К чему, вообще говоря, стремится исследователь-гуманитарий? Если целью естественно-научного исследования Можно считать, прежде всего, установление универсальных законов, приложимых к природным объектам независимо от их пространственно-временной локализации, то гуманитарные науки имеют дело с явлениями, обладающими существенным весом индивидуальности. Разумеется, комплекс гуманитарных наук весьма неоднороден относительно своих исследовательских задач. Есть подходы, нацеленные на установление общих закономерностей культур, исторических событий, феноменов индивидуального поведения. Но есть и явно индивидуализирующие стратегии, стремящиеся понять то или иное явление в его единичности, уникальности. Таковы, например, детальные исторические исследования, стремящиеся восстановить максимально полную картину того или иного события. Таковы и, например, подходы в психологии, нацеленные на постижение индивидуальной жизненной драмы; в качестве примера здесь можно указать на теорию отношений известного отечественного психотерапевта В.Н. Мясищева, которую он определял как учение о конкретной личности; близкие взгляды развивает А. Лоренцер в программе построения психоанализа как науки о конкретных переживаниях. Подобные подходы не означают отрицания вообще каких-либо закономерностей человеческой жизни. Речь здесь идёт о другом: в индивидуализирующих познавательных стратегиях те или иные регулярности или законы могут использоваться лишь как средство для наилучшего пости-
|
|
жения индивидуального феномена. Таким образом, задача сводится к вопросу о том, что мы будем считать познавательным идеалом, общее или индивидуальное. На этом и основана попытка провести чёткое отделение гуманитарных наук от естественных. В явном виде эта идея была реализована на рубеже XIX—XX вв. представителями неокантианства. Вильгельм Виндельбанд предложил называть науки, занимающиеся поиском общих законов, номотетическими, а исследования, ориентированные на индивидуальные явления, — идеографическими. Более решительно эта идея была проведена Генрихом Риккертом. Он выступал против того оправдания автономии гуманитарных наук, которое исходит из их особого предмета или особого метода; отличие гуманитарных наук состоит, по Риккерту, скорее в логической структуре их понятий. А эта логическая структура в свою очередь обусловлена исследовательской целью гуманитарного познания. Понятия естественных наук — генерализирующие, позволяющие учёному восходить при изучении природных явлений по степеням общности рассмотрения; понятия же гуманитарных наук — индивидуализирующие, они служат средством всестороннего раскрытия единичности того или иного феномена.
|
|
Неокантианцы подметили действительно важную особенность гуманитарного познания, его связь с уникальными явлениями. Но в целом неокантианская акцентировка индивидуализирующих стратегий сегодня выглядит несколько преувеличенной. Массив гуманитарного познания более сложен. Ведь в ткань социальных исследований включаются и генерализации, выявление различных регулярностей, закономерностей (например, в социологических и экономических теориях, обобщающих данные эмпирических исследований). Адекватно было бы сформулировать общие цели гуманитарных исследований шире: как замысел дать больше понимания окружающих нас явлений человеческой жизни; при этом исследователь должен располагать значительной свободой выбора средств толкования.
Функции гуманитарного знания
Отличие гуманитарных исследований от естественно-научных заметно и при рассмотрении той роли, которую играет гуманитарное знание в общественной жизни. Естественно-научные теории, особенно фундаментальные, как бы более эзотеричны — в том смысле, что они дальше отстоят от мира повседневных и реальных забот. Знание же гуманитарное воспринимается обществом более заинтересованно и даже обострённо. Скажем, математическая теория может интересовать лишь незначительный круг профессионалов; к тому же естественные науки в процессе усложнения все более отрываются от остальной части культуры.
Гуманитарные концепции, наоборот, часто достигают внушительного общественного резонанса. Они сразу становятся достоянием широких слоёв общественности, имеют важное общекультурное влияние и последствия. В то время как естественные науки приобретают социальное значение лишь гораздо более опосредованным путём (через свои технологические приложения, через популяризацию естественнонаучного знания, которая является в некотором смысле гуманитаризацией, т.е. интерпретацией для широких слоёв исходного закрытого содержания) гуманитарные науки по определению имеют явно прямой доступ к общественной жизни. Более того, от них открыто требуют ближайшего и скорейшего практического применения. Естественные науки в глазах широкой общественности оправдывают своё существование тем, что должны принести в идеале победу над внешней средой обитания, т.е. имеют в значительной мере инструментальное значение для усовершенствования наших условий жизни. Гуманитарные же науки сами являются частью нашей собственной внутренней среды. Они имеют значение в несоизмеримо большей степени смысложизненное. Правовые, педагогические, хозяйственные; психотерапевтические, политические концепции играют слишком важную роль в нашей жизни, чтобы их можно было отдать в ведение оторванных от общественности академических учёных. Поэтому гуманитарные науки находятся в гораздо большей степени под постоянным вниманием общества, чем естественные.
Конечно, и естественно-научное знание сегодня перестаёт быть нейтральным, становится «эмоционально горячим» (примером могут служить экология, генетика), но в целом его смысложизненные ценности все же уступают тем, которые традиционно характерны для комплекса гуманитарных наук.
Какие же функции выполняет гуманитарное знание, помимо удовлетворения сугубо познавательного интереса? Это функции, имеющие важное общекультурное значение. Ясно, что теории общественного устройства и реформирования, социальных конфликтов, воспитания и совершенствования личности предлагают нам обоюдоострый инструмент не только улучшения человеческой жизни, но и в случае неудачи колоссального разрушительного воздействия. Например, лечебные задачи психиатрии легко могут перерасти в социальное насилие; хозяйственная концепция, принятая на вооружение правительством, может привести к экономической катастрофе. Функции критические (оппозиционные по отношению к сложившимся социальным структурам) и, наоборот, апологетические (оправдывающие, легитимирующие болезненные социальные явления), эмансипирующие (освобождающие) и, наоборот, репрессирующие (по отношению к тем, кто мыслит и действует вразрез
|
|
с принятой нормативностью), идеологические (предлагающие различного рода высокие идеи для личности и общества), оценочные, воспитательные, общественно-преобразовательные и т.п., присущие социально-гуманитарным теориям — все это функции активного воздействия на человека, общество, культуру. Гуманитарное знание выступает непосредственным инструментом самотрансформации личности и общественной жизни.