Немного о вокале с упражнениями

Ольга Георгиевна Лобанова в своей книжке «Правильное дыхание, речь и пение» на стр. 41 цитирует профессора Вагемана: «Как только человечество дойдет до понимания что красивый (разговорный и певческий О.Ю.) голос не есть необыкновенный дар природы, а присущ каждому, и является лишь результатом развития всего аппарата и может быть достигнут каждым в искусстве наступит новая эра».

О вокале написаны горы книг. Писать еще одну книгу человеку у которого нет музыкального образования (автор закончил мехмат МГУ в 1975 году) мягко говоря не следует. Однако я укажу некоторые принципы вокала о которых говорили оба моих учителя, поскольку на каждом занятии мы в основном пели.

Диалог

Л.Ч. Как связано пение с профилактическим дыханием?

А. Поскольку наше дыхание профилактическое – то самым прямым образом

Л.Ч. Как?

А. Что такое пение? Это прежде всего вибрация, причем вибрация всего организма. О важности и пользе вибрации говорить здесь не буду. Этой информации везде очень много. Скажу только то, что касается нашей системы дыхания. Выше были приведены упражнения на резонирование как с отдельными звуками, так и с сочетанием нескольких звуков. Очевидно, что резонирование – это тоже вибрация. В случае этих упражнений резонирование осуществлялось на одной ноте, а в пении на достаточно большом диапазоне.

Л.Ч. И что это дает?

А. Давно доказано, что каждый орган человеческого тела резонирует на какую-то определенную частоту. Именно «правильное» пение на большом диапазоне обеспечивает резонирование (вибрацию) практически всех органов человеческого тела, т.е. способствует их оптимальной жизнедеятельности.

Л.Ч. Вы сказали «правильное» пение. Что это такое?

А. Это красивый, ровный, плотный, опертый, полетный, сочный, окрашенный обертонами звук на всем диапазоне голосовых частот – т.е. на 2 - 2,5 - 3 и даже 3,5 октавах. Это то, как как пели и поют лучшие оперные певцы во всем мире.

Л.Ч. А эстрадные певцы?

А. Есть эстрадные певцы с таким же звучанием, например Мирей Матье, Карел Гот и ряд других певцов. Ну хочется им петь эстрадные вещи – пусть поют с Богом.

Л.Ч. Как быть с нашей эстрадой?

А. Лично для меня микрофонные певцы не существуют, поскольку здесь доминирует техника, а не собственно вокальные качества человека. Правда должен честно признаться, что я просто обожаю Джо Дасена – и прежде всего за уникальный тембр и божественную музыкальность. И конечно я в восторге от Битлз, от Аббы и ряда других эстрадных – зарубежных исполнителей и групп.

Но давайте вернемся к системе профилактического дыхания.

Рассмотрим простое вибрационное упражнение. Желательно проделывать его с фортепьяно. Можно однако проделывать его и без музыкального инструмента, но в этом случае за понижением и повышением частоты звука – следить достаточно сложно.

На слегка открытом рте – губы в полуулыбке твердо на опоре произносим:

Дааааа-Ха-Ха-Ха-Ха

Первый звук А – тянем, но не долго – получается Дааааа, а потом начинаем смеяться Ха – Ха – Ха –Ха. Первое ааааа – должно обеспечить опору звуков Ха, поэтому при произнесении ааааа мы все сильнее и сильнее укрепляем звук а. Этот звук должен звучать так же плотно как и в предыдущем упражнении на «Скачет сито..». Вот на это плотное звучание звука а – мы «накладываем» смех на Ха. При произнесении первого звуков ааааа – мы как-бы условно строим внутри себя плотную площадку, на которую будут опираться звуки ХА. Каждое Ха звучит отдельно, между ними очень короткие промежутки. Это смех. При этом звучание каждого Ха очень плотное, опертое. Упражнение выполняется стоя. Можно крепко сжать обе руки в кулак и расположить напряженные руки как Вам удобно. Начинаем с ноты ДО первой октавы.

Схема упражнения:

выдох - пффф,

пауза,

возврат дыхания

"Дааааа-Ха-Ха-Ха-Ха-Ха "

пауза

возврат дыхания

3 – 5 раз

пффф (успокаивающее пффф)

пауза

возврат дыхания

Отсеявшись на А, можно начать смеяться на все остальные гласные буквы – О,У и т.д.

Получается: Дооооо-Хо-Хо-Хо-Хо и т.п.

После того как упражнение на ноте ДО освоено – следует расширять диапазон как вниз до ЛЯ малой октавы и вверх до ЛЯ первой. И так на всех гласных звуках. Вначале тренировок за широтой диапазон гнаться не надо. Все придет естественно само собой.

Это упражнение направлено на укрепление дыхательного аппарата и расширение диапазона резонирования организма на разных звуках.

Типичные ошибки.

1. Все звучит в носу и резонирует только нос. Упражнение теряет смысл. Скорее всего Вы слишком широко по горизонтали и по вертикали открываете рот. Между зубами должна быть очень маленькая щелка и опертый звук должен направляться вниз в грудь, которая и должна вибрировать.

Дадим еще одно вокальное упражнение. Это упражнение тибетских лам. Его очень любил Анатолий Иванович Попов.

По технике выполнения это упражнение очень простое, но польза от него колоссальная.

Можно назвать упражнение так: «Пение с закрытым ртом», или пение на «чревовещании». Сожмите зубы, но не сильно. Губами закройте рот. Начните слушать какую либо песню на родном (русском) языке – вначале на маленьком диапазоне, желательно меньше октавы. Постепенно диапазон от песни к песне должен расширяться. Начинайте петь с закрытым ртом вместе с певцом, тщательно вместе с ним пропевая слова и следя за мелодией, т.е. старайтесь не сильно врать. Вас никто не слышит – поэтому отсутствие музыкального слуха здесь не страшно и «вранье» вполне допустимо. Также можно петь и аккомпанируя себе на фортепьяно. Но ни в коем случае не на гитаре. Гитара – «страшный» инструмент – она «снимает» опору. И в этом случае вранье не страшно. Ведь например Народный артист России Валерий Леонтьев за 25 лет «работы» певцом, так и не научился попадать в ноты и не врать. Тут не могу не процитировать следующий анекдот. Приходит пианист записывать второй концерт Рахманинова. Ничего не получается. Тогда звукооператор ему говорит – знаешь что – сыграй как ты гамму, а концерт мы сами запишем.

Но вот как в здесь петь? Именно в этом весь смысл этого упражнения. При вокализации с закрытым ртом ни в коем случае – никогда звук не должен резонировать в носу, никогда не должен попадать в нос. Он должен внутри Вас звучать очень плотно, оперто, сочно, и резонировать в груди и даже ниже в пятках! При этом чем выше звук в песне – тем ниже, можно даже сказать – глубже, он должен звучать у Вас в теле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: