СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..… 3
§ 1. Отличительные черты депрессивного расстройства у детей………... 3
§ 2. Проявления депрессий на разных фазах развития ребенка………….. 5
§ 3. Стадии депрессии у младенцев и детей дошкольного возраста….…. 14
§ 4. «Маркеры» депрессивного расстройства у ребенка………………. …17
Заключение…………………………………………………………………..…19
Литература…………………………………………………………………….. 20
Введение
Трудно ошибиться, утверждая, что депрессию той или иной степени выраженности, различной длительности, нуждающуюся или не нуждающуюся во вмешательстве психиатра, переносил каждый взрослый. А как же дело обстоит у малышей?
Совсем недавно многие детские психиатры отвергали саму идею возникновения депрессии в детском возрасте. В наше время проведенные исследования показали, что депрессивные состояния у школьников наблюдаются от 20% до 85%. Чем же обусловлена такая разница в представлениях? Дело в том, что попытки диагностики депрессии встречают зачастую непреодолимые трудности из-за крайней изменчивости, неустойчивости и многообразия проявлений, порожденных одновременным влиянием на ребенка множеством внешних факторов. Еще до подросткового возраста существует несколько возрастных групп, представляющих собой совсем разные психологические миры, где симптоматика депрессии также чрезвычайно различна.
|
|
Отличительные черты депрессивного расстройства у детей.
Депрессии детского возраста, как и вся психическая патология этого возрастного периода, отличаются, по крайней мере, тремя существенными особенностями.
Во-первых, депрессивные синдромы, возникающие в детстве, характеризуются транзиторностью, фрагментарностью и рудиментарностью своей клинической картины, а также крайней подвижностью — лабильностью симптоматики. Из-за незрелости психики ребенка психопатологическая симптоматика обычно еще не может структурироваться у него в определенный, четко очерченный синдром. Она остается фрагментарной, то есть недифференцированной. В связи с этим говорить применительно к детскому возрасту о нозологических формах психических заболеваний, а также об определенных синдромах, обладающих устойчивым стереотипом развития, весьма затруднительно.
Во-вторых, для депрессивных синдромов детского возраста характерна особая возрастная окраска болезненных переживаний. Дети редко высказывают идеи самообвинения и жалуются не на тоску и пессимистические мысли, а на страхи и утомляемость. При этом у них обычно имеет место отсутствие интереса к игрушкам и снижение успеваемости в школе. Характерным симптомом для всех вариантов детских депрессий являются школьные прогулы или выраженные в той или иной форме отказы от посещения занятий.
|
|
В-третьих, психопатология детского возраста напрямую зависит от периодов, этапов развития психики ребенка или же возрастных уровней его психического реагирования. Согласно Ушакову Г.К. (1973) и Ковалеву В.В. (1979), у ребенка следует различать вегето-моторный период (до 1 года), сенсомоторный (до 3 лет), аффективный (3—10 лет) и идеаторный (11—12 лет). Соответственно, депрессивная симптоматика будет, в зависимости от возраста, протекать с превалированием вегетативных, двигательных, эмоциональных или идеаторных проявлений. Депрессия у ребенка всегда "маскирована". Поэтому классические для взрослого возраста меланхолические депрессивные синдромы, вплоть до начала пубертатного периода, в клинической картине психических расстройств детского возраста наблюдаются весьма редко. Вместо них на первый план в болезненных проявлениях выступают так называемые «возрастные эквиваленты» депрессий. Среди последних наиболее часто встречаются астено-апатический, ипохондрический, психопатоподобный, а также психовегетативный, фобический, невропатический и анаклитический варианты депрессий детского возраста. Детские депрессии могут протекать в виде очерченных фаз продолжительностью от нескольких дней (и даже часов) до 2—4 недель. Возможно также и затяжное течение продолжительностью до 2—4 месяцев.
Таким образом, еще раз следует отметить, что в клинической картине депрессивных расстройств детского возраста доминирует не меланхолический — тоскливый аффект, а разнообразные эмоциональные расстройства (капризность, плаксивость, раздражительность, страхи), соматовегетативные симптомы и поведенческие нарушения.