Основные вопросы организации и тактики тушения пожаров в метрополитене рассмотрены в «Методическом пособии по организации и тактике тушения пожаров на объектах метрополитена», утвержденном ГУПО МВД СССР и согласованном с МПС СССР в 1986 г.
Все станции метро классифицируются по следующим признакам:
по их расположению относительно поверхности земли, т. е. подземные мелкого заложения с заглублением от 6 до 12 м; подземные глубокого заложения более 12 м;
по расположению и числу пассажирских платформ: одноплатформен-
ные, двухплатформенные, трехплат-форменные, т. е. одна островная платформа и две боковые.
В советском метрополитене преобладают одноплатформенные станции. В крупных городах СССР наиболее распространенным типом станции являются станции глубокого заложения.
Тушение пожаров в метрополитене связано с необходимостью проведения эвакуации и спасания людей. Сложность обстановки на пожаре в метро заключается в следующем:
наличие большого количества пассажиров;
|
|
наличие электросетей, находящихся под высоким напряжением;
возможной паники и необходимости эвакуации большого количества людей;
большая скорость задымления туннелей и помещений станции, сложность ведения разведки;
прокладка рукавных линий на большие расстояния с учетом сложности планировки и наличие вагонов.
РТП действует в соответствии с БУПО, т. е. организует несколько разведывательных групп, посты безопасности, оперативный штаб на пожаре может организовать несколько секторов, например на поверхности и на платформе и т. п., а также работу вентиляции, отключение электроэнергии, использования эскалаторов и служб метро.
Основная надежда РТП должна быть на передвижные силы и средства, так как внутренний пожарный водопровод в метрополитене слабый, расход от него составляет 3,5— 17 л/с.
Основным путем прокладки линии и продвижения разведки в подплат-форменные помещения станции является: наземный вестибюль станции, наклонный эскалаторный туннель, распределительный зал станции,подплат-форменный коридор, помещения станции (рис. 13.1-1).
Особенностью боевого развертывания в туннелях, тупиках и пунктах отстоя и оборота подвижного состава является то, что кроме наклонных
эскалаторных туннелей, необходимо прокладывать магистральные и рабочие линии значительной протяженности по путевым туннелям. Схема боевого развертывания в пункте отстоя подвижного состава представлена на рис. 13.12.
Часто приходится проводить боевое развертывание через ствол вентиляционной шахты. Вентиляционные шахты оборудуют лестницами с ограждениями и площадками через 3 м по высоте лестницы. Такой маршрут может быть использован при задымлении основного пути — эскалаторного туннеля.
|
|
При приближении личного состава пожарной охраны к очагу пожара через вентиляционную шахту необходимо включить вентиляцию и создать воздушный поток попутного направления, т. е. включить вентиляцию шахты «на приток» (рис. 13.13, стрелками показан маршрут боевого развертывания).
Общими рекомендациями по прокладке рукавных линий при пожаре в метрополитене являются:
прокладка магистральной линии в эскалаторном туннеле по балюстраде или ступеням эскалатора и закрепление ее (через 3—4 рукава) рукавными задержками к поручню, для чего последний снимают с направляющей;
прокладка рукавной линии в собранном виде с наращиванием ее со стороны вестибиля, при этом личный состав, прокладывающий линию, располагается по ее длине в местах расположения сомкнутых полугаек;
установка разветвления в магистральной линии при входе на эскалатор и в зоне нижней сходной площадки при длине эскалатора более 100 м, установка дополнительного разветвления в его средней части;
использование рукавов повышенной прочности при тушении пожара в станции глубокого заложения, а также, создание резервов рукавов и размещение- этого резерва в зоне нижней сходной площадки эскалатора.
Воду в рукавную линию с поверх-
ности земли на станцию глубокого заложения подают с учетом дополнительного статического напора за счет разности уровней. Поэтому рекомендуется понижать давление на автомобиле в соответствии с разностью высот, т. е. глубины заложения станции.
Однако учитывая сложность работы насосно-рукавных систем, при подаче воды в линию достаточно поддерживать давление в пределах 0,2—0,3 МПа (2—3 атм), а снижение давления целесообразней проводить на горизонте станции за счет установки разветвления на нижней сходной площадке эскалатора. Открывают один вентиль разветвления и сливают воду через путевой лоток железнодорожных путей, по выходу ствольщиков на позиции вентиль постепенно перекрывают, достигая определенного давления на насадках стволов. Эти особенности необходимо учитывать также при подаче в подземные сооружения раствора пенообразователя.
В «Методическом пособии по организации и тактике тушения пожаров на объектах метрополитена» приведены таблицы, в которых указан напор, который необходимо поддерживать на пожарном автомобиле при подаче водяных и пенных стволов на станцию глубокого заложения метрополитена.
Существенно осложняет условия боевой работы пожарных подразделений плотное задымление помещений
Контрольные вопросы 1. Расскажите об особенностях развития пожара на подвижном составе (пассажирских вагонах). 2. Особенности боевого развертывания сил и средств на железнодорожных станциях. 3. Дайте классификацию пожаров на воздушных судах. 4. Какие руководящие документы опреде ляют организацию тушения пожаров на морских судах? 5. Каковы особенности обстановки при пожаре в метрополитене? |
объединенных технологическим процессом, энергетическими и санитарно-техническими устройствами и системой транспорта. Она включает животноводческие, птицеводческие, звероводческие фермы, теплично-парниковые хозяйства, цеха первичной переработки сельскохозяйственных продуктов, приготовления кормов животным, а также мастерские и гаражи для ремонта и хранения сельскохозяйственной техники и склады различного назначения. Старые населенные пункты зачастую не отвечают современным требованиям пожарной безопасности. Разрывы между жилыми и подсобными зданиями не соответствуют действующим нормам, скученность жилых и хозяйственных построек велика, широко использовались горючие материалы в строительстве, нередко встречаются здания с кровлями из теса, соломы, камыша и др. В таких населенных пунктах, как правило, отсутствует противопожарное водоснабжение, а основными источниками водоснабжения являются реки, озера, пруды, колодцы и артезианские скважины. Подача воды для тушения пожаров часто затруднена отсутствием хороших подъездов к водоисточникам (заболоченные и крутые берега), глубоким расположением уровня воды (более 7 м) в колодцах, а также |
станции, что вызывает необходимость привлечения большого количества сил и средств, длительного использования средств связи и освещения изолирующих противогазов с повышенным сроком защитного действия.
|
|
Перед началом разведки в подземных сооружениях командир звена
(отделения) должен ознакомиться с маршрутом следования и получить консультации у работников метрополитена, хорошо знающих планировку подземного сооружения.
Для связи необходимо использовать местную телефонную связь, громкоговорящие установки, радиоустановки подвижного состава для связи
локомотивной бригады с поездным диспетчером.
Использование переносных радиостанций возможно лишь на прямых участках туннеля на расстоянии 200—250 м. Наиболее надежной связью в этих условиях является телефонная проводная связь.