Расписание (09.10)

Шаг Попытки
         
Показывает + + + + +
Находит + + + + +
Берет + + + + +
Делает - - + + +
Убирает     + + +

Такой лист фактически является переходом к настоящей коррекционной программе, используемой при систематической коррекционной работе.

Вернемся к обучению Гриши К.

Анализ данных обследования за сентябрь – октябрь показал, что реальные возможности Гриши несколько больше, чем это представлялось по данным первичного приема, однако динамика усвоения навыков характеризуется недостаточной стабильностью, значительно зависит от внутренних факторов.

Это позволило сформулировать диагноз как «атипичный аутизм с умственной отсталостью (F84.12), степень которой уточнить не удается (F78); сенсомоторная алалия.

В ноябре 2003 г. было принято решение о начале регулярных коррекционных занятий, объем которых был постепенно доведен до 20 академических часов в неделю.

В качестве единственного методического подхода (по крайней мере, на этом этапе) решено прикладной поведенческий анализ, так как:

· у Гриши поведенческие проблемы находились на первом плане,

· хотя точная оценка уровня интеллектуального развития затруднена, но он примерно соответствует IQ 50%, что не является оптимальным для применения эмоциональных методик;

· Гриша не отличается значительной сензитивностью.

Первый шаг к систематической коррекционной работе – это выбор тех навыков, которые планируется формировать, или тех видов поведения, которые необходимо корректировать. Выбор навыков осуществляется на основании данных, полученных в ходе диагностики. Кроме того, ориентируются на следующие факторы:

а) на возрастную норму – есть ли этот навык у сверстников ребенка;

б) на запросы родителей – чему хотят научить ребенка родители, какие виды поведения представляются им нежелательными;

в) на социальную значимость навыков – насколько те или иные навыки важны для социальной адаптации ребенка, для его будущей жизни в обществе;

г) на интересы и предпочтения ребенка.

Специалисты, учитывая мнение и пожелания родителей, должны принимать во внимание все вышеперечисленные моменты. Важно разрешить все вопросы и разногласия, которые порой возникают.

Если запрос родителей трехлетнего малыша – научить его читать, а при этом у него нет навыков диалога и не сформированы навыки опрятности, то следует объяснить родителям, что на текущий момент развития для ребенка более актуальны другие навыки. Кроме того, навык чтения в три года не соответствует возрастной норме. В то же время, если ребенок проявляет активный интерес к буквам и книгам, в какой-то форме этот интерес должен быть реализован. Поэтому, несмотря на то, что основной акцент в обучении будет сделан на наиболее социально значимые навыки, возможно введение небольших заданий с буквами в учебную программу.

После того, как составлен список навыков, надо которыми планируется работать, необходимо для каждого навыка создать индивидуальную учебную программу.

Индивидуальная программа по обучению конкретному навыку состоит из нескольких частей:

1. Название программы.

2. Определение формируемого навыка.

3. Способ фиксации количественных данных.

4. Описание процедуры обучения.

5. Описание процедуры переноса навыка.

1. Название программы должно содержать краткое и четкое обозначение того навыка, который предполагается формировать.

2. Определение формируемого навыка содержит подробное описание той поведенческой реакции, которую мы стремимся сформировать у данного ребенка. Важно указать существенные моменты: каким должен быть запускающий стимул, какая пауза считается допустимой между запускающим стимулом и реакцией и т.п.

3. Способ фиксации количественных данных. В этой части программы описывается, какие реакции фиксируются, какой способ фиксации данных применяется, как обобщаются данные. В учебных программах указывается критерий перехода к обучению новой серии задания (или к обучению другим навыкам). Кроме того, может быть указано, как собирать данные – предоставлять ли подкрепление во время сбора количественных данных, исправлять ли ошибки и т.п.

4. Описание процедуры обучения производится с указанием видов стимулов, помогающих вызвать реакцию (помощь). Необходимо описать, как осуществляется отход от помощи. Если в качестве обучающей процедуры производятся изменения запускающего стимула, это так же должно быть указано.

5. Процедура переноса навыка. В этой части содержится описание того, в какие новые условия должен переноситься данный навык.

Приведем несколько примеров индивидуальных обучающих программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: