами морской перевозки опас­ных грузов и другими документами. Тушение пожаров на судах передвиж­ными силами и средствами обеспечи­вается гарнизоном пожарной охраны.

При тушении пожаров на судах необходимо прежде всего определить, можно ли его оставить у причала и отвести от прибрежных сооруже­ний и других судов. Судно отводят в тех случаях, когда оно имеет на борту ВВ, горючие газы или другие пожароопасные грузы и имеется воз­можность распространения огня на другие суда или береговые сооруже­ния. Это особо важно на этапе боевых действий при недостатке сил и средств.

Отводить нефтеналивные суда от причалов, как правило, нецелесооб­разно, так как возможны разливы ЛВЖ и ГЖ в акватории порта и угроза его уничтожения.

Для тушения судов применяются различные огнетушащие средства: вода, пены различной кратности, инертные газы, порошки. При расче­те сил и средств пенаТии необходимо учитывать, что для получения пены из морской воды наиболее эффективны пенообразователи на основе олефин-сульфонатов. Для обеспечения прод­вижения в. задымленных коридорах, туннелях, шахтах и им подобных ма­логабаритных помещениях в условиях высоких температур широко исполь­зуются распыленные водяные струи. Применяют их и для создания завес в дверных проемах, световых и других люках, при хорошем качестве завесы почти полностью исключается прорыв искр через нее, а температура газов снижается в 2—2,5 раза. Наиболее рациональны в тушении внутренних пожаров надстройки маневренные ст­волы Б и распылители, с которыми должно работать звено ГДЗС, поддер­живающее связь с постом безопас­ности. Для тушения внутренних пожа­ров в помещениях судов нашла широ­кое применение воздушно-механичес­кая пена, которую часто применяют не только как огнетушащее средство


поверхностного или объемного туше­ния, но и как средство образования пенного экрана, необходимого для пре­дотвращения распространения дыма и обеспечения продвижения ствольщи­ков к очагу горения.

Объемное тушение пеной средней кратности применяется и в тех слу­чаях, когда очаг горения недосягаем для струй, когда отсутствует возмож­ность приближения человека к зоне горения или имеется угроза взрыва, обрушения, отравления, радиации, поражения электрическим током. Для лучшего продвижения пены по коридо­рам и помещениям необходимо совпа­дение движения газовых потоков и движения пены, а также необходимо плотно закрыть брезентом или другим материалом отверстия в проеме вокруг пеногенератора, а для выхода дыма оставлять открытыми некоторые от­верстия с противоположной стороны подачи пены. Скорость удаления дыма из помещения должна быть примерно в 1,5 раза больше скорости подачи пены. Для удаления продуктов горе­ния или изменения направления их движения необходимо использовать только местные вентиляционные уста­новки, использование общесекционной вентиляции может привести к быстро­му распространению пожара на другие помещения и палубы. Основными на­правлениями ввода сил и средств на тушение внутри надстройки яв­ляются коридоры, трапы, люки, на которых обеспечивается успех эвакуа­ции, спасание людей или предотвра­щается распространение горения на важные помещения судна. При пожа­рах в надстройке важно не допускать перехода горения наружу, так как это в большинстве случаев исключает воз­можность борьбы с пожаром внутри надстройки. Если в помещении обна­ружены горение и высокая температу­ра, то не следует сразу открывать дверь. В таких случаях стволы вводят через специально проделываемые для этого отверстия в вентиляционной решетке дверей, через иллюминаторы и другие отверстия. При этом необхо­димо постоянное наблюдение за сое-


тоянием переборок и палуб вокруг горящего помещения. В случаях, когда двери, люки, иллюминаторы горящего помещения открыты и отсутствуют средства тушения, необходимо за­крыть их и отключить вентиляцию. Вскрывать или открывать отверстия можно только при полной готовности средств тушения.

Если горением охвачено несколько помещений и имеющимися силами нельзя сдержать распространение го­рения по коридорам, туннелям, пере­ходам, шахтам, то необходимо закры­вать все двери, люки, иллюминаторы, обеспечить их охлаждение, отключить все вентиляционные системы, электро­осветительную и силовую сети на участке пожара, сосредоточить тре­буемое количество водяных, пенных стволов по помещениям, смежным с горящими, обеспечить охлаждение переборок.

Для ввода стволов необходимо ис­пользовать в первую очередь имею­щиеся в переборках, палубах и кор­пусе судна отверстия, а если их недостаточно, то проделать путем вскрытия. Часто для ввода стволов на тушение в каютах, расположенных в корпусе судна напротив шлюпочных палуб, спускают двух-трех ствольщи­ков на шлюпках до уровня иллюми­наторов. В других местах стволь­щиков к иллюминаторам можно спус­кать на веревках и канатах.

При тушении пожаров в над­стройке необходимо обращать особое внимание на устойчивость судна, так как даже небольшое количество воды на верхних палубах увеличивает опас­ность перевертывания судна. Эта опас­ность может возрасти при скоплении пассажиров на одном борту.

При тушении пожаров в трюмах трудно обнаружить очаг горения и определить его размеры. Место горе­ния можно ориентировочно определить по плотности и нагретости выходяще­го из люка дыма, однако этот прием не всегда бывает точным, так как характер и плотность укладки груза могут значительно отклонять выход дыма. На сухогрузных и грузопас-


сажирских судах существуют карты загрузки трюмов, на которых указано месторасположение груза и его харак­тер. Пользуясь грузовой картой, мож­но установить место пожара. Место горения определяют и по изменению окраски и степени иагретости перебо­рок и палуб.

Для тушения пожаров в трюмах применяют почти все известные спосо­бы тушения. Использование того или иного способа или огнетушащего сред­ства зависит от вида и характера укладки грузов, площади горения, степени заполнения трюмов и твин­деков грузом, состояния конструкций, переборок и палуб. Так, способ ту­шения путем герметизации трюма в основном используется как средство ограничения развития пожара на оп­ределенный промежуток времени.

Объемное тушение применяется тогда, когда поверхность горения не­видима и недоступна непосредствен­ному действию огнетушащих струй. Применение для тушения водяного пара является эффективным при горе­нии крупных грузов. Огнетушащая концентрация пара принята 35 % по объему. Интенсивность подачи 0,005— 0,008 кг/м3. Применять пар для туше­ния пожаров в трюмах или бункерах, загруженных каменным углем или веществами, способными выделять горючие газы или вступать в реакцию с водой, нельзя, так как возможны взрывы.

Наиболее распространенными в тушении трюмных пожаров являются способы, основанные на охлаждении и изоляции горящей поверхности с применением воды, растворов смачи­вателей в виде водяных и пенных струй. Интенсивность подачи воды принимается, как и для тушения ве­ществ на открытом пространстве, а воздушно-механической пены средней кратности 0,06—0,1 л/(м2-с) по раст­вору при расчетном времени тушения 15 мин.

Поверхностное тушение приме­няют, когда поверхность горения до­ступна действию с«руй огнетушащих средств непосредственно или после


проведения мероприятий, обеспечи­вающих эффективную работу струй. Стволы подают в трюмы прежде всего по трапам, или грузовым лифтам. Возможен и спуск бойцов в трюм со стволами через люк по выдвижным лестницам. Состав звена должен быть не менее четырех человек. Спуск бойцов в трюмы во всех случаях должен осуществляться в КИПах, в теплоизоляционных костю­мах с обеспечением страховки троса­ми или веревками и под защитой распыленных струй. Когда же по тем или иным причинам указанными путя­ми приблизиться к зоне горения не­возможно, то тушение производят с палубы через люки.

Хороший эффект дает опускание в люки на тросах стволов-распыли­телей до уровня зоны горения. Для опускания распылителей можно ис­пользовать грузовые стрелы и лебед­ки судна, при этом лучше применять непрорезиненные рукава. Тушение пе­ной эффективно в тех случаях, когда приблизиться к очагу горения невозможно, но имеется возможность растекания и продвижения пены по грузу внутри трюма, рис. 13.9.

Подача пены средней кратности и спуск стволов-распылителей через вентиляционные каналы.возможны только при пожарах в трюмах, но не в твиндеках (в твиндеке такое меро­приятие обеспечит лишь защиту самих каналов и предотвратит переход огня по ним в вышерасположенные по­мещения). Необходимо, чтобы при по­даче пены вентиляционные головки, дефлекторы были повернуты навстре­чу ветру. Если стволы или пену подать в очаг через люки или вентиляцион­ные каналы нельзя, то вскрывают отверстия в местах наибольшего про­грева палубы и переборок.

К затоплению горящих трюмов прибегают лишь в крайних случаях, как к последней мере, когда не эффек­тивны другие способы тушения или проникновение и подача огнетушащих веществ в очаг горения невозможны.

При затоплении трюмов необхо­димо учитывать плавучесть грузов,


которые в процессе затопления могут подниматься и продолжать гореть, в результате возможны прогрев, де­формация палубы и переход горения в твиндеки, а также разбухание груза и, как следствие, нарушение целостности и прочности переборок и палуб.

Во время пожаров в трюмах необ­ходимо организовать наблюдение или периодически проверять состояние со­седних трюмов и помещений с тем, чтобы своевременно организовать вы­грузку их или охлаждение переборок и палуб. Палубы в твиндеках при отсутствии крена можно защищать пу­тем создания на них слоя воды.

Тушение пожаров на нефтеналив­ных судах является наиболее трудоем­ким и сложным процессом. Объемное тушение стационарными средствами применимо в тех случаях, когда танки не разрушены и площадь отверстий, связывающих поверхность жидкости с атмосферой, незначительна (не более 10% площади танка). Если танки разрушены значительно, то прибегают к поверхностному тушению пенами от передвижных средств.

Приемы и средства тушения факе­лов аналогичны тушению их в резер-вуарных парках. При наличии боль­шого количества факелов необходимо подавать пар или газы внутрь горя-



щих и соседних танков, а также интен­сивно охлаждать палубу и коммуни­кации над танками, где наблюдается выход паров.

Первоначальные действия пожар­ных подразделений по локализации пожара заключаются в обеспечении достаточного охлаждения горящего и смежных танков, их герметизации и, главное, в предотвращении взрывов и распространения пожара. Чтобы предотвратить взрывы и распростра­нение пожара, задраивают наглухо все отверстия; соседние танки запол­няют водой, пеной, нефтепродуктами или негорючими газами, отключают газо-, паропроводы от аварийного отсека; подают струи на охлаждение палубы, надстроек и коммуникаций трубопроводов.

Для охлаждения различных по­верхностей и коммуникаций лучше использовать распыленные струи из лафетных стволов и стволов А со свернутыми насадками. Охлаждению должны подвергаться все обогревае­мые поверхности танков. Интенсив­ность подачи воды для охлаждения металлических конструкций, находя­щихся в зоне действия пламени, долж­на быть 0,18—0,22 л/(м2-с), или 1 л на 1 м борта танкера.

При значительном повреждении палубы горящих танков стационарные установки газового тушения исполь­зуют для заполнения газами соседних танков.

Основными средствами поверх­ностного тушения при значительной площади вскрытия палубы являются воздушно-механические пены. Для по­дачи пены в танки используют стацио­нарные устройства, а также перенос­ные закидные пеносливы и пенные стволы. При проведении пенной атаки весь личный состав, работающий с пеносливами и стволами, должен нахо­диться под защитой распыленных струй.

При низком уровне жидкости и наличии внутри танка деформирован­ных или обрушившихся конструкций переборок, палуб и оборудования, ког­да тушение пенами затруднено, прибе-


гают к заполнению танка нефте­продуктами или водой, чтобы поднять уровень и освободить зеркало жид­кости.

Если корпус поврежден и судно находится в плавающей и горящей на поверхности воды жидкости, то необ­ходимо его вынести из зоны горения, развернуть и поставить на якорь так, чтобы вытекающий нефтепродукт ухо­дил по течению или по ветру. При этом охлаждают борт танкера и удаляют нефтепродукт от танкера с помощью мощных водяных струй. Если вывести судно из разлившихся нефтепродуктов невозможно, то горе­ние пленки нефтепродукта на поверх­ности воды ликвидируют, перемеши­вая его мощными компактными струя­ми воды. Для ограничения распростра­нения растекания нефти по акватории используют бонные заграждения (рис. 13.10). При этом устанавливают их так, чтобы воздействию пламени под­вергалась как можно меньшая часть борта танкера. Оцепление танкера заграждениями по всему периметру ликвидирует растекание нефтепродук­та по акватории, но создает более тяжелые условия тушения, так как судно будет гореть по всему пери­метру.

При пожарах в МКО вследствие плотного задымления и быстрого роста температуры попытки проникнуть внутрь помещения сверху по трапам даже под прикрытием распыленных струй в большинстве случаев бывают безрезультатными. Для проникнове­ния в эти помещения необходимо, в первую очередь, использовать входы через коридор гребного вала или с платформы. При этом необходимо иметь в виду, что если вентиляцион­ные шахты и люки котельной или ма­шинного отделения закрыты, то при открывании дверей дым пойдет на­встречу. Поэтому предварительно не­обходимо открыть люки шахт или на некоторое время включить вентиля­цию.

При горении в МКО топлива под настилом или котлами тушение произ­водят пенными струями, а после туше-


ния некоторое время выдерживают помещения закрытыми для охлажде­ния жидкости и металлических по­верхностей в целях предотвращения повторного воспламенения. Сложнее тушить пожар, когда топливо выте­кает из донного топливного танка, главных или расходных цистерн и проникает в машинный отсек. При этом огнем бывают охвачены все помещения машинно-котельного отде­ления. В таком случае прибегают, как правило, к объемному тушению газами, паром, пеной средней или высокой кратности.

При тушении пожаров в машинно-котельных отделениях необходимо пе­рекрывать все краны и клапаны на топливопроводах. Нельзя допускать перекачки топлива из одной емкости в другую, находящуюся в зоне пожара.

При тушении пожара на судне, находящемся на плаву, РТП должен


следить за его остойчивостью и при значительном крене вместе с капита­ном принимать меры против опро­кидывания и перевертывания судна. Руководство тушением пожаров на судах, находящихся у причалов, до прибытия пожарных частей осуще­ствляет капитан, в его распоряжение поступают все аварийно-спасательные партии других судов. По прибытии пожарной части руководство туше­нием пожара, как правило, переходит от капитана к старшему начальнику пожарной охраны, который должен согласовывать с капитаном все дейст­вия. В состав штаба пожаротушения обязательно должны входить капитан судна или его помощник и пред­ставитель порта. Для обеспечения успешного тушения в портах началь­ником гарнизона пожарной охраны совместно с руководителями порта должна быть разработана инструкция


о взаимодействии портовых служб и плавсредств с пожарными частями на случай пожара.

При проведении разведки или дру­гих операций в группы тушения вклю­чают одного-двух человек из состава разведгруппы экипажа.

Во всех случаях разведки и туше­ния пожара на судах весь личный состав пожарных частей и экипажа, действующий внутри судна, должен быть оснащен КИПами, приборами освещения и средствами связи. Работа звеньев должна контролироваться постами безопасности.

Для обеспечения более оператив­ного руководства тушением пожара на судне и связи с берегом необходи­мо в первую очередь использовать трансляционную сеть аварийного суд­на, пожарных и других судов, участ­вующих в тушении, а также рупоры и мегафоны. Работа на переносных радиостанциях внутри судна затруд­нительна. В ночное время для связи с берегом могут быть исполь­зованы светосигнальные устройства аварийного судна и других судов, участвующих в тушении. При тушении пожаров на судах, находящихся на рейде, очень важно иметь хорошую связь с берегом, где обычно сосре­доточивается резерв сил и средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: