Это упражнение, представляющее собой простое сочетание согласных, очень удобно для выработки плотной диафрагмы или иначе говоря «упрямого», опёртого выдоха.
На звуке «р» очень ровно и экономно расходуется дыхание. Стоящие перед ним звуки «т» и «д» как бы тормозят переход к «р» и требуют для этого плотного, опертого выдоха. Соединение «дрр» и «трр» в сочетании со звуком «у» должно строится на той же форме рта, на которой строился звук «Ж», т.е. на форме бублика, а зубы должны быть сжаты достаточно сильно на протяжении выполнения всего упражнения, в противном случае опёртого, злого звучания не получится.
Схема упражнения
выдох - пффф,
пауза,
возврат дыхания (стойка смирно, кулаки сжаты)
Бууудрррр-тррр
пауза
возврат дыхания
Вууудрррр-тррр
пауза
возврат дыхания
Гууудрррр-тррр
пауза
возврат дыхания
и т.д. весь алфавит
пффф (успокаивающее пффф)
пауза
возврат дыхания
Правильности выполнения упражнения помогает жест руками. Сжимаем обе руки в кулак, а жесты можно делать произвольные, главное, чтобы они были плавными и помогали произнесению наших слогов. Например, можно рекомендовать такое движение: руки согнуты в локтях, а сжатые кулаки направлены от туловища. При произнесении слога «Буу» обе руки параллельно идут вправо на небольшое расстояние, при произнесении «дрр» - влево – одновременно с этим брюшной пресс напрягается сильнее, а при произнесении «трр» руки также параллельно идут вправо, а брюшной пресс и сила сжатия кулаков возрастают еще сильнее.
|
|
Вначале на одном дыхании произносится по одному соединению:
Бууудрррр-тррр
Вууудрррр-тррр
После двух-трехнедельой тренировки дыхания начинает хватать и на два, затем на три и т.д. соединения:
Бууудрррр-тррр-Вууудрррр-тррр
Бууудрррр-тррр-Вууудрррр-тррр-Гууудрррр-тррр
Типичные ошибки.
1.Укорачивание первых слогов Бу, Ву и т.д. мешает плавности и и четкости в звучании последующих звуков. Появляется ненужное их акцентирование. Это мешает все той же основной задаче – тренировке экономного, опёртого выдоха.
2.Чрезмерная громкость звучания также мешает экономному выдоху. Звучание должно быть злым, но не громким, а скорее таинственным.
3.Неровность звуков происходит за счет изменения формы рта и разжатия зубов. Форма рта должна быть железобетонно неизменной, а зубы не должны расходиться.