Государственные природоохранные организации

Постепенно начали создаваться органы государственного управления природопользованием. В 1919 году при Главнауке Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) учреждается Временная комиссия по охране природы. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 5 октября 1925 года на базе этой комиссии организован Междуведомственный государственный комитет по охране природы. В 1930 году он был преобразован в Междуведомственный комитет содействия развитию природных богатств РСФСР, в 1933 году на его основе был создан Комитет по заповедникам при Президиуме ВЦИК, который впоследствии был реорганизован в Главное управление по заповедникам при СНК РСФСР. В 1939 году постановлением СНК СССР такие же управления были созданы при совнаркомах других республик.

После войны в Советском Союзе сложилась и вполне успешно функционировала централизованная система государственного управления народным хозяйством.

Общее руководство по охране природных ресурсов было поручено отделу Совета Министров СССР. Такие же природоохранные отделы имелись в республиканских советах Министров. Разработку годовых и перспективных планов охраны природы России осуществлял специальный отдел охраны природы Госплана РСФСР, в других республиках эту работу также выполняли отделы охраны природы Госплана республик. Координацию государственных планов осуществлял Госплан СССР.

Каждой отраслью народного хозяйства руководило соответствующее министерство. Выполнение работ по охране, восстановлению и улучшению состояния тех природных ресурсов, которые находились в ведении того или иного министерства, было возложено на эти министерства. В структуре каждого министерства имелись специальные подразделения или отделы охраны природы, которые ведали охраной подведомственных им ресурсов. Важную роль в укреплении дела охраны природы играла Комиссия по охране природы Верховного совета РСФСР, такие же комиссии Верховных Советов автономных республик, а также областных, краевых и районных Советов народных депутатов.

Ряду министерств и ведомств было дано право вмешиваться в работу любого предприятия или ведомства, когда дело касалось соблюдения законов об охране природы. Например, Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР осуществляло государственный контроль за рациональным использованием вод, проведение мероприятий по охране водоемов от загрязнения, засорения и истощения, контроль за работой очистных сооружений, режимом работы водохранилищ. Этому министерству и его инспекционным подразделениям разрешалось проводить проверку деятельности любого предприятия и ведомства по вопросам охраны и использования водных ресурсов.

Министерство здравоохранения РСФСР и входящий в его структуру Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора осуществляли контроль за санитарным состоянием окружающей среды, проведением мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнения компонентов окружающей среды, борьбу с эпидемиями, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения.

В годы переходного периода был повышен статус государственных природоохранных органов. В 1988 году был создан Государственный комитет по охране природы, на базе которого Указом Президента от 28 ноября 1991 года было образовано Министерство экологии и природных ресурсов. В это министерство вошло еще три упраздненных российских министерства и ведомства. Минэкологии стало правопреемником семи упраздненных союзных органов. Указом Президента от 30 сентября 1992 года Минэкологии России было реорганизовано в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. В 1996 году произошла новая реорганизация. Был учрежден Госкомитет по охране природы (Госкомэкологии) с ограничением функциональной направленности. В самостоятельную организацию было выделено Министерство природных ресурсов (Минприроды). Таким образом, государственный статус главного органа, отвечающего за состояние окружающей среды в России, был понижен с уровня Министерства до уровня Госкомитета. В Государственной Думе сформирован Комитет по экологии, задачей которого является разработка законодательства по экологической безопасности и экологизация всего законодательства. В Совете безопасности Российской Федерации создана межведомственная комиссия по экологической безопасности.

Задачи Госкомэкологии определены Положением о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды, утверждены Постановлением Правительства РФ в мае 1997 г. [11]. В числе основных следует упомянуть следующие задачи:

- межотраслевая координация деятельности органов исполнительной власти и организаций;

- регулирование в целях охраны окружающей среды совместно с другими федеральными органами исполнительной власти вопросов природопользования;

- организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и мониторинга животного и растительного мира;

- обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем, банков данных окружающей среды, организация сбора, хранения, обработки, анализа и рассмотрения информации по проблемам охраны окружающей среды и природных ресурсов;

- обеспечение населения, органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией;

- формирование и развитие системы особо охраняемых природных территорий;

- реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства России в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества;

- координация деятельности органов исполнительной власти по организации системы и ведению государственных кадастров в области охраны окружающей среды;

- участие в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования, работе по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.

Основным звеном в системе Госкомэкологии, координирующим природоохранную работу в регионе, является краевой или республиканский (областной) комитет. В областных городах созданы самостоятельные городские и районные комитеты, функции которых устанавливаются по соглашению местных органов управления с областным комитетом. Областные комитеты имеют в своем составе подразделения экономического регулирования природопользования, экологической экспертизы, аналитические лаборатории, организации государственного экологического контроля, ведения кадастров.

В управлении природоохранной деятельностью задействованы также другие государственные органы, в том числе Комитет РФ по геологии и использованию недр, Комитет РФ по рыболовству, Федеральная служба лесного хозяйства, Федеральный горный и промышленный надзор, Российский комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по водному хозяйству, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Эти ведомства также имеют свои территориальные подразделения.

Так, Федеральная служба лесного хозяйства обеспечивает правильное ведение лесного хозяйства и воспроизводство лесов, контролирует их состояние и рациональную эксплуатацию, организует охрану лесов от пожаров, вредителей и болезней.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обеспечивает работу общегосударственной службы наблюдения и контроля за загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и морских вод, почв, контролирует источники загрязнения атмосферного воздуха и планирует мероприятия по охране воздушного бассейна промышленных центров и городов и т.д.

Комитет РФ по рыболовству осуществляет эксплуатацию и воспроизводство рыбных запасов, контролирует состояние рыбных ресурсов и регулирует рыболовство, проводит мероприятия по воспроизводству рыбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: