Геополитика в отношении развивающихся стран и России

На грани 60-70-х годов известный советский ученый Н. Н. Моисеев провел расчеты: какое количество людей должно жить на Земле, чтобы человечество при современных потребностях и технологиях могло вписаться в цикл биосферы, и получил с учетом неопределенностей, как ему показалось, очень странный ответ - от 200 до 800 миллионов. Ранее Н. В. Тимофеев-Ресовский считал, что для того, чтобы жить в равновесии с Природой, жителей Земли должно быть не больше 500 миллионов, поскольку в нашем энергопотреблении только 10% дают источники возобновимой энергии, получаемой от Солнца, все остальное - запасы былых биосфер [26].

По данным ООН, сырья и энергии при максимальном удовлетворении всех запросов западного потребительского общества хватает только на 1 миллиард человек. Вместе с тем на 1 января 2000 года население Земли достигло 6 миллиардов человек. Не случайно, что в золотой фонд “одного миллиарда” входят только США, Япония и страны ЕЭС, население которых как раз и составляет около 20%, то есть около миллиарда человек.

С началом перестройки, провозглашенной М. С. Горбачевым, в СССР значительно ослабла идеологическая работа, и из поля зрения советских политиков и государственных деятелей выпала геополитика США. В то время как западные политики провозглашали, а упоенные свободой советские средства массовой информации подхватывали и вдалбливали советским гражданам идеи о том, что в Советском Союзе были только репрессии и Гулаг, что наши технологии самые отсталые в мире, что советский народ вообще ничего не умеет и что Советский Союз это вообще “империя зла”, в США разрабатывались новые геополитические концепции и стратегии. Так, в США появилась теория экономической безопасности собственного государства, одним из вариантов которой явилась концепция войны за ресурсы. О наступлении “эры войны за ресурсы” в Конгрессе США было сделано сообщение в 1980 году [27].

Экологическое и экономическое давление на развивающиеся и отсталые страны со стороны США и других развитых государств осуществляется весьма многообразно:

во-первых, путем выкачивания интеллектуальных и природных ресурсов - топливных, минеральных, древесных, продовольственных, энергетических и т.д. Средняя капиталистическая страна импортирует не менее 50% всего объема потребляемых ресурсов, а по некоторым показателям, и 90-100%. США в 80-е годы импортировали из других районов мира около 100% марганца, 94% кобальта, 90% хрома, 88% бокситов, 85% свинца и почти 100% нефтепродуктов. Беззастенчивый грабеж чужих недр преподносится мировому сообществу в качестве разных видов помощи в освоении природных богатств. При этом выделяются кредиты, вывозятся ресурсы, а в результате страны, из которых ресурсы выкачали, еще и выплачивают долги;

во-вторых, вследствие ухудшения качества окружающей среды, в частности в результате хищнической вырубки лесов, нарушения ландшафтов карьерами и шахтами;

в-третьих, из-за деградации и истощения земель, монокультурного развития сельского хозяйства, например, культивирования только цитрусовых или бананов, или кофе, ориентированного не на интересы развивающихся стран, а на интересы транснациональных корпораций;

в-четвертых, посредством вынесения на территорию развивающихся стран вредных производств без соблюдения экологических норм, вывоза вредных промышленных, химических и радиоактивных отходов.

Поэтому появилась новая теория “интернационализации и взаимосвязанности” государств, сущность которой состоит в создании единого мирового центра с централизованным распределением капиталов, товаров, рабочей силы и сырья. Международные транснациональные корпорации устанавливают и поддерживают “новый мировой правопорядок и стабильность”, реализуя контроль над естественными и природными богатствами отсталых стран. Транснациональные корпорации и промышленно развитые страны закабалили страны третьего мира путем предоставления кредитов в основном на разработку природных ресурсов. Задолженность стран третьего мира банковским монополиям повысилась с 300 миллиардов в 1970 году до 573 миллиардов в 1980 году и 1351 миллиарда долларов в 1992 году. Задолженность СССР и России на начало 2000 года превысила 150 миллиардов долларов и продолжает расти вследствие роста процентов по долгам.

Указанные проблемы обсуждались на конференции в Рио-де-Жанейро, однако тема распоряжения природными богатствами не получила на конференции конструктивного решения. Американская делегация во главе с Д. Бушем отказалась подписать основные документы конференции “Конвенцию ООН по биологическому разнообразию” и “Конвенцию об изменении климата”. Эти документы шли вразрез с интересами транснациональных корпораций и могли оказаться препятствием на пути извлечения высоких прибылей, получаемых за счет эксплуатации тропических лесов Амазонии и других регионов.

Американская делегация добилась исключения из Конвенции об изменении климата положения о квотировании выбросов углекислого газа на душу населения, поскольку известно, что на долю США приходится 25% процентов мировых выбросов этого газа, создающего парниковый эффект. Кроме того, с 1991 года США стали потреблять свыше 40% мировых ресурсов и выделять свыше 60% всех загрязнений. Помимо этого, США уже вывели многие экологически вредные производства на территории государств третьего мира, в том числе и в Россию.

США ведут разработку методов экологического воздействия на другие страны и проверяют их эффективность на практике. Так, в Югославии были применены бомбы с графитовым наполнением, бомбы с радиоактивным ураном. Военные действия США и НАТО в Югославии оказали и косвенное воздействие на состояние окружающей среды, так как вследствие разрушения энергосистемы была прекращена работа очистных сооружений, а разрушение предприятий фармацевтической и химической промышленности привело к загрязнению ОС вредными химическими и биологическими веществами.

Это еще раз подтверждает, ранее высказанное утверждение о том, что США проводят в жизнь экологическую политику по двойному стандарту.

Данное положение совершенно недопустимо в современном мире, который отличает необходимость развития международного сотрудничества и укрепления доверия в деле улучшения экологической безопасности.


РАЗДЕЛ III.
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

В конце второго тысячелетия правовое положение человека в обществе считается соответствующим мировым стандартам демократии, если оно основано на трех естественных началах: праве на жизнь, свободе и равенстве. Соблюдение этих принципов сегодня немыслимо без реализации норм экологического права.

Возрастающая потребность российского общества в создании безопасного производства придает все большую актуальность проблеме гуманитаризации среднего и высшего образования. Прямое соприкосновение неподготовленных рядовых российских инженеров и экономистов, вчерашних школьников, с правовыми системами западных стран приводит к массовым нарушениям требований зарубежного законодательства и международных прав человека. Интеграция российской экономики в международный процесс цивилизованного рынка проходит крайне болезненно из-за несоответствия организации труда на нашем рынке международным стандартам в этой области. При этом происходит просто непонимание социальных процессов, которые происходят в мировой экономической и политической системе. Перед обществом все актуальнее поднимается вопрос о разработке новой парадигмы сознания молодых людей третьего тысячелетия, которое закладывается со школьной скамьи. Сегодняшние школьники завтра возглавят российские политические структуры и будут работать во всех точках нашей планеты. Им придется столкнуться с миром, который до сегодняшнего дня, к великому несчастью России, подается в искаженном гуманитарном свете. На первые места выходят соображения наживы, мнимых ценностей и т.д. Истинные человеческие ценности, завоеванные мировым сообществом, часто остаются за пределами образовательного процесса, ориентированного во многом на обслуживание «обогатительной экономики» и чуждых человеку моральных ценностей.

В этой связи возрастает роль интеграции технического и экономического образования в средней и высшей школе, направленной на обеспечение безопасности жизнедеятельности человека на производстве и в быту на основе принципов гуманитаризации. Необходимо резко расширить правовую подготовку школьников и студентов технических и экономических вузов, которая исключала бы случаи правового нигилизма, отклонения от норм общечеловеческих ценностей. Главной сложностью такой педагогической технологии является разработка единых методических подходов и программ школы и вуза.

Целесообразно ускорить решение образовательных проблем, включающих практику эффективного воспитания правосознания у школьников и студентов; преподавание им основ философии права, теории государства и права, а также правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека на производстве и в быту, экологической безопасности хозяйственной и иной деятельности в условиях существования различных форм собственности (гуманитарные проблемы социальной экологии, экологические проблемы мегаполисов и др.); изучение правовых систем мира по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека на производстве и в быту в мирное время, в условиях чрезвычайных ситуаций, а также вооруженных конфликтов (гуманитарное право); нормативное, методическое и техническое обеспечение учебного процесса в условиях реформирования законодательной базы РФ в области охраны труда и социальной защиты трудящихся; освоение практических методов работы с отечественными и зарубежными правовыми информационными компьютерными технологиями.

Основными принципами правовой подготовки экономических и инженерно-технических кадров в области правовых основ обеспечения безопасности жизнедеятельности должны стать принципы естественного права; углубленное изучение международных норм в области безопасности жизнедеятельности и их применение международными и национальными судами; необходимость осознания школьниками и студентами создания жесткой системы управления и контроля за соблюдением норм законодательства о безопасности жизнедеятельности людей; неукоснительное соблюдение принципа свободы информации, которая имеет значение для правильного принятия обществом (каждым “средним” или “простым” человеком) решений в области безопасности жизнедеятельности.

В связи с изложенным будущие студенты (наши сегодняшние школьники) в ходе учебного процесса должны усвоить основные понятия экологического права. Ниже предпринята попытка помочь учителю в работе со школьниками в области экологического права.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: