СЕМИОТИКА И СИНДРОМОЛОГИЯ
В ЭНДОКРИНОЛОГИИ И АЛЛЕРГОЛОГИИ
Киров 2014
УДК 616.12-035
ББК 54.101
Р-85
Печатается по решению центрального методического совета Кировской государственной медицинской академии, протокол № от «9» 20.06. 2013 г.
Семиотика и синдромология в эндокринологии и аллергологии: учебное пособие для студентов медицинских вузов: / сост.: А.В. Бикметова, Е.В.Слобожанинова, Е.А. Савиных, А.Я. Чепурных, Е.А. Мухачева. - Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2013 - 80 с.
Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям по разделам эндокринология и аллергология, содержит перечень контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с ФГОС. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» и «Педиатрия».
Рецензенты: заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней с курсом сестринского дела Ижевской ГМА доктор медицинских наук профессор
|
|
Вахрушев Я.М;
заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Пермской ГМА доктор медицинских наук профессор Мишланов В.Ю.
© Бикметова А.В., Слобожанинова Е.В., Е.А. Савиных, Чепурных А.Я.,
Мухачева Е.А. – Киров 2013
© ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздрава России, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие….………………………………………………………………………..4
Глава 1. Семиотика и синдромология при сахарном диабете..…………….5
1.1. Определение и классификация сахарного диабета……………....5
1.2. Расспрос больного с сахарным диабетом………………..……………....6
1.3. Особенности общего осмотра у больных с сахарным диабетом……....11
1.4. Методы обследования больных с сахарным диабетом………………....13
1.5. Основные синдромы в диабетологиии………..……………........15
1.6. Частная патология ………………………………………………...25
1.7. Контрольные вопросы…………………………………….……...27
1.8. Тестовые задания………………………………………………….27
1.9. Ситуационные задачи……………………………………….….…29
Глава 2. Семиотика и синдромология заболеваний щитовидной железы..32
2.1. Расспрос больного с заболеваниями щитовидной железы………….…….32
2.2. Особенности общего осмотра у больных с заболеваниями
щитовидной железы ……………………………………………...............37
2.3. Пальпация щитовидной железы………………………………………….40
2.4. Основные синдромы при заболеваниях щитовидной железы …42
2.5. Частная патология …………………………………………….......48
2.6. Контрольные вопросы…………………………………….……...51
2.7. Тестовые задания………………………………………………….52
2.8. Ситуационные задачи……………………………………………..53
|
|
Глава 3. Семиотика и синдромология в аллергологии………………….....56
3.1. Расспрос больного………………………………………………………..56
3.2. Данные объективных методов исследования…………………………..58
3.3. Дополнительные методы исследования и их клиническая оценка.......60
3.4. Основные синдромы в аллергологии……………….……………….......60
3.5. Контрольные вопросы …………………………………………………..67
3.6. Тестовые задания …………………………………………………….….68
3.6. Ситуационная задача ……………………………….............................….69
Эталоны ответов к тестовым заданиям и ситуационным задачам………..69
Рекомендуемая литература……………………………………………………..........76
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящем пособии, с учетом основной цели курса «Пропедевтики внутренних болезней», обобщены и систематизированы классические и современные данные, касающиеся методов исследования больного и выявления, а также интерпретации клинических симптомов и синдромов при разных типах сахарного диабета, заболеваниях щитовидной железы и аллергических заболеваниях. Основное внимание уделено классическим физикальным методам обследования больного – сбору жалоб, анамнеза заболевания и жизни, объективному исследованию. Подобный подход полностью соответствует современным представлениям о высокой информативности результатов клинических исследований в диагностике заболеваний внутренних органов.
Адаптировано для студента, впервые встретившегося с клинической дисциплиной, описаны основные синдромы при разных типах сахарного диабета, заболеваниях щитовидной железы и аллергических заболеваний с позиции этиологии, патофизиологии, патоморфологии и с дальнейшим выходом на диагноз.
Изложение материала развивает конструктивность мышления на основе базисных знаний и практических навыков.
Проверить свой уровень знаний по данному материалу читатель может с помощью вопросов, тестовых заданий и ситуационных задач, приведенных в конце предлагаемого пособия.