Какими свойствами должна обладать адекватно сформулированная научная проблема? Укажем четыре основных момента.
1. В ней должно быть максимально чётко отграничено известное от неизвестного. Иными словами, поставить проблему — значит определить границы знания и незнания. Для грамотной постановки проблемы всегда необходим определённый уровень научного знания, причём достаточно серьёзный, включающий в себя как последние достижения в данной научной области, так и знание её истории. Разумеется, чёткое отграничение известного от неизвестного достижимо далеко не сразу; на практике нередко происходит так, что структура проблемы лишь постепенно уточняется в ходе самого исследования.
2. При грамотной постановке проблемы должна быть проведена максимальная конкретизация. Это означает, что в проблеме должны быть уточнены и выделены какие-то определённое отношение, аспект, структура изучаемого объекта и т.п. настолько конкретно, насколько это возможно. В научном познании не существует «проблем вообще», не существует беспредметных вопросов, неопределённых задач. Адекватная постановка вопроса предполагает ясную смысловую направленность, логическую цель. Требование конкретизации связано с тем, что на самом деле относительно любого объекта возможно поставить великое множество разнообразных вопросов. Адекватно сформулированный вопрос концентрирует в себе другие, имеющие подчинённое значение, он имеет существенный характер, он теоретически обоснован и акцентирован на принципиальных' моментах данной научной проблемы.
|
|
3. Адекватно поставленная проблема должна иметь способность к развитию, уточнению, модификациям, т.е. быть открытой концептуальной' структурой; она должна иметь «степени свободы», пространство для вариаций, ведь в процессе работы над проблемой возможны различные варианты её трансформации — от изменения угла зрения на проблему или её переформулировки до такого крайнего случая, когда за первоначальной проблемой обнаруживается совершенно другая, которая как раз и требует решения. Свойство трансформируемости проблемы как бы уравнове-
щивает её предыдущее качество: с одной стороны, адекватно сформулированная проблема должна быть конкретной и определённой, но, с другой стороны, она не должна функционировать в научном познании как окончательная версия или как приказ, который не обсуждают; она должна быть открыта для возможных видоизменений.
4. Проблема должна быть совместима с некоторым исследовательским проектом, или, иными словами, она должна быть нацеленной на решение, а не созерцательной. Это требование можно было бы назвать также требованием разрешимости проблемы; однако вопрос о разрешимости проблемы проясняется только в ходе самой работы над проблемой. Поэтому следует, пожалуй, говорить о том условии, что проблема не должна быть явно утопичной: уже на этапе первичного выдвижения проблемы должно быть приблизительно понятно, какая методология потребуется для ее решения, какие понадобятся виды научных исследований, в чем должен состоять общий замысел будущих научных изысканий. Чуть ниже мы подробнее обсудим понятие реальной выполнимости исследовательского проекта.
|
|