Терапия. Система методов НЛП очень многообразна и тонко организо­вана, здесь мы рассмотрим несколько основных методик

Система методов НЛП очень многообразна и тонко организо­вана, здесь мы рассмотрим несколько основных методик.

Важнейшая сторона терапевтического процесса с точки зре­ния НЛП — это подстройка к клиенту. Подстройка достигается путем отзеркаливания, т.е. подражания клиенту в его позе, жес­тах, интонациях, ритме дыхания и т. д. с целью создания мостика доверительного взаимопонимания.

Также следует установить первичную репрезентативную систе­му, на которой «говорит» клиент, и подстроиться к ней, т.е. упот­реблять те же сенсорно специфические термины.

Для закрепления того или иного состояния или реакции кли­ента в НЛП используется «якорь», т.е. какое-то специфическое воздействие со стороны терапевта (например, взмах руки, кивок головой и т.д.) в момент переживания клиентом соответствую­щего состояния или осуществления определенной реакции. В даль­нейшем использование «якоря» позволяет снова вызвать то же самое состояние или туже реакцию. В частности, с помощью «яко­ря» можно закрепить положительный эффект, полученный в ходе терапии.

Затем следует выяснить, почему возникают те или иные неже­лательные состояния или реакции. Для этого может быть исполь­зована такая схема действий.

1. Определите выражение (внешний ключ), которое указывает, что клиент переживает нежелательное состояние.

2. Удерживайте «якорь», и когда клиент переживает нежела­тельные чувства, попросите его вернуться в прошлое и найти дру­гие случаи, когда он переживал те же чувства.

3. В то время, как клиент движется назад по своей личной исто­рии, помогайте ему восстановить все детали индивидуальных про­шлых переживаний, находя в информации, которую дает клиент, то, что может иметь отношение к нынешнему состоянию.

После того как определены причины возникновения нежела­тельных реакций и установлено, какое изменение желательно для клиента, можно перейти к процессу переформирования, т.е. замены нежелательного состояния или поведения на желатель­ное.


Для переформирования (штрефрейминга) может быть исполь­зована, например, следующая шестишаговая процедура:

1. Определите специфическое нежелательное поведение или симп -том. Это может быть физиологический симптом или любое дей­ствие, от которого клиент не может удерживаться. Это может быть любое поведение, которое мешает клиенту или не дает ему вести себя желательным образом.

2. Войдите в контакт с той психологической частью клиента (субличностью), которая порождает указанное поведение. Этот шаг начинает построение моста между сознательными и бессознатель­ными процессами. Клиент использует внутренний диалог, чтобы спросить: «Хочет ли часть меня, порождающая это поведение, говорить со мной?»

Можно предложить клиенту в своем воображении поместить эту часть своей личности на пустой стул, стоящий перед ним. Кли­ент проявляет внимание к любой реакции (звукам, зрительным картинам, чувствам или словам), возникающей в его внутреннем мире. Терапевт следит за любыми поведенческими реакциями, которых клиент может и не заметить.

Для эффективной работы на этой стадии необходимо достиже­ние клиентом некоторой степени транса. Часто для получения убе­дительного ответа терапевты используют идеомоторную реакцию. Клиента просят поднять указательный палец вверх и задают воп­рос, договорившись, что в том случае, если ответ утвердитель­ный, палец согнется. Например: «Когда данная часть личности согласна поговорить с нами? Сегодня... через три дня... через не­делю... через две... (палец согнулся!)». Значит, встречу следует пе­ренести на две недели.

3. Определите намерение, которое стоит за данным поведением
или симптомом. Для этого предложите клиенту спросить часть лич­
ности, ответственную за порождение поведения или симптома: «Что
ты стараешься сделать для меня (этим поведением)?» Ответ может
прийти в картинках, словах, чувствах, ощущениях и т.д.

Если ответ окажется негативным намерением, вроде: «Я не позволяю тебе вступить в сексуальные отношения», отступите на шаг назад, предложив клиенту задать вопрос: «Что ты пытаешься сделать для меня, не позволяя мне вступить в сексуальные отно­шения?» Это дает возможность получить полезный ответ типа: «Если ты вступишь в сексуальные отношения, тебе нанесут вред, и это будет плохо». В этом примере последний шаг обнаруживает, что намерением является защита. Обязательно надо получить по­лезный, позитивный ответ. Это положение базируется на убежде­нии терапевтов в том, что всякий симптом изначально имеет по­зитивное приспособительное значение, возникает зачем-то.

4. Найдите три новых способа удовлетворить намерение (пози­
тивное). Чаще всего это делается посредством обращения к твор-


ческой части клиента с просьбой создать три новых, более удов­летворительных способа выполнения намерения. Если у клиента нет творческой части, создайте ее. Это может быть сделано по­средством воспоминания ситуации, когда клиент был творчес­ким, и установления «якоря», который обеспечивает доступ к этой творческой части (креативности). Наименее желательная, но все же возможная стратегия, когда терапевт сам предлагает возмож­ные альтернативы.

Этот пункт стратегии базируется на убеждении, что терапия должна не столько бороться с симптомом, сколько находить но­вые варианты поведения, которые являются более адаптивными, чем прежние, и предоставляют человеку более широкие возмож­ности для выбора. Человек не враг самому себе и предпочитает более полезные способы поведения, если действительно призна­ет их таковыми.

5. Предложите первоначально выделенной части принять новые
возможности
и взять на себя ответственность за их реализацию в
случае необходимости. Пусть клиент спросит первоначально вы­
деленную часть себя, согласна ли она, что новые возможности
по крайней мере также эффективны, как первоначальное пове­
дение, которое было названо неэффективным. Если она скажет
«да» (используя ранее установленный способ коммуникации),
попросите клиента спросить, согласна ли эта часть принять от­
ветственность за порождение этого поведения в соответствую­
щих случаях.

Эта проверка важна, потому что признанное хорошим может быть нежелательным или слишком сложным для выполнения и т.д.

Если эта часть не соглашается, что новые возможности лучше, чем первоначальное поведение, предложите клиенту попросить ее поработать вместе с творческой частью, чтобы предложить луч­шие возможности. Если она не хочет принимать на себя ответ­ственность за порождение нового поведения (что случается очень редко), найдите часть, которая согласится это делать.

В некоторых случаях следовало бы дополнить эту схему проце­дурой отказа первоначально выделенной части от порождения нежелательного поведения.

6. Осуществите экологическую проверку. В качестве последнего
шага предложите клиенту спросить себя, не возражает ли какая-
нибудь его часть по поводу переговоров, которые имели место.
Если возникает положительный ответ по отношению к перегово­
рам и их результату, убедитесь, что он именно утвердительный
(процедура, как в пункте 2).

Если возражения есть, вернитесь к началу процесса, опреде­лив возражение, отделив намерение от самого возражения, и так далее по всем шагам. Если же экологическая проверка показывает отсутствие возражений, процесс завершен.


Представленная выше процедура типична для системы НЛП, но она не является единственной, напротив, в этой системе вы­работано много различных процедур, имеющих свои конкретные цели, и, что очень ценно, они очень четко и подробно описаны в форме пошаговых программ терапевтических действий. Однако было бы наивно предполагать, что можно отменять симптомы по заказу клиента, не разобравшись в истинной подоплеке его про­блем, в системе его мотивов и убеждений, в его характере, со­противлениях и самообманах.

Еще одной, весьма ценной является техника тройной визуаль­но-кинестетической диссоциации. Она позволяет работать с кли­ентами, пережившими тяжелейшие эмоциональные травмы. Суть ее состоит в том, что клиент представляет, что смотрит кино про себя на стене напротив, одновременно он представляет, что за­нял позицию сзади себя самого и наблюдает, как он сам смотрит это кино на стене. При этом индивид может просматривать силь­но травмирующие его события, не испытывая при этом слишком тяжелых переживаний, поскольку он в полной мере не отожде­ствляет себя с самим собой на экране.

Таким образом можно работать далее над перестройкой его реакций на данную ситуацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: