Исходным звеном в работе социолога выступает проблемная ситуация. Проблема - форма научного отображения проблемной ситуации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения той или иной области социальной жизни. Если проблему не удается выявить (четко определить, сформулировать), то по общему правилу приступать к проведению исследования нельзя.
Следующий шаг в разработке программы - определение цели и задач исследования.
Цель - предполагаемый конечный результат исследования, то, что должно быть достигнуто.
Задачи конкретизируют цель, обусловливают этапы и средства ее достижения. Задачи исследования могут быть основными и неосновными. Обоснование цели и задачи исследования позволяет перейти к установлению его объекта и предмета.
Объект - подлежащее исследованию социальное явление, процесс.
Предмет исследования - те свойства, стороны и отношения объекта, которые подлежат изучению.
Предварительный системный анализ объекта взаимосвязан с еще одним элементом программы - интерпретацией основных понятий, в ней исследуемых. Смысл данной процедуры - четко, недвусмысленно указать, что понимается под терминами и понятиями, которые используются в данном исследовании, произвести их операционализацию (т. е. перевести их смысловое значение в плоскость и на уровень, удобный для применения в конкретном исследовании). В противном случае неизбежны недоразумения, поскольку большинство понятий в социальных науках многозначны.
|
|
Затем наступает очередь разработки заключительной части методологического раздела - выдвижение гипотез. Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлении, процессов, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, а потому должно быть подтверждено или опровергнуто в процессе исследования. Гипотезы крайне важны и для подготовки инструментария исследования. Так, если конструируется анкета, то каждая гипотеза должна быть проверена соответствующим блоком вопросов.
По степени общности гипотезы делятся на гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Гипотеза-основание несет в себе предположение широкой общности, выполняет системообразующую функцию в построении проекта решения исследовательских задач.
Гипотезы-следствия - это предположения менее широкой общности. Они связаны с гипотезами-основаниями и подвергаются непосредственной проверке в процессе исследования.
По содержанию гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные, прогнозные. Описательные гипотезы есть предположения о свойствах объекта, характере связей между его элементами (так называемые структу рные гипотезы), о степени тесноты взаимодействия (функциональные гипотезы).
|
|
Объяснительные гипотезы содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах.
В прогнозных гипотезах формируются предположения о тенденциях изменений объекта, вариантах развития событий.
Выделяют также первичные (выдвигаемые до полевого исследования) и вторичные (выдвигаемые после его проведения) гипотезы.