Хлопки в ладоши ____/ ____/ ____/ ____/ ____
Хлопки по столу ____/ ____/ ____/ ____/ ____
Потопать ____/ ____/ ____/ ____/ ____
Руки вверх ____/ ____/ ____/ ____/ ____
Постучать по коленям ____/ ____/ ____/ ____/ ____
Подражание звукам:
Скажи «У-у-у» ____/ ____/ ____/ ____/ ____
Соотнесение одинаковых предметов (из 2-х) ____/ ____/ ____/ ____/ ____
Подражание с предметами ____/ ____/ ____/ ____/ ____
Подуть ____/____ Покатать _____/_____ Причесаться _____/_____
Нанизывание крупных бус ____/ ____/ ____/ ____/ ____
Коробка форм ____/ ____/ ____/ ____/ ____ (частично заклеенные отверстия для
сложных форм)
Пирамида (5 колец) ____/ ____/ ____/ ____/ ____
Сортировка форм (из 4-х) ____/ ____/ ____/ ____/ ____
Сортировка по цветам (из 2-х) ____/ ____/ ____/ ____/ ____
Сортировка по форме (из 3-х) ____/ ____/ ____/ ____/ ____
Соотнесение цвета (из 2-х) ____/ ____/ ____/ ____/ ____
Сортировка одинаковых картинок ____/ ____/ ____/ ____/ ____
Дай такой же:
с предметами из 2-х ____/ ____/ ____/ ____/ ____
с картинками из 3-х ____/ ____/ ____/ ____/ ____
Пазлы-вкладыши простых форм ____/ ____/ ____/ ____/ ____
Пазлы-вкладыши «транспорт» ____/ ____/ ____/ ____/ ____
Пазл «собачка» из 3-х частей ____/ ____/ ____/ ____/ ____
Полное обследование всегда занимает далеко не один день (особенно, когда обследуемый владеет значительным объемом навыков и умений), и спектр заданий от одного дня к другому частично меняется. Для удобства лист данных составляют «с запасом»: одинаковый бланк можно использовать несколько дней и, кроме того, «запас» позволяет гибко варьировать спектр заданий в зависимости от ситуации и легко фиксировать результаты.
|
|
Динамика результатов по каждому навыку отдельно объединяется в таблицах и/или на графиках, с принципами составления которых знакомились ранее; ниже приведены некоторые примеры.
Соотношение одинаковых объектов
Подбери | Даты, %% | |||||||||||||
Из 2-х | - | - | ||||||||||||
Из 3-х | - | - |
Сортировка по цвету
Сорти-ровка | Даты., %% | |||||||||
Из 2-х | ||||||||||
Из 3-х |
Выполнение инструкций «Дай!» и «Встань!»
Инст-рукция | Дата | |||||||||
Дай! | 0% | 67% | 100% | 75% | 67% | 50% | 50% | 100% | 100% | 67% |
Встань! | 0% | 46% | 40% | 0% | 33% | 60% | 67% | 100% | 75% | 100% |
Подражание движениям
Даты | Результаты серий (в %%) | ||
Показать нос | Покрутить головой | Надуть щеки | |
08.09 | |||
24.09 | |||
29.09 | |||
02.10 | |||
06.10 | |||
07.10 | |||
09.10 | |||
13.10 | |||
14.10 | |||
15.10 | |||
16.10 | |||
28.10 | |||
29.10 | |||
30.10 |
Когда актуальные возможности ребенка выяснены, необходимо перейти к выяснению возможностей обучения обследуемого, то есть от статической характеристики его особенностей мы переходим к характеристике динамической.
|
|
При выборе навыков для диагностического обучения необходимо помнить, что
· их не должно быть слишком много сразу,
· они должны различаться по объему зоны ближайшего развития,
· отражать разные сферы деятельности обследуемого.
Необходимо отметить, что даже при проведении диагностических занятий всегда следует начинать с отработки учебного поведения. Как уже говорилось в одной из предыдущих лекций, учебное поведение требует, чтобы ребенок спокойно сидел на стуле, положив руки на колени; смотрел на преподавателя или на то, чем он сам занимается; использовал материал только по его функциональному назначению. Элементы учебного поведения длительное время входят в число заданий, но, когда стереотип учебного поведения достаточно хорошо отработан, мы постоянно сохраняем контроль за его выполнением, но (практически во всех случаях) отказываемся от подкрепления.
Для обучающих диагностических занятий используется и иной лист данных. В нем и инструкции, и критерии выполнения четко обозначаются, так же, как и ранее, фиксируется количество и результат попыток (самостоятельных, а если они неудачны – количество и результат попыток с помощью, характер которой при необходимости обозначается).
Лист данных для занятий с Гришей К. 07.10.2003 г. ( 09.10.03 – 2-я строка)
№ | Инструкция / задание | Критерий выполнения | «+» или «-» | Обучение (чис-ло обучающих попыток) |
Делай так (1 хлопок) | Не позднее, чем через 3 секунды, хлопает в ладоши | + | ||
- | - - + + | |||
Делай так (руки вверх) | Не позднее, чем через 3 сек., сам поднимает руки вверх | - | - - - + + | |
+ | ||||
Встань | Сам встает. Важно: не отодви-гать свой стул от стула Гриши | - | - - + - - + | |
+ | ||||
Скажи: «У» | Четко произносит: «У» | + | ||
- | - - + | |||
Подбери (из 2-х предметов) | На столе кладут предметы. В ле-вую руку Грише вкладывают предмет, дают инструкцию. Он должен взять в правую руку такой же предмет. Если Гриша пытается дать второй предмет тоже, попытка засчитывается, как «-» | + + | ||
- - - | - - + + + | |||
Скажи: «Са» | Четко произносит: «Са» | + | ||
+ | ||||
Делай так (топает ногами) | Топает ногами (неважно, сидя или стоя) | + | ||
+ | ||||
Дай | На столе располагают предмет. Дают инструкцию. Рука педагога вытянута вперед. Гриша должен взять предмет и вложить в руку взрослого. Если берет и бросает, засчитывается «-» | - | + | |
+ | ||||
Скажи: «Пу» | Четко произносит: «Пу» | + | ||
+ | ||||
Делай так (стучит 1 раз по столу) | Не позднее, чем через 3 сек., сам стучит по столу | - | ++ | |
+ | ||||
Разложи (сортировка из 4-х картинок) | Самостоятельно и правильно раскладывает картинки. Важно: должен брать по одной картинке. Если берет несколько, оказыва-ется помощь и засчитывается «-» | - (4р.) | ||
- (8р.) | ||||
Встань | Сам встает. Важно: не отодви-гать свой стул от стула Гриши | - | - - + - - + | |
- | - - + | |||
Делай так (прыгает) | Не позднее, чем через 3 сек., прыгает | + | ||
+ | ||||
Скажи: «Ба» | Четко произносит: «Ба» | + | ||
+ | ||||
Подбери (из 2-х предметов) | На столе кладут предметы. В левую руку Грише вкладывают предмет, дают инструкцию. Он должен взять в правую руку такой же предмет. Если Даня пытается дать второй предмет тоже, попытка засчитывается, как «-» | + - + | - + | |
++++ | ||||
Делай так (стучит кулачками) | Не позднее, чем через 3 сек., сам стучит кулачками друг о друга | + | ||
+ | ||||
Скажи: «Та» | Четко произносит: «Та» | - | - + | |
+ | ||||
Дай | На столе располагают предмет. Дают инструкцию. Рука педагога вытянута вперед. Гриша должен взять предмет и вложить в руку взрослого. Если берет и бросает, засчитывается «-» | + | ||
- | - - + + | |||
Делай так (дует) | Не позднее, чем через 3 сек., дует | + | ||
+ | ||||
Подбери (из 3-х предметов) | На столе кладут предметы. В левую руку Грише вкладывают предмет, дают инструкцию. Он должен взять в правую руку такой же предмет. Если Даня пытается дать второй предмет тоже, попытка засчитывается, как «-» | - - | + + + | |
- - + | - - + - - + + | |||
Сортировка фигур по цвету | Самостоятельно и правильно раскладывает фигуры. Важно: должен брать по одной фигуре. Если берет несколько, оказыва-ется помощь и засчитывается «-» | - (10р.) | ||
- (8 р.) | ||||
Делай так (кладет руки на голову) | Не позднее, чем через 3 сек., кладет руки на голову | - - - | + с 30-го раза | |
- | - - - - - - + | |||
Скажи: «А» | Четко произносит: «А» | + | ||
+ | ||||
Делай так (кладет руки на колени) | Не позднее, чем через 3 сек., кладет руки на колени | - | - - - + | |
+ | ||||
Делай так (стучит 2 раза по столу) | Не позднее, чем через 3 сек., сам стучит 2 раза по столу | - | + | |
+ | ||||
Скажи: «У» | Четко произносит: «У» | + | ||
+ | ||||
Соотнесение предметов с фотографиями | На столе раскладываются две фотографии и сортировка из 2-х предметов. Дают инструкцию. Гриша должен разложить предметы к соответствующим изображениям | - | + | |
+ + + | ||||
Скажи: «Ка» | Четко произносит: «Ка» | - | + | |
+ | ||||
Делай так (кладет руки на колени) | Не позднее, чем через 3 сек., кладет руки на колени | + | ||
+ | ||||
Встань | Сам встает. Важно: не отодви-гать свой стул от стула Гриши. | - | - + | |
- | + | |||
Скажи: «Ду» | Четко произносит: «Ду» | |||
+ | ||||
Пирамидка (при помощи расписания) | На столе раскладывают расписа-ние и корзину с деталями. Важ-но: это задание Гриша выполняет стоя. | - | -+ - + | |
- | - + + + | |||
Делай так (топает ногами) | Топает ногами (неважно, сидя или стоя) | |||
+ | ||||
Скажи: «Са» | Четко произносит: «Са» | |||
+ | ||||
Делай так (похлопать) | Не позднее, чем через 3 секунды, хлопает в ладоши | |||
+ | ||||
Встань | Сам встает. Важно: не отодви-гать свой стул от стула Гриши | |||
Скажи: «Ма» | Четко произносит: «Ма» | |||
Делай так (потрясти кистями рук) | Не позднее, чем через 3 секунды, трясет кистями рук | |||
Дай | На столе располагают предмет. Дают инструкцию. Рука педагога вытянута вперед. Гриша должен взять предмет и вложить в руку взрослого. Если берет и бросает, засчитывается «-» | |||
Скажи: «Па» | Четко произносит: «Па» | |||
Делай так (руки вверх) | Не позднее, чем через 3 сек., сам поднимает руки вверх | |||
Делай так (1 хлопок) | Не позднее, чем через 3 секунды, хлопает в ладоши | |||
Скажи: «И» | Четко произносит: «И» | |||
Соотнесение предметов с фотографиями | На столе раскладываются две фотографии и сортировка из 2-х предметов. Дают инструкцию. Гриша должен разложить предметы к соответствующим изображениям | |||
Встань | Сам встает. Важно: не отодви-гать свой стул от стула Гриши | |||
Скажи: «Су» | Четко произносит: «Су» | |||
Делай так (стучит кулачками) | Не позднее, чем через 3 сек., сам стучит кулачками друг о друга | |||
Дай такой (из 3-х предметов) | На стол кладут 3 предмета. В левую руку Грише вкладывают предмет. Дают инструкцию. Гриша должен взять в правую руку такой же предмет и вложить в руку взрослого. Если он пытается дать второй предмет, засчитывается «-» | |||
Сортировка по форме (из 3-х форм) | На стол кладут сортировку и фигуры. Дают инструкцию. Важно: берет по одной фигуре. Если берет несколько, оказывается помощь и засчитывается «-» | |||
Скажи: «У» | Четко произносит: «У» | |||
|
|
|
|