Что же такое опрос?
Опрос - это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте входе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вытекающие из цели и задач исследования вопросы, заданные социологом.
Вопрос есть письменное или устное обращение исследователя к респонденту с целью выявления его мнения, которое выступает в качестве данных социологического исследования.
Анкета (опросный лист, вопросник) - систематически организованный набор вопросов, которые определяются целью и задачами исследования.
Респондент (опрашиваемый, опрошенный) - лицо, участвующее в опросе в качестве источника социальной информации (тот. кто отвечает на вопросы анкеты, и тот, у кого берут интервью).
Интервьюер (анкетер) - лицо, осуществляющее общение с респондентами с помощью опросника с целью сбора информации.
Опрос - это ведущий метод в изучении сознания (установок, ориентаций, мотивов, интересов, ожиданий) людей.
|
|
Основные нормативные требования, четкое формулирование исследовательских задач, адекватность вопроса (и вопросника) задачам исследования, доступность формулировок вопросов респондентам, соблюдение в ходе опроса социально-психологических основ общения, этических норм, учет особенностей и компетенции респондентов и интервьюеров, пробуждение интереса респондентов в ходе опроса, точность фиксации ответов респондентов; стандартизация условий проведения опроса.
Программа проведения опроса обычно включает все основные структурные элементы программы социологического исследования.
Объект опроса - социальная общность, группа, коллектив, индивид. При проведении референдума объектом опроса выступает население (граждане) страны.
Предмет опроса - субъективно-оценочная информация, которая выражается в мнении респондентов и характеризует их поведение, мотивы, ценностные ориентации, события и факты их личной и общественной жизни.
В прикладной социологии выделяют различные виды опроса и прежде всего анкетный опрос, интервью, экспертный и социометрический опросы. Основными, наиболее распространенными методами опроса являются анкетирование и интервьюирование.
По степени охвата генеральной совокупности различают сплошные и выборочные опросы. По процедуре опрос может быть индивидуальным, обращенным к одному лицу, или групповым, обращенным к какой-то группе лиц.
По форме проведения он может быть устным, когда высказывания респондента регистрирует исследователь, и письменным, когда ответы на вопросы записывают сами респонденты. Первый характерен для интервью, второй - для анкеты.
|
|
По характеру взаимодейс твия интервьюера и респондента различают очные опросы, когда осуществляется непосредственный контакт исследователя с респондентом, и заочные, когда непосредственный контакт между ними отсутствует.
По степени стандартизации процедур выделяют стандартизированные (проводятся по заранее подготовленному плану) и нестандартизированные (свободное интервью, планируются лишь тема ц общее направление беседы) опросы.
Проводя опрос, следует иметь в виду его познавательные границы, возможности. Достоверность информации зависит от многих причин, в том числе от сферы явлений, событий, о которых спрашивает исследователь. Польский социолог 3. Гостковский классифицирует всю совокупность явлений, исследуемых методом опроса, на пять групп в зависимости от степени достоверности получаемой информации. Рассмотрим эти группы в порядке убывания достоверности.
К первой группе относится уровень информированности респондентов но различным проблемам, исследуемым в опросе. Здесь используются тесты или вопросы экзаменационного типа. Принято считать, что такого рода данные весьма достоверны при условии, что выявление информированности не угрожает респондентам неприятностями, не нарушает их социопсихологического комфорта (не затрагивает их профессиональной репутации, их личного престижа, самооценок).
Вторую группу составляют сведения о месте и дате рождения, числе детей, месте работы, пользовании различными видами транспорта, времени окончания учебных заведений и т. п. При ответах на соответствующие вопросы возможны случайные ошибки, не нарушающие достоверности данных о выборочной совокупности в целом. Встречающиеся систематические ошибки зависят от возможностей памяти респондентов, понимания смысла вопросов, от влияния соображений престижности.
В третью группу входят оценки и предпочтения опрашиваемых по поводу различных видов поведения, предметов потребления. Такого рода предпочтения изучаются в опросах, посвященных конъюнктуре спроса, предпочтениям в сфере досуга. Цель этих опросов - потребительский, рыночный прогноз поведения людей.
Четвертая группа - жизненные ценности, идейные убеждения, приоритеты государственной политики. Данные, получаемые при соответствующих опросах, подвержены действию многих факторов: давлению стереотипов, абстрактной терминологии при формулировании вопросов, низкой информированности опрашиваемых о существе проблемы и т. п.
Пятая группа - явления, получение достоверных сведений о которых особо проблематично: незаконные доходы, уход от налогов, алкоголизм, наркомания, проституция, хищения на производстве, взяточничество, коррупция и пр. Общество осуждает эти явления и признает необходимость борьбы с ними, поэтому полученная при опросе информация требует контроля, сопоставления с другими данными. В некоторых случаях применение массовых опросов на указанные темы нецелесообразно из-за невозможности получения достоверных сведений.