Термин «мировоззрение» (от нем. Weltanschauung) появился в немецкой философской литературе на рубеже XVIII-XIX вв. и вскоре был позаимствован другими языками. Позже, во второй половине XIX в., это понятие стало употребляться вообще как синоним слова «философия». Термин «мировоззрение» стал тогда весьма популярным. Общество осознало, что в связи с бурным развитием наук назрела необходимость в некоем научном синтезе, в обобщении научных достижений в виде какой-то единой,
связной, логически непротиворечивой системы знания — научного мировоззрения. Существовало и другое понимание понятия «Weltanschauung», внетеоретическое; с этой точки зрения мировоззрение — совокупность ценностных и эмоциональных установок человека, его цельное переживание мира и своего места в нем. Такой трактовки придерживались те, кто не разделял естественно-научные стандарты и идеалы познания. Например, В. Дильтей писал, что «последним корнем» мировоззрения является сама жизнь.
Сегодня понятие «мировоззрение» включает в себя и ценностно-эмоциональные, и когнитивно-теоретические моменты. Под мировоззрением понимают обобщённую, интегральную систему (или даже просто совокупность) взглядов человека на мир и на своё место в мире, которая включает различные представления — социально-политические, религиозные, этические, эстетические и др. В общем случае мировоззрение представляет собой не только совокупность знаний, но и определённое эмоциональное отношение, а также определённые желания и стремления, т.е. включает и волевую составляющую. Мировоззрение в структуре убеждений человека выполняет интегрально-ориентирующую функцию, выражая представления относительно смысла его жизни, горизонта его возможностей и целей. Считается, что мировоззрение — достаточно цельное образование; однако оно может и не быть цельным, а наоборот, являться фрагментарным, противоречивым, разорванным. Можно говорить о мировоззрении применительно к субъектам различных уровней (например, говорят о мировоззрении той или иной эпохи, социальной группы или политической партии, отдельного человека).
|
|
Что касается соотношения понятий «мировоззрение» и «философия», то они достаточно близки по смыслу, и их иногда отождествляют. Однако более распространённым является представление о том, что термин «мировоззрение» шире по своему значению, чем «философия». Философия — не просто мировоззрение, а мировоззрение осознанное, выраженное в рациональной форме и в той или иной степени обоснованное, поддержанное какой-либо системой аргументов.
Термин «научное мировоззрение», несмотря на свою широкую употребимость, многозначен. С одной стороны, его можно понимать как мировоззрение самой науки, т.е. как ту систему взглядов, которая изначально присуща самой научной деятельности и является конститутивной, фундаментальной для нее (т.е. теоретический фон науки; см. § 2.1). С другой стороны как мировоззрение, использующее имеющиеся научные результаты, т.е. как систему интерпретации научных данных, как совокупность представлений, основанных на научном знании. Но видно, что и в первом, и во втором смысле термина не существует какого-нибудь единого мировоззрения науки, поскольку сама наука, как мы видели, во-первых, динамична и открыта, и она
|
|
постоянно трансформирует имеющееся знание; во-вторых, наука полемична, сотрясаема внутренними дискуссиями, она выдвигает различные альтернативные точки зрения, пересматривает даже свои базовые ценности и методологические ориентиры. Кроме того, важно понимать, что знание, общепризнанное в науке, допускает совершенно различные философские интерпретации.
Иными словами, не следует забывать, что ответ на вопрос «какую картину мира дают нам современные научные результаты?» является философским. Ответ на него предполагает ту или иную интерпретацию, причём разные интерпретации в зависимости от исходных позиций могут порой значительно расходиться между собой. Уже И. Кант показал, что научная деятельность — это постоянно расширяющийся, незаконченный опыт, и экстраполяция этого опыта на мир в целом, обобщение и унифицирующее оформление данных этого опыта представляют собой деятельность, принципиально выходящую за пределы достигнутого знания. Приведём пример. Когда говорят нечто вроде «как показывает наука, в мире нет сверхъестественных явлений», то на самом деле ведь рассуждают так, как будто наука уже изучила весь мир и расширение опыта закончено. На самом деле наука не показывает это, а лишь предполагает в качестве условия своей деятельности; ведь её регулятивом является стремление объяснить как можно больше в терминах естественных явлений. Поэтому одни и те же научные результаты могут быть философски истолкованы по-разному. Так, успешное продвижение науки можно рассматривать как постоянное доказательство того, что мир исчерпывается естественными процессами; но и как то, что наука умеет изучать только естественные процессы, систематически игнорируя или дискредитируя свидетельства о надприродном бытии; и как то, что на сегодняшний день наука изучила лишь некоторые (но далеко не все) естественные процессы, так что она пока не может судить о началах мира как о естественных или сверхъестественных; и как то, что вопрос о началах мира в строгом смысле слова вненаучен, относится к сугубо метафизической проблематике.
Типичная для современного человека незамысловатая вера в научные истины забывает то, что, как было подчёркнуто И. Кантом, наука не говорит о мире в целом. Мировоззрение, которое пытаются строго обосновать научными результатами, на самом деле является одной из возможных интерпретативных позиций. Скажем, типичное для XVI1I-XIX вв. механистическое мировоззрение, казавшееся самоочевидно подкреплённым научными данными, было именно общефилософской концепцией, далеко выходящей за пределы возможного опыта, что вскоре и показали дальнейшие научные достижения, несовместимые с метафизическими допущениями научно-исследовательской программы механицизма.