Изменение межличностной динамики

Одной из самых первых книг по НЛП была «Изменение семейных отношений», написанная Вирджинией Сатир в соавторстве с разработчиками НЛП (Bandler, Grinder & Satir, 1976). В ней отразились

Изменение межличностной динамики 89

главные элементы подхода НЛП — построение кооперативного сотрудничества. К ним относится модель построения раппорта, модель личностных различий и модель разрешения конфликтов.

В НЛП обсуждаются два типа личностных различий. Первый — различие в критериях выбора первоочередных стратегий: «ценности» людей. Ценности обычно описываются в общепринятых понятиях и являются тем критерием, посредством которого мы принимаем решения и оцениваем свои действия. Если я ценю «честность», например, то я решаю, что мне говорить, основываясь на этом критерии. А затем я проверяю, удовлетворяют ли меня мои собственные действия, основанные на этом критерии. Людям свойственно создавать «иерархии ценностей». Например, если я ценю «честность» и «умение не задевать чьи-то чувства», то, когда кто-то из моих друзей спросит мое мнение относительно его новой одежды, которая мне не нравится, мой ответ будет основан на той иерархии, в которую входят эти две ценности. Если честность занимает более высокое положение в этой иерархии, то я как можно более мягко скажу правду. Если «умение не задевать чьи-то чувства» занимает доминирующее положение, я могу сделать «вежливый комплимент».

Второй тип личностных различий в НЛП описывается по расхождениям в высших уровнях стратегий, согласно которым люди сортируют свой опыт. Это различия в личностных метастратегиях или «метапрограммах». Например, когда человек изучает какой-нибудь предмет (например, НЛП), то его больше всего может интересовать или общая картина и основные идеи, или конкретные факты и исследования. Эту метапрограмму мы называем «размером блоков» (chunk size). Ваша индивидуальная склонность к «объединению опыта» до генерализации или «разъединению опыта» до составных его частей является стратегией. Но эта стратегия применяется к большому набору различных ситуаций и даже сама «решает», какие другие стратегии вам нужно запустить. Другим примером метапрограммы различий, о которой мы уже писали в этой книге, является сенсорное предпочтение (ваш предпочитаемый способ обработки информации: визуальный, кинестетический или аудиальный). Это предпочтение также предопределяет выбор стратегий. Функциональные типы личности, выявленные Карлом Юнгом (интроверт/экстраверт, мыслительный/чувственный, интуитивный/ощущающий), в НЛП связывают с метанрограммами.

Установление взаимоотношений сотрудничества включает помощь людям в понимании таких различий, как ценности и метапрограммы. Это позволяет людям лодстраиваться к различным типам личностей и находить иные способы поиска решений в тех случаях, когда различия создают конфликтные ситуации. Простым примером выравнивания метапрограмм является рефлексивное слушание во время консультаций, что позволяет построить доверительные отношения с клиентами. Уильям Брокман в ходе своих исследований обнаружил, что этот процесс в значительной степени усиливается, если консультант еще и отражает сенсорную систему самого клиента и его манеру говорить. (Например, если клиент использует визуальные предикаты, то консультант будет говорить: «Значит, вы это видите так...», если кинестетические, то он скажет: «Вы чувствуете, что...» Если опыт раскрывается аудиатьно, то высказывание психотерапевта может принять следующий вид: «Звучит так, что...») В исследовании Брокмана консультантам, действия которых соответствовали метапрограммам клиентов, отдавалось предпочтение в соотношении 3:1.

Изменения в способах межличностных взаимодействий клиентов имеют как непосредственные, так и отдаленные результаты.

Моя коллега Марго Хэмблетт и я провели 24-часовой обучающий курс навыкам коммуникации для учителей средней школы в Новой Зеландии. Этот курс был основан на основных положениях нашей книги «Трансформирующая коммуникация» (Bolstad & Hamblett, 1998). Мы исследовали семь классов (200 школьников), в трех классах работали учителя, которые прослушали хотя бы треть нашего курса. Через полгода мы уже имели возможность убедиться в значительном изменении поведения тех школьников, с кем работали обученные НЛП учителя (Bolstad & Hainblett, 2000). Прежде всего школьники отличались по их отношению к школе. Те учителя, которых мы обучали, заявили, что такая проблема, как низкий уровень мотивации, у их учеников отсутствовала. В классах, где учителя не прошли специальной подготовки, процент учеников, которые не стремились к отношениям сотрудничества, снизился с б до 4. А процент учеников, «не желающих» сотрудничать в классах с подготовленными с помощью НЛП учителями снизился с 6 до 0. Количество учеников, которые могли на уроках «задавать любые спонтанно возникшие у них вопросы», в контрольных группах уменьшилось с 12 до 3%. В другой группе, с преподавателями, обученными НЛП, это количество увеличилось до 13%.

Изменение межличностной динамики 91

Изменение межличностной динамики: случай из практики

Ко мне обратились Салли и Эндрю по поводу участившихся в их семье конфликтов. Смотря в потолок, Эндрю объяснял: «Одну из причин я вижу в отсутствии заботы по отношению ко мне. Иногда я прихожу домой, а там на кухне бардак... А в гостиной повсюду разбросаны те вещи, которые я прибрал накануне. Иногда она выглядит так, как будто никогда не причесывалась!»

Салли вздыхала и смотрела в пол. «Когда ты приходишь, то мечешься по дому. А я чувствую, что мы так и не можем найти общий язык. Это правда, что я переставляю вещи. Всю свою энергию я трачу на то, чтобы дети и ты уютно чувствовали себя в доме, и я не могу точно знать, где ты кладешь свои вещи. Я не чувствую, что тебе действительно хочется жить с нами».

С самого начала было понятно, что эти двое любят друг друга... но говорят на разных языках. В терминах НЛП Салли проверяла кинестетически, любит ли ее Эндрю. А Эндрю искал визуальное подтверждение любви к себе. Они были настроены на два разных канала. Услышав это объяснение, они почувствовали облегчение. Мое объяснение с привлечением понятий о сенсорных системах было рефреймингом. Каждый из них считал другого причиной конфликта. Со слезами на глазах они говорили друг с другом о том, что они отличаются, а не «плохие» или «хорошие».

По мере продолжения нашего разговора я использовал несколько языковых паттернов, которые помогли Салли и Эндрю обнаружить существующий стиль их взаимоотношений и изменить его, чтобы пог лучать ту радость, о которой мечтали. Привожу запись этого разговора:

Эндрю (обращаясь к Салли). Ты просто не хочешь посмотреть на все это моими глазами, ты даже сейчас не смотришь на меня!

Ричард. Да, это очень важно. А могу я спросить, как конкретно она не хочет смотреть?

Эндрю. Ну, я видел, что она не слушала меня, когда я все это ей говорил.

Ричард. Значит, у вас сложилось впечатление, что она вас не слушала? (Обращаясь к Салли.) Это правда?

Салли. Конечно же я слушала, каждое слово. Ты всегда упрекаешь меня в этом.

Ричард. Значит, вы слушали. (Обращаясь к Эндрю.) А вам кажется, что нет. А что даст вам понять, что она вас слушала?

Эндрю. Если бы она смотрела в мою сторону, конечно.

Ричард {обращаясь к Салли). А вы знали о том, что на него нужно смотреть, чтобы он почувствовал, что его слушают?

Салли. Нет.

Ричард. И так продолжалось некоторое время, а когда он жаловался, вы чувствовали себя оскорбленной, правда?

Салли Да. Когда я так себя чувствую, то уже почти не слушаю.

Эндрю. Это так. А как мне знать, что ты меня слушаешь, если ты даже не смотришь на меня?

Ричард. Именно это мы и ищем. Подтверждение тому, что она действительно вас слушает. Ей просто нужно на вас смотреть. Я хочу еще кое-что добавить... А вы чувствуете, что я вас слушаю?

Эндрю. Да.

Ричард. Я совершенно осознанно проверяю, понимаю ли я, что вы мне демонстрируете, перед тем как я что-нибудь вам отвечу. Как бы размышляю о том, правильно ли я вижу всю картину. А это дает нам всем подтверждающую обратную связь, что я вас понимаю.

Мои комментарии здесь включают использование метамодели (проверить, что же происходит на самом деле, и усомниться в правильности чтения мыслей) и вербальное следование (рефлексивное слушание/переспрашивание того, что было сказано). Вместе с этим я обучил их навыкам НЛП для общения. Моей целью было не решение их семейных проблем. Я должен был снабдить их теми инструментами, которые помогут им решить похожие проблемы в будущем и установить взаимоотношения совместного решения этих проблем. Я обучал их тем, что сам подавал пример такого взаимоотношения во время нашей беседы. Одновременно я обучал их способу разрешения конфликтов. В этом конкретном случае суть конфликта состоит в том, как нужно слушать и как разговаривать. Мы обнаруживаем здесь непонимание того, что у этих двух людей существуют разные способы реагирования. Вместо поиска «правых» и «виноватых» я пытался помочь им найти решения, которые удовлетворили бы обоих.

Работа с семейными парами приносит огромную радость. В течение четырех часовых сессий Эндрю и Салли научились проводить НЛП-различия, чтобы объяснить свои предпочтения, а также овладели основными навыками общения, которые способны помочь разрешать конфликты удовлетворяющим стороны способом. Взаимоотношения, которые вначале казались им неразрешимыми, оказались обогащенными возможностями и позитивными намерениями.

Изменение физиологического контекста 93

Изменение межличностной динамики в других моделях психотерапии

В психоанализе подтверждается важность межличностной динамики в сфере личностного изменения путем использования переноса (межличностной реакции клиента на психотерапевта в соответствии с его предыдущем опытом построения отношений) в качестве определения его контекста (Olinick, 1980). К тому времени как начало развиваться НЛП, в психотерапии уже появился специальный жаргон в этой сфере. Например, слово «игра» в гештальт-терапии обозначало любые проигрываемые структурированные взаимоотношения (Levit-sky & Perls, 1982), а в ТА это понятие описывало определенные неприятные и неожиданные транзакции внутри состояния эго: Ребенок-Ребенок (Stewart & Joines, 1987). Термин «игра» заменил многие понятия, включая и «перенос».

НЛП развивалось в условиях, когда психотерапия осуществлялась в группах. Вирджиния Сатир использовала психодраму как модель в семейной психотерапии (Satir & Baldwin, 1983), Фриц Перлз объявил индивидуальную психотерапию устаревшей (Perls, 1969), а Карл Роджерс сказал, что созданная им клиент-центрированная психотерапия весь фокус своего внимания сосредоточивает на больших группах (Rogers, 1974). Транзактный анализ, по определению, начинался с анализа транзакций между людьми (Stewart & Joines, 1987), а Мил-тон Эриксон давал специальные задания своим клиентам взаимодействовать с другими людьми вместо того, чтобы копаться в себе (Walters & Havens, 1994). Поведенческая психотерапия сосредоточивает внимание на социальном усилении и моделировании (Krumboltz & Thoreson, 1976), а юнгианская психотерапия исследовала взаимодействие между различными психологическими типами, признавая значимость влияния социальных отношений (Whitmont, 1991). Вильгельм Райх, который стал родоначальником телесно-ориентированной психотерапии, опровергал точку зрения, что невроз является результатом сексуального подавления, и считал себя революционером в социальной сфере (Reich, 1971). Так или иначе, но каждая форма психотерапии признавала важность лечения взаимоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: