На уровень процентных ставоккоммерческого банка влияют: депозитный процент; расходы банка; цель (объект) кредитования; кредитоспособность клиента; характер клиента; степень рискованности проекта; уровень ставки налогов на доходы банка; состояние спроса на кредит; срок кредита; возможность дополнительного привлечения кредитных ресурсов (наличие, предложения, размер платы); уровень инфляции и другие.
Процентная ставка зависит также от риска неплатежеспособности кредитополучателя, характера предоставленногообеспечения; гарантий возврата и др. В процентную ставку по кредиту может быть включена также плата за оказанные кредитополучателю услуги при выдаче кредита.
Верхняя граница процента за кредит определяется рыночными условиями.
Нижний предел складывается с учетом затрат банка по привлечению средств с добавлением маржи, обеспечивающей функционирование кредитной организации.
При расчете нормы процента в каждой конкретной сделке коммерческий банк учитывает уровень базовой процентной ставки и надбавку за риск с учетом кредитного договора.
|
|
Базовая процентная ставка определяется исходя из ориентировочной себестоимости кредитных вложений и заложенного уровня прибыльности кредитных операций банка с минимальным риском.
Ориентировочная себестоимость кредитных вложений включает среднюю реальную цену всех кредитных ресурсов на планируемый период плюс планируемые расходы банка по обеспечению его функционирования (отношение расходов к ожидаемому объему кредитных вложений).
Средняя реальная цена кредитных ресурсов определяется на основе их рыночной номинальной цены и корректировки на норму обязательного резерва, депонируемого в центральном банке.
Маржа — это разница между средними ставками по активным и пассивным операциям банка. Размер фактически сложившейся процентной маржи определяется как отношение чистого дохода по процентам (проценты начисленные минус проценты уплаченные) к среднему объему кредитных вложений. Сравнение фактической процентной маржи с базовой позволяет определить тенденцию снижения или увеличения дохода по процентам. Основными факторами, влияющими на размер процентной маржи, являются объем, состав и структура кредитных вложений и их источников (кредитных ресурсов).