2. Значение изучения темы: Грипп и другие ОРЗ по-прежнему занимают доминирующее положение в структуре инфекционной патологии (до 80-90%) и остаются до настоящего времени неуправляемыми инфекциями, наносящими существенный ущерб здоровью. Заболеваемость гриппом среди детей колеблется в пределах 5-10тыс. на 100000 населения. За период эпидемии гриппа переболевает от 5 до 15% от общей численности населения, при этом около 50% составляют дети. Установлено, что эпидемии гриппа сопровождаются увеличением соматических заболеваний и ростом смертности, регистрируемых среди групп риска, к которым относятся дети раннего возраста.
3. Цель занятия: научиться диагностировать грипп на основании данных анамнеза болезни, эпид.анамнеза, объективного и лабораторного обследования, прогнозировать его исходы и осложнения, лечить больных.
4.Переченьобязательных знаний:
А) Студент должен знать, что:
– Грипп – антропонозная вирусная острая инфекционная болезнь с воздушно - капельным механизмом передачи возбудителя, способностью к быстрому и глобальному распространению. Клинически характеризуется кратковременной лихорадкой, выраженной интоксикацией и поражением респираторного тракта.
|
|
– Возбудители гриппа - пневмотропные РНК – содержащие вирусы 3 типов (А, В и С). Самой высокой патогенностью и изменчивостью антигенных свойств (нейраминидазы и гемаглютинина) обладает вирус типа А.
– Грипп способен к эпидемическому, а нередко и пандемическому распространению в относительно короткие сроки, что объясняется изменчивостью вируса, типоспецифическим иммунитетом, легкостью механизма передачи и коротким инкубационным периодом.
– Клиническая картина гриппа и нередко тяжесть течения обусловлена наличием вирусемии, специфическим токсикозом с поражением сосудов, что приводит к нарушению функции центральной и вегетативной нервной систем, эпителиотропностью вируса и состоянием иммунной системы макроорганизма.
– Клиническая картина гриппа складывается из выраженного синдрома интоксикации, который превалирует в первые дни болезни, умеренного катарального синдрома, появление которого отстает по времени от начала болезни. Наиболее типичен трахеобронхит.
– Грипп нередко сопровождается изменением сердечно-сосудистой системы, кишечным синдромом и осложняется пневмонией.
– Грозными осложнениями гриппа, приводящим к летальному исходу, в остром периоде (первые 3- 5 суток) являются геморрагический отёк легких и другие проявления геморрагического синдрома, а также отек мозга. В более поздние сроки дети могут погибнуть от бактериальных осложнений.
|
|
– Грипп у детей первого года жизни протекает стерто, но с высокой летальностью, обусловленной присоединением бактериальных инфекций и гнойных осложнений.
– Диагноз гриппа подтверждается путем нахождения антигена методом иммунофлуоресценции (экспресс-метод), выделением вируса и серологически по нарастанию титра антител в парных сыворотках (ретроспективно).
– Лечение больных включает противовирусную терапию (интерфероны, ремантадин, анаферон, терафлю, иммуноглобулин), дезинтоксикационную терапию, терапию направленную на укрепление сосудистой стенки и профилактику осложнений.
– Профилактика гриппа складывается из неспецифической (карантинных мероприятий) и специфической (вакцинация, противовирусные препараты).
Б) Студент должен уметь:
– Собрать анамнез, эпиданамнез и провести осмотр больного с гриппом, оценить изменения в носоглотке при ОРВИ.
– Диагностировать грипп и провести дифференциальный диагноз.
– Оценить тяжесть заболевания и сформулировать диагноз в соответствии с классификацией.
– Выявить осложнения гриппа у детей.
– Взять материал из зева и носа для иммунофлуоресцентного исследования.
– Назначить и интерпретировать данные лабораторного обследования, оценить газовый состав крови и КЩС, знать методику постановки серологических реакций и уметь оценить их результаты.
– Пользоваться паракислородной палаткой и ингаляторами.
– Проводить неспецифическую и специфическую профилактику гриппа.
В) Студент должен иметь представление о:
– особенностях вируса гриппа, влияющих на эпидемический процесс и клинику;
– особенности эпид.процесса при гриппе;
– современных и региональных особенностях гриппа, прогнозе эпидемической ситуации;
– патогенезе;
– возрастных особенностях заболевания;
– возможных исходах гриппа.
5. Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:
– Микробиология – свойства возбудителя, антигенная структура;
– Пропедевтика детских болезней – методика обследования больного, семиотика;
– Фармакология – характеристика, механизмы действия и дозы препаратов, использующихся для лечения.
6. Структура содержания темы: Грипп - острая антропонозная вирусная болезнь с воздушно - капельным механизмом передачи, эпидемическим и пандемическим распространением, характеризуется поражением дыхательных путей (преимущественно трахеи), выраженной интоксикацией, лихорадкой и катаральными явлениями. Патогенетической основой заболевания являются: вирусемия, поражение эпителия дыхательных путей, эндотелия сосудов на уровне циркуляторного, преимущественно венозного русла с гемодинамическими расстройствами, поражением ЦНС.
Возбудитель - РНК - содержащие ортомиксовирусы типов А, В и С, обладающие выраженной антигенной изменчивостью (особенно А).
Инкубационный период - от нескольких часов до 1 - 2 дней.
КЛАССИФИКАЦИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ФОРМ ГРИППА
По основному синдрому | Варианты с синдромом... | По этиологии | Тяжесть | Течение |
1.Типичная - катаральная - токсическая -токсико-катаральная 2.Атипичная - стертая - гипертоксическая - субтоксическая | - крупа - астматическим -первичным ранним сегментарным поражением легких (респираторно – токсический дистресс) - церебральным (энцефалитическая реакция, токсико – геморрагический энцефалит) - абдоминальный - геморрагический - с. Рея - с.Гассера - с.Кишша - с. Уотерхауса – Фридериксена | Грипп А, В, С | Легкая Среднетяжелая тяжелая | Без осложнений С осложнениями |
Пример формулировки диагноза:
– Грипп (антиген + ИФА методом), тяжелая форма, нейротоксикоз.
– Грипп (клинически), типичный, среднетяжелая форма с астматическим синдромом.
Критерии тяжести:
– выраженность интоксикации,
|
|
– высота лихорадки,
– степень нарушения основных систем организма – ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной.
Легкая:
– интоксикация слабая,
– лихорадка до 38- 38,5 гр. 2-3 дня,
– нет нарушения со стороны основных систем
– катар верхних дыхательных путей.
Средне-тяжелая:
– лихорадка 38,5-39,5 4-5 дней,
– расстройство нервной и сердечно- сосудистых систем.
Тяжелая:
– острейшее начало,
– высокая 39,5 и более гр., более длительная лихорадка
– с резко выраженной интоксикацией,
– гемодинамическими расстройствами,
– поражением ЦНС (нейротоксикоз),
– проявлением капилляротоксикоза.
Катаральная, субтоксическая, токсико- катаральные формы диагностируются в зависимости от преобладания (и выраженности) одного из двух основных синдромов – токсикоза и катара верхних дыхательных путей.
Атипичные формы: стертая – характеризуется отсутствием одного из кардинальных синдромов – афебрильная, либо катаральная формы.
Гипертоксическая (молниеносная) форма – в клинической картине доминирует ИТШ, тяжелейший нейротоксикоз с развитием отека мозга, сердечно-сосудистой недостаточности (острый геморрагический отек легких, бронхиолит, стеноз гортани). Нередко имеет место сочетание этих синдромов. Отличительная особенность этой формы – крайняя тяжесть и быстротечность заболевания, часто заканчивающегося летальным исходом.
Вариаты течения: Синдром крупа – (ложный круп) на фоне интоксикации и лихорадки появляются симптомы стеноза гортани - инспираторная одышка с шумным вдохом, втяжение податливых мест грудной клетки, напряжение вспомогательной мускулатуры.
Астматический (бронхообструктивный) синдром – одышка экспираторного типа с удлиненным свистящим выдохом, участием вспомогательной мускулатуры, частый кашель, перкуторно – коробочный звук, аускультативно – сухие свистящие хрипы, рентгенологически – признаки эмфиземы легких.
Первичное раннее сегментарное поражение легких (респираторно – токсический дистресс-синдром) – появление симптомокомплекса пневмонии в 1 –2 дни заболевания, обусловленного гемодинамическими расстройствами с частым развитием дыхательной недостаточности, довольно скудными физикальными данными, быстрым разрешением в случае благоприятного исхода. В последнее время наличие первично – вирусных пневмоний многими отвергается.
|
|
Церебральный (энцефалитический) синдром – гемодинамические расстройства чаще возникают у детей с преморбидной патологией нервной системы, проявляется кратковременными судорогами, потерей сознания, менингеальными и очаговыми (7, 12 пары ЧМН, патологические рефлексы) симптомами. Ликвор – нормальные показатели при повышенном давлении.
Токсико – геморрагический энцефалит – из-за рассеянных геморрагических очагов на фоне инфекционного токсикоза и катара верхних дыхательных путей появляются довольно стойкая общемозговая (судороги, потеря сознания вплоть до комы) и очаговая симптоматика с двигательными, черепно-мозговыми расстройствами, вегетативные и стволовые нарушения.
Абдоминальный синдром – характеризуется появлением на фоне токсикоза болей в животе, иногда интенсивных, схваткообразных, симулирующих «острый живот». Дисфункции кишечника наблюдаются редко.
Синдром Рея – токсическая энцефалопатия с жировой дегенерацией внутренних органов, в первую очередь печени. Развивается на фоне обратного развития катаральных явлений при приеме препаратов, содержащих ацетилсалициловую кислоту.
Синдром Гассера – гемолитико – уремический синдром (острая почечная недостаточность, внутрисосудистая гемолитическая анемия и тромбоцитопения).
Синдром Кишша – острая коронарная недостаточность.
Грипп А - характеризуется эпидемическим и пандемическим (ввиду появления новых типов вирусов) распространением и увеличением числа больных с тяжелыми формами болезни.
Грипп В – отличается длительной инкубацией и катаральными явлениями на фоне менее выраженной интоксикации.