Предисловие научного редактора. Данная книга является прекрасным пособием для психотера

Данная книга является прекрасным пособием для психотера

певтов, сексологов, психологов, врачей и других специалистов,

чья деятельность так или иначе может быть связана с оказани

ем помощи представителям сексуальных меньшинств. В ней

содержится обширный обзор основных подходов к психотера

певтической и консультативной работе с лицами данной груп

пы. Излагаются основные принципы аффирмативной гей-пси


хотерапии, являющейся альтернативой

психотерапевтическим моделям.


патологизирующим


В сборнике отражен опыт практической работы большой

группы психотерапевтов, являющихся пионерами в области

использования этого нового направления психотерапии, что

позволяет читателям получить достаточно разностороннее

представление о наиболее характерных проблемах и специфи

ке работы с различными группами клиентов нетрадиционной

сексуальной ориентации.

Следует воздать должное составителям этого сборника —

Доминику Дэйвису и Чарлзу Нилу — за их искренность, профес

сиональную смелость, а также за высокий уровень редактуры.

Доминик Дэйвис имеет богатый опыт психотерапевтической

Nottingham Trent University (Великобритания) и сопредседате

лем британской секции Международной ассоциации психоло

гов с нетрадиционной сексуальной ориентацией. У Чарлза


Нила за плечами 25 лет


психотерапевтической и преподава


тельской практики. Он основатель и председатель вышеназван

ной секции. Вместе с Домиником Дэйвисом и Чарлзом Нилом

в подготовке сборника принимали участие еще десять специа


листов,


специализирующихся на консультативной и психоте


рапевтической работе с геями, лесбиянками и бисексуалами.

Все они — британцы, хотя некоторым из них довелось порабо

тать и в США. Так, например, католический священник Бер

нард Линч, тема диссертации которого находится на стыке пси

хологии и теологии, в настоящее время работает как в США,


8


Предисловие научного редактора


так и в Великобритании, и является членом комитета по СПИДу

при мэрии Нью-Йорка.

Наряду с немногими другими книгами, данный сборник

знаменует собой определенный поворот в отношении общества

словии к изданию Д. Дэйвис и Ч. Нил отмечают, что всего лишь

несколько лет назад гомосексуализм перестал считаться в Ве


ликобритании психическим заболеванием


(Международная


классификация болезней 10-го пересмотра, 1992 г.). В США

гомосексуализм был изъят из списка психических заболеваний

два десятилетия назад. Тем не менее все еще существует боль

шое число специалистов, которые и по сей день «лечат» паци

ентов от гомосексуализма. «Зная о том, что средств для "лече

ния" этого "заболевания" не существует, они полагают все же,

что гомосексуализм — это признак ненормальности или пато

логии. В настоящее время существует большая группа специа

листов, хотя и не считающих сексуальные отношения с лица

ми одного пола патологическим явлением, но испытывающих

явный дефицит психологического и психотерапевтического об

разования, а также недостаточность информации, способной

помочь противостоять предрассудкам, связанным с влиянием

традиционной культуры» (с. 20).

Хотя в последнее время вопросы мультикультурного кон

сультирования и психотерапии обсуждаются чаще, чем преж

де, проблемы психотерапевтической работы с лицами нетради

ционной сексуальной ориентации все еще недостаточно осве

щены в литературе. В программах подготовки психологов,

психотерапевтов и социальных работников они совершенно не

затрагиваются, несмотря на то, что непрерывно растет число


представителей сексуальных меньшинств,


обращающихся за


консультативной и психотерапевтической помощью. Некото

рые авторы сборника отмечают, что процент этих лиц среди

общего числа клиентов сравнительно высок. Они связывают

это с их стигматизацией и более низким уровнем психологичес

кого и социального благополучия по сравнению с лицами обыч

ной сексуальной ориентации. Весьма показательна позиция

официозной отечественной психотерапии и сексологии, демон

стрирующих либо полную слепоту к интересам маргинализи-


Предисловие научного редактора9

рованных социальных групп, в том числе к психологическим

проблемам лиц гомо- и бисексуальной ориентации, либо созна

тельно их обходят, что объясняется гомофобией или же стрем


в


«Психотерапевтической энциклопедии» под ред. Б. Д. Кар-


васарского нам не удалось обнаружить ни одного упоминания


о


психотерапевтической работе с представителями сексуаль


ных меньшинств. В разделе, посвященном этике психотерапев

тической работы, совершенно ничего не говорится о том, что

защита и уважение интересов клиента предполагает уважение

его сексуальной ориентации, которая является столь же значи

мой характеристикой, как пол, возраст, раса, этническая и клас

совая принадлежность клиента, его вероисповедание и другие

личностные особенности. Совершенно не упоминались эти

вопросы и в ходе недавно прошедшей в Санкт-Петербурге кон

ференции «Психическое здоровье». Нельзя, скажем, не обра

тить внимания на позицию проф. С. С. Либиха, который в сво

ем выступлении на тему «Психотерапия и сексология. Пробле

мы и перспективы» ни одним словом не обмолвился о том, что

гомо- и бисексуальность могут занимать в современной психо

терапии какое-либо место. Вместе с кафедрой сексологии

СПбМАРЛ он взял на себя смелость «футурологического кон

струирования сексологических проблем XXI века». Нельзя не

умилиться заявлению этого «патриарха» отечественной сексо

логии, в котором он утверждает, что «сексуальная революция,

уже закончившаяся во многих зарубежных странах, завершит

ся в России в первое десятилетие XXI века. На смену ей придет

возрастание разумных консервативных тенденций». Таким об

разом, «полной и окончательной победы» гетеросексизма оста

лось ждать совсем недолго.

В корректности таких выводов есть все основания усом

ниться. За последние 10 лет произошли значительные измене

ния в сексуальной идентификации населения развитых стран.

Это, в частности, проявляется в открытом признании геями и

лесбиянками своей гомосексуальной принадлежности, а также

в том, что все большее число мужчин и женщин признают себя

бисексуалами, в одних случаях отделяя, а в других — не отде

ляя себя от геев и лесбиянок. Однако это сопровождается зна-



Предисловие научного редактора


чительным сопротивлением общества, поскольку бисексуаль

ность воспринимается как угроза традиционной бисексуальной

идентичности и в то же время как угроза для идентичности геев

и лесбиянок. В целом, по данным многочисленных исследова

ний количество лиц лишь с выраженной гомосексуальной ори

ентацией (не считая бисексуалов) колеблется в диапазоне

7-10 %, хотя опыт транзиторных отношений имеет гораздо

больший процент населения. Поэтому необходимость в разра

ботке и использовании корректных подходов к решению пси

хологических вопросов гомосексуальности вполне очевидна.

Авторы данной книги не ставят перед собой задачу изме

нить мировоззрение тех, кто считает гомосексуальность анома

лией. Они пишут, что, скорее всего, такие специалисты «не бу

дут читать эту книгу. Но если они все же решат ее прочесть, мы

просим оценить, насколько она соответствует их работе с кли

ентами, в отношении которых не соблюдается такой основопо

лагающий этический принцип, как уважение» (с. 21).

Задачи сборника составители определяют следующим обра

зом:

— предоставление психологам и психотерапевтам информации

об особенностях поведения представителей сексуальных

меньшинств и его социальном контексте, а также опреде

ленные сведения исторического плана, касающиеся разви

тия психологических представлений о гомосексуальности;

— обоснование различия между аффирмативным и неаффир-

мативным подходами к консультативной и психотерапевти

ческой работе с представителями сексуальных меньшинств;

— знакомство читателей с наиболее важными клиническими

вопросами психотерапевтической работы с геями, лесбиян

ками и бисексуалами;

— помощь читателям в наиболее точном определении своих

собственных чувств и установок, связанных с гомосексуаль

ностью, а также предоставление им определенные рекомен

даций, способствующих развитию их взглядов на это явле

ние.

Необходимость внятного и корректного вступления к тако

го рода сборнику, а также квалифицированной редакторской

работы вполне очевидна, а потому составители предваряют гла-


Предисловие научного редактора



вы,

работы с


посвященные


частным вопросам

представителями сексуальных


психотерапевтической

меньшинств, общей


характеристикой


гомосексуальности в


современном


полити


ческом и культурном контексте (Часть I). Первая часть книги,

по Мнению Дэйвиса и Нила, имеет особое значение, поскольку


в ней


обсуждаются


проблемы


сексуальной


ориентации и эво


люция психологических представлений о гомо- и


бисексуаль


ности. Здесь же


излагаются основы


аффирмативной модели


психотерапевтической практики и образования.

Вторая часть книги посвящена частным вопросам консульта

тивной и психотерапевтической работы с представителями сек


суальных


меньшинств. В ней


рассматриваются


особенности


проведения такой работы с одинокими людьми и парами (го


мосексуальными

людьми гомо- и


«семьями»), с

бисексуальной


подростками и

ориентации, а также


пожилыми

работы,


связанной с решением


психологических


вопросов деторожде


ния, усыновления и воспитания, преодолением алкогольной и

наркотической зависимости, насилием, религиозным и духов


ным


опытом лиц


нетрадиционной


сексуальной


ориентации.


Почти во всех главах второй части книги приводятся клиничес


кие


примеры,


позволяющие лучше уяснить


особенности кон


сультативной и

образных


ситуациях.


психотерапевтической работы в самых разно


Книга

формацию о


содержит

различных


несколько

институтах


приложений,

социальной и


содержащих ин

психолого-


психотерапевтической


поддержки лиц с


нетрадиционной сек


суальной ориентацией, а также о специализированных издани

ях; приводится обширный список основной и дополнительной


литературы, посвященной различным


аспектам консультатив


ной и психотерапевтической работы с представителями сексу


альных


меньшинств.


Первая глава книги, написанная Д. Дэйвисом и Ч.


Нилом,


представляет собой


исторический обзор


гомосексуальности и


психотерапевтических подходов к работе с лицами нетрадици

онной сексуальной ориентации. В начале главы авторы указы


вают на


необходимость


дифференциации


гомосексуального


поведения


(сексуальных


отношений с лицом того же пола) и


гомосексуальной


идентичности


(восприятия себя в


качестве



Предисловие научного редактора


гея или лесбиянки). Термин же «гомосексуальность», по мнению

Д. Дейвиса и Ч. Нила, объединяет и те случаи, когда человек

признает свою принадлежность к сексуальным меньшинствам,

и те, когда он, вступая в сексуальные отношения с лицами того

же пола, этого не признает. Такое разделение продиктовано

практическими соображениями, поскольку большинство лю

дей при определении своей сексуальной ориентации далеко не

всегда учитывает свое реальное поведение.

Авторы обсуждают результаты исследований мужской го

мосексуальности, проводимых биологами, психологами, антро

пологами и социологами. Они делят все современные теории

гомосексуальности на две основные группы: те, что связывают

причины гомосексуальности с биологическими, и те, что объяс

няют ее средовыми факторами. К биологическим причинам

при этом относятся гормональные нарушения, особенности

физиологии организма, перинатальные влияния и другие.

В качестве же социальных или средовых причин гомосексуаль

ности выступают особенности поведения родителей, отрица

тельный опыт сексуальных отношений с лицами противопо

ложного пола, совращение опытными гомосексуалистами и

другие.

Многие подобные исследования, по мнению Д. Дэйвиса и

Ч. Нила, исходят из патологизирующего взгляда на гомосексу

альность, поскольку придерживаются точки зрения, что уста

новив причину ее возникновения, можно будет успешно ее «ле

чить». Подобная медицинская модель гомосексуальности, хотя

и уходящая ныне в прошлое, продолжает оставаться для мно

гих специалистов руководством к действию.

На протяжение XX века неоднократно делались попытки

использовать те или иные формы «лечения» гомосексуально

сти, включая электросудорожную терапию, хирургические опе

рации на мозге, кастрацию, введение гормонов, различные пси

хотерапевтические методы, в частности психоанализ и другие.

Однако ни один из перечисленных способов не оказался сколь

ко-нибудь эффективным и не привел к устойчивому измене

нию сексуальной ориентации. Д. Дэйвис и Ч. Нил приходят к

выводу о том, что ни одна из теорий гомосексуальности, связан

ных с признанием какого-либо одного причинного фактора, не


Предисловие научного редактора

может объяснить механизмов ее формирования. Они полагают,


что


исследования


гомосексуальности не дали


убедительных


результатов, поскольку в их основе лежали серьезные методо

логические просчеты. Составители сборника, в частности, об

ращают внимание на необходимость строгой конфиденциаль


ности и


установления


устойчивого рапорта между лицом не


традиционной сексуальной


ориентации и


специалистом для


того, чтобы подобные исследования проходили более успешно.


Во многом их


результаты также могут


определяться теми


мотивами,

многие из них,


которыми

стремясь


руководствуются

оценить степень


ученые. К


примеру,

психологических


страданий лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, свя

зывали их всецело именно с ними, упуская при этом из виду то,

что причиной страданий зачастую является распространенная

в обществе гомофобия.

Обращаясь к истории использования психотерапии для по

мощи лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, Д. Дэй-


вис и Ч. Нил


ссылаются на 3.


Фрейда, который


полагал, что


основной задачей психотерапевтической работы с представите


лями


сексуальных


меньшинств


должно быть


укрепление их


самосознания. Тем не менее в течение длительного- времени в


практике оказания таким лицам


психолого-психотерапевти


ческой помощи доминировали патологизирующие взгляды на

гомосексуальность, чему в немалой степени способствовало то,


что в


«Международной


классификации


болезней» вплоть до


1992 г. (а в американском «Диагностическом и статистическом

руководстве» — до начала 1970-х гг.) гомосексуализм квалифи

цировался как одна из форм психического расстройства.

Несмотря на определенный позитивный вклад психоанали

за в развитие подходов к психотерапевтической работе с геями,

лесбиянками и бисексуалами, он оказался все же слишком про

тиворечивым для того, чтобы кардинально изменить ситуацию,

связанную с дискриминирующими установками медицинской

модели гомосексуальности. Составители сборника также обра


щают внимание на то, что среди


авторитетных психотерапев


тов, в частности американских, много разделяющих идеологию


гомофобии. Это дало Г.


Хокенхем повод утверждать, что пси


хоанализ является «такой системой взглядов, которая облада-



Предисловие научного редактора


ет удивительным свойством обострять в человеке чувство соб

ственной виновности» (Hocquenghem G., 1978).

Хотя разделение 3. Фрейдом пола и сексуальности оказа

лось продуктивным для решения тендерных проблем и послу

жило одной из предпосылок создания аффирмативной модели

психотерапевтической работы с представителями сексуальных

меньшинств, для качественного изменения ситуации в облас


ти оказания


психотерапевтической помощи этим лицам, по


мнению составителей сборника, необходим новый подход, по

зволяющий преодолеть все еще доминирующую среди специа

листов викторианскую систему социальных норм, связанных с

сексуальным поведением. Все это, видимо, является одной из

причин того, что многие геи, лесбиянки и бисексуалы по-преж

нему с недоверием относятся к психоанализу и большинству

иных форм психотерапии. Кроме того, в современной системе

подготовки специалистов по психоанализу лицам с нетрадици

онной сексуальной ориентацией, как и раньше, нередко отка

зывается в праве вести преподавание и супервизии, поскольку

они якобы отягощены «нерешенными и не подлежащими ана

лизу невротическими комплексами».


В следующей главе Д. Дэйвис исследует


аффирмативную


модель психотерапевтической работы с лицами нетрадицион

ной сексуальной ориентации. Он подчеркивает, что эта модель

не может быть всецело обоснована лишь с позиций гуманисти

ческого подхода (в частности, роджеровской школы психотера


пии),


психодинамических или


когнитивно-бихевиоральных


представлений и что она связана с особой системой взглядов и

форм практической работы.

Выбор правильного наименования подобной модели психо

терапии оказался непростой задачей, поскольку название дол

жно отражать признание равноправного положения гомосексу

альности и гетеросексуальности. В настоящее время наиболее


широко используется термин


«аффирмативная гей-психоло


гия». За основополагающий принцип она принимает призна

ние сексуальной идентичности геев, лесбиянок и бисексуалов,

а также то, что их сексуальный и человеческий опыт является

ничуть не менее ценным и нормальным, чем опыт лиц гетеро

сексуальной ориентации.


Предисловие научного редактора



Говоря об основных принципах аффирмативной гей-психо

терапии, Д. Дейвис упоминает следующие:



уважение


сексуальной ориентации


клиента;



признание его личностной ценности;

уважение жизненного стиля и

клиента.


культурных


предпочтений


Что касается условий проведения аффирмативной гей-пси

хотерапии, то Д. Дэйвис указывает на необходимость в равно


правных


отношениях


клиента и


психотерапевта.


Психотера


певт должен помнить, что «клиент сам знает, что для него луч

ше. А если даже ему это неизвестно, то психотерапевт не знает

этого подавно» (с. 55).


Он


подчеркивает, что


психотерапевт, прежде чем


позволит


себе


работать с


представителями


сексуальных


меньшинств,


обязан


подвергнуть анализу систему своих


взглядов и верова


ний. Он


полагает, что определенные представления, которым


следует


психотерапевт, могут


препятствовать


проведению им


аффирмативной гей-психотерапии. Среди них Дэйвис называ

ет такие как:



представление о том, что


гомосексуальность


противоречит



воле Бога и что она болезненна или противоестественна;

убеждение в том, что гомосексуальность менее «полноцен

на», чем гетеросексуальность;



убеждение в том, что

форма сексуальных


моногамия — единственно

отношений;


здоровая



представление о том, что лица нетрадиционной сексуальной

ориентации склонны к развратным действиям в отношении

малолетних или неопытных людей и т. д.

Он обращает особое внимание на необходимость специаль


ной


подготовки специалистов,


предполагающих использовать


аффирмативную гей-психотерапию. Значительно место, по его

мнению, должно отводиться преодолению гомофобии и гетеро-


сексизма


специалистов и


получению ими


разнообразной ин


формации, позволяющей сформировать более адекватное пред

ставление об особенностях стиля жизни и культуре лиц нетра

диционной сексуальной ориентации.

Д. Дэйвис дает 12 основополагающих рекомендаций, каса

ющихся техники аффирмативной гей-психотерапии. При этом



Предисловие научного редактора


он подчеркивает, что сексуальная ориентация психотерапевта

не имеет принципиального значения для успешного использо

вания им этой психотерапевтической модели. Наиболее важ

ной является его способность к полноценному эмпатическому

контакту с пациентом и его принятию.

В третьей главе Д. Дэйвис обращается к проблеме гомофо

бии и гетеросексизма, которые являются одной из наиболее

серьезных и часто встречающихся проблем в психотерапевти

ческой работе с представителями сексуальных меньшинств. Он

бию, в частности, можно определить как «страх тесного обще

ния с гомосексуалистами, а если речь идет о гомосексуалисте,

то гомофобия — это его отвращение к самому себе». На сего

дняшний день, однако, гомофобия обозначает более широкий

спектр различных чувств, в частности гнев, дискомфорт, трево

гу и др., которые могут испытывать как гетеро-, так и гомосек-

суалы в отношении проявлений гомосексуальности.

Гетеросексизм, в свою очередь, это такая система взглядов,

«при которой гетеросексуальность рассматривается как един

ственно приемлемая, более полноценная или более естествен

ная (чем гомосексуализм или бисексуализм) форма сексуаль

ности» (Blumenfeld W. and Raymond D., 1988).

Д. Дэйвис специально рассматривает так называемую ин

ституционализированную гомофобию. При этом он перечисля

ет целый ряд способов, посредством которых общество факти


чески


дискриминирует представителей сексуальных мень


шинств, в частности, путем замалчивания проблем, связанных

с гомосексуальностью, игнорированием культуры гей-сообще

ства, созданием специальных зон или гетто в городах, где мо

гут общаться и жить лица нетрадиционной сексуальной ориен

тации, созданием в средствах массовой информации и в массо

вом искусстве негативного образа представителя сексуальных

меньшинств (как неспособного контролировать свои сексуаль

ные импульсы, «совратителя малолетних», криминально на

строенного лица и т. д.).

Д. Дэйвис рассматривает проявления институционализиро

ванной гомофобии в системе образования, досуга и на рабочем

месте. Он полагает, что во всех сферах общественной жизни до


Предисловие научного


редактора


17


настоящего времени все еще широко распространена дискри

минация по отношению к лицам нетрадиционной сексуальной

ориентации. Кроме того, он выделяет в главе специальный раз

дел, где обсуждаются проявления институционализированной

гомофобии среди специалистов в области психического здоро

вья, в частности в системе подготовки психотерапевтов, и гомо-

фобические установки, лежащие в основе целого ряда весьма

авторитетных психологических теорий, подходов к суперви-

зорству и т. д.


Особо отмечается феномен


интернализированной гомо


фобии, связанной с чувствами стыда, вины и страха, свойст

венными многим представителям сексуальных меньшинств и

вызванными заниженной самооценкой. Интернализированная

гомофобия часто является главным предметом психотерапев

тической работы с этими лицами.

Затем Д. Дэйвис описывает некоторые специфические за

щитные реакции, позволяющие представителям сексуальных

ди них он называет ассимиляцию (имитацию этими лицами

поведения гетеросексуального большинства); конфронтацию

(связанную с публичной демонстрацией своей принадлежнос

ти к сексуальным меньшинствам и открытым проявлением

чувства гнева); геттоизацию (существование в пределах специ

фической субкультуры) и специализацию (признание своей

исключительности с положительным или отрицательным со

держанием этого определения). Д. Дэйвис также достаточно

подробно описывает шесть основных копинговых стратегий,


используемых


клиентками-лесбиянками, которые позволяют


им адаптироваться к своей сексуальной ориентации и преодо

левать связанные с ней негативные проявления. При этом он


приводит ряд клинических примеров

гомофобии среди своих клиентов.


интернализированной


Четвертая глава посвящена обсуждению особенностей пси

хотерапевтической работы с теми представителями сексуаль

ных меньшинств, которые в целях преодоления интернализи


рованной гомофобии используют стратегию


конфронтации


(coming out). Этот процесс, как правило, сопряжен со сложны

ми трансформационными процессами, протекающими как на



Предисловие научного редактора


внутрипсихическом уровне, так и на уровне взаимоотношений


клиента с окружающими. Автор


описывает три


наиболее рас


пространенных психологических модели этого процесса, пред

ложенные В. Касс, И. Колеман, Н. Вудман и X. Ленна (V. Cass,

Е. Coleman, N. Woodman and H. Lenna), указывая, что на дан

ный процесс оказывают заметное влияние различные факторы,

такие как пол, раса, национальность, место жительства, домини

рующие в обществе ценности, личностные особенности челове

ка, условия его воспитания и другие. Так же как и в предыдущей

главе, Д. Дэйвис иллюстрирует наиболее важные концептуаль

ные моменты разнообразными клиническими примерами.


Вторая часть книги, как уже было


сказано,


посвящена об


суждению частных аспектов


консультативной и психотерапев


тической работы с представителями сексуальных меньшинств.

Л. Мун, говоря о психотерапевтической помощи одиноким


клиентам, фокусирует свое внимание на


проблемах,


наиболее


характерных дл я


представителей


сексуальных


меньшинств,


проживающих в крупных городах и в провинции. Г.


Саймон в


главе, посвященной психотерапевтической работе с однополы


ми


парами,


подчеркивает


необходимость


открытой


позиции


специалиста и его готовности принятия тех моделей взаимоот

ношений между партнерами, с которыми он может сталкивать

ся в своей работе. Его попытки ориентироваться при этом на


эталоны

дуктивны.


гетеросексуальных


отношений, как


правило, непро


Г.


Харгаден и С.


Ллевелин


обращаются к разнообразным


проблемам, связанным с решением психологических вопросов


рождения и


воспитания детей как


одинокими


представителя


ми сексуальных меньшинств, так и их парами. Круг обсуждае

мых авторами вопросов достаточно широк и включает различ

ные моменты психотерапевтической работы, связанной, напри

мер, с воспитанием гомосексуальными парами приемных детей

и детей от гетеросексуальных браков, с проблемой искусствен

ного осеменения и другими.

Д. Дэйвис уделяет внимание работе с подростками гомосек


суальной и


бисексуальной ориентации. Он касается


вопросов


психосексуального


развития


подростков и


факторов, касаю


щихся


возможной дискриминации, а также


проблем


включе-


Предисловие научного редактора I 19

ния в маргинальные социальные группы с высокой вероятно

стью криминализации, насилия, ВИЧ-инфицирования, форми

рования пристрастия к наркотикам и т. д. Он также обращает


внимание на ту важную роль, которую играют в


психологиче


ской и социальной поддержке молодых людей нетрадиционной

сексуальной ориентации взрослые представители гей-сообще


ства.


Немаловажное


значение имеет и


психотерапевтическая


работа с родителями. В целом Д. Дэйвис убежден, что психоте

рапевты и психологи могут сделать очень много в создании без

опасной среды для подростков и молодых людей нетрадицион

ной сексуальной ориентации, где будет формироваться их пси

хосексуальная идентичность и где риск их стигматизации будет

сведен к минимуму.


Большой


интерес


представляют девятая и десятая главы,


посвященные психотерапевтической работе с геями и лесбиян


ками


пожилого


возраста. Б.


Ратиган, в


частности,


обращает


внимание на систему ценностей, в которой воспитаны предста


вители


старшего


поколения геев,


выросшие в


культурной ат


мосфере,


пронизанной духом


гетеросексизма, в силу чего им


особенно свойственны интернализированная гомофобия, про


блемы


одиночества и


отчуждения. Для них также


характерны


специфические способы психологической защиты, преодолеть

которые в процессе психотерапии бывает очень сложно.

Как отмечают в одиннадцатой главе Г. Ковзун и М. Мелли,


лица с


нетрадиционной


сексуальной


ориентацией


несколько


чаще, чем


представители общей популяции,


страдают патоло


гической зависимостью (в первую очередь


наркоманией и ал


коголизмом), что связано с дополнительными факторами рис


ка. Авторы


обращают внимание на то, что лица этой группы в


своих


попытках


преодолеть


патологическую


зависимость зна


чительно реже обращаются за помощью специалистов, предпо


читая


опираться на свои


собственные ресурсы. В данном раз


деле подробно обсуждаются клинические вопросы, касающие

ся лечения зависимостей, в особенности тех подходов, которые


используются для


помощи


представителям сексуальных мень


шинств при наличии у них патологических пристрастий.

У. Уолш затрагивает проблемы насилия среди лиц нетради

ционной сексуальной ориентации и рассматривает методы, ис-



Предисловие научного редактора


пользуемые для преодоления его негативных последствий.

Хотя проявления насилия повсеместны, автор обращает внима

ние на некоторые особенности этой группы клиентов, в частно

сти на то, что во взаимоотношениях партнеров по гомосексу

альным отношениям дисбаланс властных функций, столь свой

ственный гетеросексуальным отношениям, проявляется не

столь ярко. Уолш полагает, что следует учитывать иные, неже

ли у гетеросексуалов, ожидания партнеров относительно их ро

левого поведения, а также влияние на их отношения институ

ционализированной гомофобии и более высокий процент садо

мазохистских проявлений.


Б. Линч обращается к вопросам


психотерапевтической и


пасторской работы с духовными и религиозными проблемами,

свойственными представителям сексуальных меньшинств. Он

отмечает негативное воздействие большинства конвенцио

нальных религий на процесс их психологического становления

и духовную жизнь, поскольку данные религиозные системы

относятся к гомосексуальности крайне враждебно, что являет

ся одним из факторов стигматизации представителей сексуаль

ных меньшинств. Поэтому большинство их избегает конвенцио

ния геев, лесбиянок и бисексуалов к духовному опыту. При

проведении психотерапевтической и пастырской работы с эти

ми лицами все перечисленное заставляет обратить особое вни

мание на активизацию онтологического дискурса и обогащение

их неконвенционального духовного опыта.

Сборник является первой книгой, изданной на русском язы

ке, где обсуждаются разнообразные проблемы психотерапевти

ческой работы с представителями сексуальных меньшинств.

Он отражает многообразие точек зрения по данной тематике и

несомненно даст толчок дальнейшим дискуссиям и обмену

опытом. Кроме того, книга поможет многим специалистам глу

боко задуматься над тем, какие методы и теоретические пред

ставления они используют в работе с лицами этой группы и,

возможно, пересмотреть некоторые из них. Может быть, она

заставит их по-новому подойти к оценке своих отношений с

клиентами, а также с обществом, его институтами и господству

ющими в нем моделями дискурса. Сборник отражает некото-


Предисловие научного


редактора21


рые важные тенденции развития современной психотерапии,

к которым, по меньшей мере, можно отнести такие, как:

1. Отход от масштабных, «зонтичных» конструкций психоло

гии и психотерапии с их стремлением объяснять человече

ское поведение и опыт в рамках единой системы взглядов;

формирование культурного и методологического плюра

лизма, позволяющего рассматривать проблемы современно

го человека и использовать различные виды психотерапев

тических интервенций, учитывая его пол, возраст, расу, эт


ническую и классовую

ориентацию и т. д.


принадлежность, сексуальную


2. Пересмотр традиционных конструктов здоровья и болезни,

характерных для ортодоксальной психиатрии и психотера

пии, и признание того, что эти конструкты находятся в зна

чительной зависимости от социальных институтов, дискур

сивных моделей культуры и системы ценностей представи

телей профессиональных сообществ.

3. Критическое изучение социальных структур и репрезента

ций, тесно связанное с расширением границ психотерапии,

глубоко вторгающейся ныне на «территорию», занимаемую

социологами и теоретиками культуры, в попытке реализо

вать различные модели социологического и культурного

анализа языковых и визуальных форм дискурса субъектив

ного.

В книге подчеркивается, что у представителей сексуальных

меньшинств есть все основания претендовать на получение та

ких видов психотерапевтических услуг, которые учитывают

различия в сексуальной ориентации клиентов, а также свобод

ны от редуктивных трактовок субъективного опыта, догмати

ческих интерпретаций внутреннего мира и поведения лиц этой

группы. Ее содержание ясно показывает, что любой психотера

певтический метод может служить сохранению того порядка

вещей, в котором человек испытывает страдание и-переживает

психическое и социальное неблагополучие, равно как способ

ствовать его изменению и, соответственно, достижению более

глубоких, устойчивых изменений в состоянии и мироощуще


нии человека.


Переживание индивидуумом чувств скорби,


вины, страдания, страха, гнева и пр., а также ощущение им сво-



Предисловие научного редактора


ей беспомощности и неполноценности не является сугубо лич

ным. Все эти чувства так или иначе связаны с местом человека

в культуре и мире социальных отношений. Исходя из этого,

критически ориентированная психотерапия, к которой с пол


ным основанием можно отнести


аффирмативную модель, не


может не являться политической практикой и одной из форм

культурного активизма.

А. И. Копытин,

канд. мед. наук,

председатель Арт-терапевтической ассоциации



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: