Психосинтез основные идеи

Психосинтез утверждает, что в каждом индивиде имеется ду­ховный центр. Существуют способы, активизирующие энергию духовного центра, которая затем творчески и гармонично про­является в нашей жизнедеятельности. Основная задача психосин­теза — развитие высших качеств личности.

Роберто Ассаджоли разработал модель человеческой психики, где центральными понятиями являются Яи «Трансперсональное Я» (см. рис. 7).

Низшее бессознательное практически тождественно тому, что все направления терапии понимают под бессознательным.

Среднее бессознательное подобно предсознательному в понима­нии З.Фрейда.

Высшее бессознательное или сверхсознательное содержит наши высшие стремления (альтруистическая любовь, поиск смысла жиз­ни и т.д.). Я— это наша сущность и представляет врожденную спо­собность человека к неограниченному развитию. Человек может отождествлять себя с содержанием своего сознания, отделять себя от данного содержания или же просто наблюдать его.

По мере развития Я отождествляется со все более высокими ус­тремлениями и идеями. Трансперсональное Я— идентичность, кото­рая распространяется за пределы частного существования индиви-


Трансперсональный.6. 1- Низшее бессознательное

уровень

v\Ia- 2. Среднее бессознательное

-TJV"
/

^^-wv ~v 3. Высшее бессознательное

4. Сфера сознания
\ 5. Персональное Я

у

\ 6. Трансперсональное J?

' 4 7. Коллективное бессознательное

/----------- ^-^ ----------- 1 (низшее, среднее, высшее)

' 5 \ i

j--------------- -«----------------- (

Рис.7

да. Коллективное бессознательное понимается по аналогии с идея­ми К. Юнга.

Другой идеей, чрезвычайно часто используемой и в других школах психотерапии, была концепция о субличностях, состав­ляющих целостную на первый взгляд личность. Субличность можно определить как полупостоянную и полуавтономную область лично­сти, которая может действовать как отдельная личность. Суб­личности являются энергетическими психодинамическими струк­турами. Не все их качества хороши, часто между субличностями внутри данного индивида существует конфликт, некоторые из субличностей не осознаются. Развитие индивида происходит преж­де всего через познание своих субличностей и гармонизацию их взаимоотношений, через более адекватное использование их энер­гии.

Терапия

Психосинтез является процессом гармонизации и интеграции

порой противоположных элементов (субличностей). Эта гармони­зация и интеграция возможны благодаря наличию центра созна­ния и воли (то, что называется Я).

Для осуществления этой работы прежде всего необходимо об­наружить различные субличности, которые соответствуют каким-то нашим важнейшим потребностям и моделям поведения. Далее представляется образ той или иной субличности и с ней ведется диалог для выяснения ее основных целей, функций и желаний. Выясняется также, от чего эта часть личности защищает индиви­да, каковы ее искаженные и скрытые (потенциальные) качества.


Далее находится способ гармонизации этой субличности и интег­рации с ней.

Пример.

Чарльзу 52 года. Он отец четверых детей и работает администратором в производственной компании. Чарльз начал консультироваться у терапев­та с целью совершенствования навыков общения. Во время терапевтичес­кого сеанса при воспроизведении заседания ученого совета Чарльз всту­пает в контакт с субличностью по имени Сверхумный.

— Выберите субличность.

— Сверхумный.

— В чем твоя цель?

— Я не могу сообщить тебе свою цель, но при дыхании я моменталь­но ощущаю явное напряжение в шее. И у меня перехватывает горло. (Субличность выглядит слегка пристыженной) (в воображении клиента. — Н.Л.).

— Почему ты здесь находишься? (Ответа нет.)

— Что ты от меня хочешь?

При этом вопросе гортань и шея опять напрягаются.

— Я ищу структуру и поддержку, — отвечает субличность.

— Что тебе от меня нужно?

— Признания и пространства. (Чарльз перебивает себя: «При этих сло­вах, произнесенных Сверхумным, у меня возникло чувство, что я расши­рился и ощутил пространство».)

— Что ты мне предлагаешь?

— Знание и опыт.

— От чего ты меня защищаешь?

— От того, чтобы на тебе ездили.

В этом упражнении Чарльз вступает в диалог со своей Сверхумной суб­личностью. При концентрации внимания на этой части он ощущает физи­ческие симптомы, такие, как напряженность и затрудненное дыхание. Суб­личность считает, что ей нужны структура и поддержка, однако в действи­тельности она нуждается в признании и пространстве, которые позволят ей занять больше места. Знание и опыт являются ее скрытыми качества­ми, которые при условии их осознания открывают Чарльзу доступ к его не­вероятной активности [11].

Также в рамках психосинтеза часто используются направлен­ные медитации (см. ниже), т.е. медитации на определенную тему, например на тему какого-то психологического качества: Радость, Воля, Мужество, Сострадание, Покой, Энергия и т.п. Или меди­тации на темы некоторых архетипических образов: Огонь, Солн­це, Небо, Корабль и т.д. При этом приводятся инструкции, на­правляющие внимание индивида на тот или иной аспект этого образа и психологическое принятие этого аспекта как некоторо­го трансперсонального феномена (например, раствориться в не­бе... стать бескрайним небом).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: