Методологический раздел. Исходным звеном в работе социолога выступает проблемная ситуация

Исходным звеном в работе социолога выступает проблемная ситуация. Проблема - форма научного отображения проблемной ситуации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения той или иной области социальной жизни. Если проблему не удается выявить (четко определить, сформули­ровать), то по общему правилу приступать к проведению исследова­ния нельзя.

Следующий шаг в разработке программы - определение цели и задач исследования.

Цель - предполагаемый конечный результат исследования, то, что должно быть достигнуто.

Задачи конкретизируют цель, обусловливают этапы и средства ее достижения. Задачи исследования могут быть основными и не­основными. Обоснование цели и задачи исследования позволяет перейти к установлению его объекта и предмета.

­ Объект - подлежащее исследованию социальное явление, про­цесс.

Предмет исследования - те свойства, стороны и отношения объ­екта, которые подлежат изучению.

Предварительный системный анализ объекта взаимосвязан с еще одним элементом программы - интерпретацией основных понятий, в ней исследуемых. Смысл данной процедуры - четко, недвусмыс­ленно указать, что понимается под терминами и понятиями, которые используются в данном исследовании, произвести их операционализацию (т. е. перевести их смысловое значение в плоскость и на уровень, удобный для применения в конкретном исследовании). В противном случае неизбежны недоразумения, поскольку боль­шинство понятий в социальных науках многозначны.

Затем наступает очередь разработки заключительной части мето­дологического раздела - выдвижение гипотез. Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлении, процессов, в котором содержащееся знание носит веро­ятностный характер, а потому должно быть подтверждено или опровергнуто в процессе исследования. Гипотезы крайне важны и для подготовки инструментария иссле­дования. Так, если конструируется анкета, то каждая гипотеза долж­на быть проверена соответствующим блоком вопросов.

По степени общности гипотезы делятся на гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Гипотеза-основание несет в себе предположе­ние широкой общности, выполняет системообразующую функцию в построении проекта решения исследовательских задач.

Гипоте­зы-следствия - это предположения менее широкой общности. Они связаны с гипотезами-основаниями и подвергаются непосредствен­ной проверке в процессе исследования.

По содержанию гипотезы подразделяются на описательные, объ­яснительные, прогнозные. Описательные гипотезы есть предполо­жения о свойствах объекта, характере связей между его элементами (так называемые структу рные гипотезы), о степени тесноты взаимо­действия (функциональные гипотезы).

Объяснительные гипотезы содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах.

В прогнозных гипотезах форми­руются предположения о тенденциях изменений объекта, вариантах развития событий.

Выделяют также первичные (выдвигаемые до полевого исследо­вания) и вторичные (выдвигаемые после его проведения) гипотезы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: