Тушение пожаров на торфопредприятиях

Оперативно-тактическая характе­ристика торфопредприятий. Торф — твердое топливо, образующееся в ре­зультате неполного разложения остат­ков болотных растений в условиях повышенной влажности и недостаточ­ного доступа кислорода. В результа­те неполного разложения растений торф постепенно накапливается в поч­ве, образуя слой торфяной залежи.

В настоящее время торф добы­вается фрезерным, экскаваторным и гидравлическим способами.

Наиболее распространенным и опасным в пожарном отношении явля­ется фрезерный способ добычи торфа. Торф сушат до влажности 40—45 % и собирают в валки, а затем в кара­ваны, которые располагают на месте добычи.

Поля добычи* фрезерного торфа


занимают большие площади. В зави­симости от количества добываемого торфа площадь делится на производ­ственные участки (один участок 400— 500 га), которые находятся на не­большом расстоянии от населенных пунктов и лесных массивов, от которых их отделяют противопожарными зона­ми.

Производственный участок кроме караванов имеет полевой гараж для стоянки и ремонта технологического оборудования, полевой склад топлив-но-смазочных материалов и другие сооружения.

Пожарное водоснабжение боль­шинства торфопредприятий осуществ­ляют с помощью системы водоотво-дящих каналов, расположенных на полях добычи и сушки торфа. Воду забирают из естественного водоисточ­ника насосами, расположенными на насосной станции или же путем самотечного вывода и подают в пожарную водоподводящую сеть. Рас­пределяют воду из пожарных в вало­вые каналы и водоемы шлюзами. Расстояние между водоемами на тор-фополях составляет более 500 м.

Ввиду особенностей грунта спе­циальные пожарные дороги и подъезд­ные пути по торфяным полям не прокладываются. Пожарная техника передвигается по подкараванным по­лосам и другим сухим и плотным участкам (бровки магистральных и валовых каналов), а также по желез­нодорожным путям. Пересечение ка­налов на торфомассиве осуществляют по мостам, для строительства которых используется в основном древесина.

Особенности развития пожаров. Пожары на участках добычи торфа подразделяются на наружные (откры­тые), когда горение происходит на поверхности, и подземные.

Температура горения фрезерного торфа на поверхности участков до­стигает 450—500 "С, а на поверхности штабелей 600—800 °С. Горение фре­зерного торфа сопровождается выде­лением большого количества дыма.

Распространение горения в глуби­ну залежи имеет незначительную ве-


личину. Это вызвано тем, что ниже фрезерованного слоя торф имеет влажность более 70 %, при которой распространение горения залежи не­возможно.

Распространение горения на по­верхности торфа при отсутствии вет­ра происходит с малой скоростью. Большое влияние на развитие пожа­ров на торфополях оказывают метео­рологические факторы: скорость вет­ра, температура воздуха, влажность и др.

При скорости ветра более 3 м/с горящие частицы торфа переносятся по направлению ветра на значитель­ные расстояния. Особенно интенсив­ное распространение пожара при сильном ветре (свыше 9,6 м/с) наблюдается на полях добычи фрезер­ного торфа в сухую жаркую погоду, когда влажность верхнего слоя торфа составляет 30—38 %. При таких усло­виях большое количество мелкой горя­щей торфяной крошки переносится на значительные расстояния и способст­вует возникновению новых очагов горения. В свою очередь е образо­вавшихся новых очагов горения про­исходит перенос горящей торфо-крошки, в результате чего возни­кает своеобразная система пере­движения огня по направлению ветра.

Реальные пожары показали, что при горении штабелей высотой 3— 4 м и скорости ветра 11 —12 м/с дальность переброски горящих частиц торфа с вершины штабеля в 15— 20 раз больше, чем их наземный перенос, а вихрями перенос может быть на 2—3 километра. Штабели фрезерного торфа за 6 ч прогорают на глубину до 15 см, где образует­ся спекшаяся корка, а наверху слой золы толщиной 3—4 см, задер­живающий горение и препятствующий тушению.

На вершине каравана образуется зона углубленного прогара, которая может закрываться сверху торфяной крошкой, переносимой ветром. Эти прогары представляют большую опас­ность для пожарных, работающих со стволами на верху штабелей.

,411



При наличии сильного ветра пожа­ры могут распространиться на сосед­ние торфяные и лесные массивы, а также на населенные пункты.

Ночью пожары на торфополях в большинстве случаев развиваются незначительно, так как влага пере­мещается от залежи в верхние слои торфа. Кроме того, ночью стихает ветер и выпадает роса. Наиболее интенсивное развитие пожара наблю­дается днем. Так, при температуре окружающего воздуха 20—25 °С и при солнечной малооблачной погоде верхние слои торфа могут нагреваться до 40—45 °С. В результате темпера­турного градиента одна часть влаги перемещается в нижние слои залежи, а часть ее испаряется, что способ­ствует более интенсивному гррению торфа. Атмосферные осадки смачи­вают торф и уменьшают интенсив­ность его горения, а при значитель­ном увлажнении торфа — могут прекратить его горение.

Скорость распространения подзем­ных пожаров небольшая и, как прави­ло, не превышает нескольких метров в сутки.

В зависимости от условий пожар на торфополях может иметь угловую, круговую и прямоугольную формы развития.

Прямоугольная форма развития пожара на торфополях наблюдается очень редко.

Горение торфа на массиве при отсутствии ветра, а также подземные пожары, как правило, имеют близкую к круговой форму пожара. На торфо­полях линейная скорость распростра­нения пламени V,-!, м/ч, и дальность переброски горящих частиц фрезерно­го торфа 1_, м, определяют по эмпи­рическим формулам. Для фрезерного

тппгЪя-


Формулы (15.4) и (15.5) справед­ливы для фрезерного торфа влаж­ностью до 30 % и скорости ветра от 4 до 14 м/с.

Для кускового торфа влажностью до 25%:

При угловой форме развития пожа­ра по ветру и его скорости от 6 до 20 м/с центральный угол сектора а, град, определяется по формуле (рис. 15.3):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: