Частные вопросы


стоятельного решения своих проблем либо решения их с учас

тием друзей или родственников, не прибегая к помощи специ

алистов. Указанная точка зрения способствуют тому, что в ру

ках консультантов и психотерапевтов концентрируется слиш

ком большая власть.

Работая с молодыми людьми, целесообразно укреплять их

веру в благоприятный результат лечения и возможность каче

ственных изменений состояния. Однако если речь идет о рабо

те с теми людьми, которые в силу своего возраста или уровня

развития достигли состояния зрелости, внушить им такую веру

нередко бывает весьма сложно. Это особенно трудно в тех слу

чаях, когда человек в детстве перенес смерть родителя или, что

еще хуже, обоих родителей, либо был от них отлучен, перенес

насилие, принимал наркотики, пытался покончить жизнь само

убийством, оказался в социальной изоляции, страдает психичес

ким заболеванием, имеет неудачный опыт общения с психоло

клиенты с нарциссическим или пограничным личностным рас

стройством, поскольку они нуждаются в активной помощи,

а работающий с ними специалист — в прохождении регуляр

ных супервизий (Silvepstein, 1988). При работе с геями пожи

лого возраста очень важно провести тщательную предвари

тельную оценку их состояния и ставить скромные психотера

певтические задачи. Годы жизни в отягощенной гомофобией

среде, а также эмоциональное и социальное неблагополучие

многих клиентов этой группы делают достижение качествен

ных изменений в их состоянии и установках маловероятным.

Конечно же, определенные изменения могут быть достигнуты,

но прежде всего всегда следует руководствоваться старым вра

чебным принципом: «Не навреди!».

Клинические примеры

Далее приводится несколько клинических примеров, иллюст

рирующих различные виды интервенций, используемых в ходе

психотерапевтической работы с пожилыми геями.


Глава 10. Психотерапевтическая работа с пожилыми геями|273

Клинический пример 1: интернализированный эйджизм

Гею Джеку, направленному к психотерапевту с учетом перенесен

ных им многочисленных психических травм и в связи с наличием

рапевтом Джек сообщил о своем беспокойстве по поводу разгово

ров окружающих о том, что он имеет партнера намного младше

себя, а также нескольких близких друзей и любовников, которым

по 20-30 лет.

Психотерапевт поддержал клиента и помог ему осознать

причины его опасений. Он сказал, что имеет множество друзей,

которым за 50, 60, 70 и даже за 80 лет. Клиент понял, что для

него свойственен эйджизм, а также, что в действительности

среди его знакомых есть люди самого разного возраста. Посте

пенно он стал приходить к осознанию взаимосвязей, существу

ющих между его чувствами, связанными со старением, неиз

бежностью смерти, опасениями его партнеров по поводу того,

что произойдет с ними после его смерти, и другими экзистен


циальными и эсхатологическими


переживаниями. При обра


щении за психотерапевтической помощью геи редко жалуются

на проблемы, связанные со старением как таковым. Эти про


блемы


обнаруживаются в ходе психотерапии, и их решение


очень важно для достижения положительных результатов ра


боты.


Психодинамический и иные подходы к консультирова


нию и психотерапии дают достаточно богатые возможности для

работы с проблемами, вызванными боязнью клиентов неизбеж

ности смерти, а также для осознания ими смысла собственной

жизни (Yalom, 1980; Spinelli, 1989).

Работа с вышеозначенными проблемами приобрела особое

значение с начала 1980-х годов, когда получил распростране

ние СПИД. В настоящее время в Великобритании остается не

так много геев, на существование которых СПИД так или ина

че не наложил отпечаток. Психотерапевтам приходится иметь

дело с геями, обращающимися к ним за помощью в связи с по

сттравматическим стрессовым расстройством и переживаемым

ими чувством вины за то, что они продолжают жить, в то время

как многие их друзья и партнеры уже ушли из жизни. Многие

из них знают слова одного из псалмов: «Media vita... На празд-


2 74|Часть II.ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


_____


нике жизни мы


постигаем смерть»,


произносимые во время


погребальных церемоний, и даже если они не являются ни хри

стианами, ни иудеями, они согласятся с этими словами. Неко


торые из них,


возможно,


предвидят и свою


преждевременную


кончину. Другие же лишь улыбнутся, узнав о том, что кое-кто


из их

смерти.


знакомых так


обеспокоен неизб


ежностью


старости и


Клинический


пример 2: скорбь утраты


Том, 49-летний гей, был


направлен к


психотерапевту урологом


после смерти


партнера, с которым тот был близок более 20 лет.


Они никогда не жили вместе, но регулярно встречались и воспри

нимали друг друга как свою "вторую половину". Аналогичным об

разом их воспринимали и друзья. Партнер Тома умер от СПИДа,


и до этого Том


преданно за ним ухаживал. С момента смерти до


направления Тома к



похорон, на которых присутствовало


множество друзей, жителей


района и представителей гей-сообщества, Том никак не мог прий

ти в себя. Он потерял уже много близких людей, включая родите

лей и друзей, умерших от СПИДа и прочих болезней. Однако Том

надеялся, что сможет вернуться в нормальное состояние. Его осо

"тягостным ощущением пустоты". Том обратился к врачу общего

профиля, с которым у него был хороший контакт. Врач признал,

что он "не вполне здоров" и порекомендовал найти для себя ново

го партнера. Когда медицинский консультант позвонила ему, что

бах, и она посоветовала обратиться к психотерапевту.

После предварительной оценки состояния Тома, проведен

ной психотерапевтом, было начато проведение регулярных сес

сий, в ходе которых Том смог выразить разные чувства, связан

ные с перенесенными им утратами, в особенности смертью дру

га. Одним из этих чувств было чувство злости и обиды на друга

за то, что он заразился СПИДом. Когда друг был еще жив, они

никогда не пытались выяснить, как это произошло, потому что

Том боялся узнать правду. Смерть партнера всколыхнула в нем

переживания, связанные со смертью родителей и другими со

бытиями жизни. В ходе дальнейшей работы он смог выразить

глубоко спрятанные чувства злости и грусти, связанные с дет-


Глава 10.


Психотерапевтическая работа с пожилыми геями |275


ством и первыми попытками «обнаружить» себя в качестве гея.

На одном из этапов психотерапии он даже испытывал суицид

ные переживания, в связи с чем ему было рекомендовано при

нимать антидепрессанты. В течение месяца с Томом проводи

лась работа, направленная на преодоление чувств утраты, а че

рез год он уже был готов завершить психотерапию, поскольку

восстановил свое душевное равновесие и осмыслил свои чув

ства, связанные с утратами (Raphael, 1984; Lendrum and Syme,

1994).

Клинический пример 3: «Я не гей, я — квиер»

72-летний Квентин обратился за психотерапевтической помощью

из-за неприятных переживаний, возникших, когда он узнал о том,

что бывший священник его прихода был уличен в использовании

ние, что его предали. Он объяснил психотерапевту, что не хочет,

чтобыего называли геем, а привык считать себя квиером (хотя

никогда никому об этом не говорил). Квентин жил одиноко, и ко

гда умерли его родители, в течение нескольких лет переживал за

тяжную депрессию. Он сказал психотерапевту, что никогда не был

знаком ни с одним геем или лесбиянкой и что всегда был предан

английской церкви.

В ходе психотерапии Квентин постепенно рассказал психо

терапевту о своих переживаниях, в частности об испытываемом

им сильном чувстве злости и сожаления, вызванном, как он

выразился, тем, что «жизнь прошла впустую». Он рассказал


также, что в течение


непродолжительного периода времени,


в годы Второй мировой войны, он почувствовал себя достаточ

но свободным для того, чтобы проявить свою сексуальность.

С тех пор Квентин избегал каких-либо сексуальных контактов,

считая, что это поможет ему попасть на небеса. В последнее

время он, однако, стал в этом сомневаться. Опубликованная в

газете информация о его бывшем священнике потрясла Квен

тина до глубины души. Одной из наиболее важных тем оказа

лись взаимоотношения Квентина со своей матерью, которую он

увидел иные — далекие от идеальных — проявления ее лично

сти. Психотерапевту пришлось особенно тяжело из-за того, что


2 7 6 I Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


Квентин то и дело позволял себе делать саркастические заме

чания, подвергая критике его взгляды. Специалисту приходи


лось то и дело


подавлять


возникающее чувство


неприязни,


осознавая, что это — привычный стиль общения Квентина, ко

торому никогда не удавалось построить с другими людьми бо


лее-менее длительные


отношения из-за того, что,


общаясь с


ними, он не мог удержаться от сарказма и выражения чувств

обиды на всех и вся. Спустя некоторое время, однако, Квентин

стал проявлять меньше сарказма и позволил себе выразить чув

ства печали и сожаления. Он умер от сердечного приступа че

рез год после начала психотерапии; на его похоронах, помимо

психотерапевта, присутствовало всего несколько человек.


Клинический


пример 4:


«Шпион, пришедший из уборной»


48-летний Эррол, гей афрокарибского


происхождения, был на


правлен к психотерапевту врачом общего профиля, к которому он

обратился с жалобами на депрессию. На предварительной беседе

с психотерапевтом Эррол признался, что вынужден последнее вре

мя со стыдом и горечью признаваться в том, что он гей. Рассказы

общил, что все чаще посещает порнокинотеатр в соседнем городке

и вступает в случайные сексуальные связи с мужчинами.

Психотерапевту стоило большого труда установить с Эрро-

лом доверительные отношения. С подросткового возраста тот


скрывал свою


гомосексуальность от самого себя и


окружаю


щих,


изображая


гетеросексуала,


благодаря чему у него даже


появилось трое детей. Эррол очень боялся «обнаружить» свою

гомосексуальность, потому что, как он однажды признался пси

хотерапевту, считал, что является единственным чернокожим

геем. На своем рабочем месте он, как никто другой, высмеивал


мужчин,


казавшихся ему


«слабыми» и


«женоподобными».


В процессе психотерапии Эррол признался, что всю прятался

от самого себя и других и его жизнь оказалась похожей на «игру

в прятки». Он заявил, что ощущает себя «шпионом на вражес

кой территории».

Сильней всего Эррол опасался, что родственникам и сосе

дям станет известно о его гомосексуальных наклонностях. Он

боялся, что от него отвернутся его дети и все остальные род-


Глава 10. Психотерапевтическая работ а с пожилыми геям и |277

ственники. Когда однажды, набравшись смелости, он отпра

вился в клуб для геев, расположенный за много миль от родно

го города, то ужаснулся, наткнувшись там на своего дальнего

родственника. Возникновение депрессивных переживаний и

было спровоцировано этой встречей, а также «обнаружением»

В качестве гомосексуала одного чернокожего спортсмена, кото

рого Эррол просто боготворил.

Работая с Эрролом, психотерапевт не забывал о значении

его расовой идентичности и использовал любую возможность

для того, чтобы узнать, что клиент думает по этому поводу.

Эрролу не хотелось работать с чернокожим психотерапевтом

независимо от того, был бы тот геем или нет. Он также отказал

ся сотрудничать с местными гей-группами, полагая, что их де

ятельность организована белыми представителями среднего

класса. Спустя год после начала психотерапии Эррол заявил,

что его состояние вполне удовлетворительное и он встретил

белого гея, а потому желает закончить посещение психотера

певта, что и было сделано. Через 6 месяцев Эррол сообщил пси

хотерапевту, что продолжает поддерживать отношения со сво

им белым другом. Они даже решили начать совместный бизнес,

хотя и жить при этом порознь. Симптомы депрессии у Эррола

больше не возникали, и он решил поработать в качестве волон

тера в одной организации, оказывая помощь больным СПИДом.

Представления клиента о том, что гей-сообщество состоит ис

ключительно из белых буржуа, похоже, изменились благодаря

общению с его представителями.

Анализируя работу с Эрролом, я обратил внимание на не

сколько моментов. Бион (Bion, 1965), представитель клейниан-

ского анализа, писал о том, что психотерапевт должен прихо

дить на каждую сессию, не имея каких-либо определенных

мыслей или желаний. Работая с Эрролом, специалист неизмен

но имел определенный план действий, как то: обсудить этни

ческие различия, предложить установить контакты с другими

чернокожими геями и т. д. Психотерапевт поражался тому, как

клиенту удавалось в течение многих лет «не замечать» своей

гомосексуальности и как он использовал нападки на белых со

служивцев в качестве средства преодоления переживаемых им

сомнений и внутренних противоречий. Когда же клиент узнал,


2 7 8 I Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


что его


спортивный кумир


оказался геем и,


встретив своего


дальнего родственника в гей-клубе, понял, что тот — тоже гей,


панцирь, защищавший его


сексуальную


ориентацию от него


самого,


треснул, вызвав


появление депрессивных


пережива


ний. Наблюдавший Эррола врач правильно оценил его состоя

ние и вполне обоснованно направил его к психотерапевту. На

чиная работу с Эрролом, психотерапевт стремился учесть, что

тот в течение многих лет пытался подавлять в себе гомосексу


альность, а также его


культурную и расовую


идентичность,


и потому не торопил события, понимая, как высок риск отказа

клиента продолжать психотерапию или развитие более серьез


ных


психических


нарушений.


Взаимоотношения


клиента со


своими детьми и женой


продолжали


оставаться для


Эррола


источником значительного психического напряжения, однако

он оказался способен самостоятельно с ним справиться.


Клинический пример 5:


алкоголь


в качестве


антидепрессанта


Алкоголь


традиционно играет


большую роль в


культуре геев,


которые употребляют его не только в публичных местах, но и

дома. В одиннадцатой главе обсуждаются некоторые вопросы,

связанные с употреблением геями алкоголя и наркотиков.

60-летний Чарльз был направлен врачом общего профиля на кон

сультацию к психотерапевту, чтобы определить, как ему можно


помочь снизить


употребление алкоголя,


поскольку дальнейшее


его употребление могло иметь для здоровья Чарльза самые серь

езные последствия. В ходе предварительной беседы с психотера

певтом Чарльз спросил о возможности оказания психотерапевти

ческой помощи своему 55-летнему партнеру по имени Бэрри. По

скольку они живут вместе уже более 20 лет, заявил он, то ему

хотелось бы проходить психотерапию совместно с Бэрри.


Хотя


существует много


различных моделей


психотерапев


тической работы с


парами, в данном случае был использован


психодинамический


подход.


Следует признать, что в рамках


аффирмативной


системной модели работа Карла (Carl, 1990)


представляет особую ценность, поскольку в ней описаны осно

вополагающие принципы данной модели. В работе же Ружин-


ского (Ruszczynski, 1990)


содержится


материал,


отражающий


V


Глава 10. Психотерапевтическая работа с пожилыми геями |279

опыт применения психоанализа в работе Института семейных

исследований Тавистокской клиники в Лондоне.

В индивидуальном порядке Чарльз и Бэрри начали посе

щать каждый своего специалиста; в дальнейшем стали прово

диться совместные сессии с участием обоих клиентов и их пси

хотерапевтов. В процессе психотерапии специалисты пытались

выяснить, почему Чарльз так много пьет; почему он не может

рассказать Бэрри о том, как тяжело переживает его отсутствие

р течение нескольких недель, когда тот работает на нефтяных

разработках. Кроме того, один из психотерапевтов пытался

помочь Бэрри выразить и осознать чувство вины, которое ои

переживал от того, что в период своего отсутствия вступал в

сексуальные связи с другими мужчинами. Несмотря на более

чем двадцатилетнюю совместную жизнь, клиенты заявили, что

участие в психотерапии было связано для них с большой на

грузкой. В то же время мужчины признались, что считают пси

хотерапию необходимой для себя, поскольку надеются, что она

поможет вдохнуть новую жизнь в их отношения. Они посчита

ли, что психотерапия дает им возможность, находясь на «нейт

ральной территории», совместно обсудить некоторые важные

психотерапия была прекращена, Чарльз продолжил посещение

психотерапевта в индивидуальном порядке с тем, чтобы более

глубоко разобраться в своих переживаниях и преодолеть алко

гольную зависимость.

Заключение

В этой главе описаны отдельные примеры психотерапевтичес

кой работы с геями среднего и пожилого возраста. Автор руко

водствовался тем, что аффирмативная психотерапия и кон

сультирование получают в Великобритании (по крайней мере,

еще очень много сделать в плане подготовки специалистов и

волонтеров различных организаций, обучая их основным прин

ципам работы с геями и лесбиянками. Хотя аффирмативный

подход предполагает признание того, что гомосексуальность


2 8 0 I Часть II.


ЧАСТНЫЕ


ВОПРОСЫ


сама по себе не является проблемой, однако, как было показа

но в первой части сборника, нельзя не считаться с тем, что

британская культура пронизана гомофобией. Последние пуб

ликации в психотерапевтических и психоаналитических жур

налах свидетельствуют, что в кругах «респектабельных» лон

донских психотерапевтов гомосексуальность по-прежнему не

редко рассматривается как проблема. Для того чтобы убедиться

в этом, достаточно познакомиться, скажем, с публикациями

некоторых представителей психоанализа (Hildebrand, 1992;

Limentani, 1994; Burgner, 1994). Явным контрастом их взглядам

являются работы таких выдающихся представителей аффир-

мативного подхода, как О'Коннор и Райн (O'Connor and Ryan,

1993). Следуя достаточно удачным примерам феминистской

критики Фрейда и его апологетов, Фридман (Friedman, 1988),

Льюис (Lewis, 1988), Изэй (Isay, 1989), Биерд и Гликоф-Хагис

(Beard and Gleckauf-Hughes, 1994), а также Стубрин (Stubrin,

1994) показывают, насколько вредными и опасными могут

быть попытки использования психоаналитических представле

ний при работе с геями.

В число важных аспектов психотерапевтической работы с

пожилыми геями, нуждающимися в дополнительных исследова

ниях, необходимо включить вопросы, касающиеся влияния мно

гочисленных утрат, участившихся на фоне эпидемии СПИДа,

преодоления алкогольной и наркотической зависимости,


а также проведения


психотерапевтической работы с парами.


В этом направлении сделать предстоит еще многое.

В заключение мне хотелось бы коснуться роли дружбы в

жизни геев. Я полагаю, что установление тесных контактов с


широким кругом друзей и


единомышленников крайне суще


ственно для их психического здоровья. Причем для установле

ния таких отношений у геев больше возможностей, чем у гете-

росексуалов. Это можно объяснить тем, что мы свободны от

ограничений, связанных с гетеросексизмом, и понимаем, что,

оставаясь в одиночестве, не можем противостоять дискримина

ции и гомофобии и стать более счастливыми. «Обнаруживая»

себя, мы устанавливаем новые партнерские и дружеские связи,

не ориентируясь на конвенции окружающей нас культуры. Это

требует от нас немалой смелости и мужества. Консультирова-


Глава 10. Психотерапевтическая работа с пожилыми геями |281

ние и психотерапия могут сыграть здесь свою роль, помогая

некоторым геям устанавливать и поддерживать партнерские

и дружеские отношения с другими геями и гетеросексуалами и

тем самым улучшать качество жизни.


I


Пожилые клиенты, усваивая различные стратегии, помога

ющие им выжить в пронизанном гомофобией обществе,

иногда не принимают современную — политизированную и

слишком «откровенную» — гей-культуру.


 Многим пожилым геям пришлось жить в весьма ограничен

ном «пространстве» — своеобразных гетто — в качестве ко

торых выступают либо районы компактного проживания

геев, либо те формы их культурной и ментальной жизни,

в которые они «загнаны» обществом.

 Отчуждение от самих себя, обостряемое эйджизмом, приво

дит к социальной изоляции геев среднего и пожилого воз

раста.


 Работу в смешанных


психотерапевтических группах для



некоторых геев следует признать психологически «небезо

пасной».

Психотерапевты должны проводить тщательную предвари

тельную оценку состояния пожилых клиентов и учитывать,

ме того, психотерапевты должны в ходе работы ставить

скромные задачи.


 Широкое распространение СПИДа привело к тому, что про

блема смерти и смысла жизни приобрела для многих геев

особую значимость; большое число их также страдает пост

травматическим стрессовым расстройством.


 Десятилетия


дискриминации заставили некоторых геев



тщательно скрывать или игнорировать свою гомосексуаль

ность. Психотерапевт должен считаться с этим и уважать

используемые клиентом способы психологической защиты.

Их игнорирование чревато преждевременным прекращени

ем психотерапии и декомпенсацией либо развитием более

серьезных психических нарушений.

Психоаналитики продолжают придерживаться патологизи-


2 8 2 I Часть II.


ЧАСТНЫЕ


ВОПРОСЫ


ликованные в последние годы работы позволяют практичес

ки переосмыслить основаны на гомофобии психотерапевти

ческие модели. Однако в том, что касается исследований и

клинической работы с геями, предстоит еще сделать многое.

Признательность

Хотелось бы выразить благодарность моему партнеру Полу

Уишарту, пациентам, коллегам, друзьям и особенно доктору

Питеру Уилсону за его помощь при написании этой главы. Без

их поддержки я бы не смог этого сделать.


1 1


Граз Ковзун и Мэв Мелли


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: