Использование заданий

Выполнение заданий позволяет переместить фокус внимания клиентов с психотерапевтических сессий на обычную повседневную жизнь. Это подразумевает, что человек в психотерапевтических целях выполняет полезную деятельность между сеансами, например простое задание, которое дают при психотерапии поиска решений: «Начиная с

4-3441

этого момента и до нашей следующей встречи я хотел бы, чтобы вы описывали мне все хорошее в вашей жизни (семье, браке, взаимоотношениях), что вам хотелось бы сохранить» (Miller et al., 1996). Это задание заставляет личность применять новую метапрограмму (личностную стратегию) и сортировку того, что ей приходится по душе. Исследования показывают, что клиенты, которые получают такие задания, с гораздо большей долей вероятности будут сообщать об улучшениях в своей жизни и положительно оценивать ход психотерапии. Милтон Эриксон достиг больших успехов в ходе своей психотерапии именно благодаря тщательно спланированным заданиям. Такие задания включали:

воплощение клиентами новой стратегии, которая является очевидно полезной для реализации их целей. (Например, во время консультации семейных пар я могу попросить клиента «ежедневно рассказывать о том типе поведения, которое он искренне ценит в супруге».)

применение стратегии, выявляющей проблему, которую психотерапевт считает ограничивающей изменения. (В точно такой же ситуации, если я подозреваю, что клиент не делал комплиментов своей спутнице жизни из-за того, что у него самого очень низкая самооценка, я могу попросить его: «Найдите у себя то, что вы больше всего цените. Каждый день, стоя перед зеркалом, говорите себе, как вы цените это в себе».)

выполнение двусмысленных, метафорических заданий. (Например, в той же самой ситуации я могу сказать клиенту: «Купите себе растение в горшке и каждый день, начиная со следующей недели, поворачивайте его, наслаждаясь его, видом с новой перспективы. Подумайте, какой эффект ваши действия оказывают на его рост и привлекательность».)

проявление проблемы. (Например, я могу попросить клиента: «Избегайте говорить все то, что покажется комплиментом вашей жене, за исключением одной-единствешгой, тщательно продуманной ремарки. Она не должна относиться к другим типам поведения или качествам вашей жены, которые вызывают у вас положительные чувства».)

Использование заданий: случай из практики

Эта история, рассказанная Милтоном Эриксоном, была опубликована в книге Дэвида Гордона и Мэрибет Мейерс-Андерсон «Феникс»

Использование заданий 99

(Gordon & Meyers-Anderson, 1981). Она демонстрирует целый набор различных заданий.

«Много лет назад мне позвонили из Лос-Анджелеса. Молодой человек сказал: "Я моряк и очень боюсь выходить на орбиту". Я ответил ему, что было бы мудрым уйти с корабля. И он стал работать на шахте. Там он обнаружил, что спускаясь вниз более мили под землю, он все еще был одержим страхом выхода на орбиту. А затем он приехал ко мне в Феникс. Я до сих пор не знаю, почему он выбрал именно меня, но мне точно известно, что он был у многих психиатров и все в один голос рекомендовали ему пройти электросудорожную терапию по поводу его бреда — страха "выйти на орбиту". Я не считал, что электросудорожная терапия поможет ему, и настойчиво советовал ему пойти работать на склад. Его бред был настолько устойчивым, что он не мог даже сосчитать до десяти, чтобы не остановиться и не приободрить себя в том, что он еще не на орбите. Он очень сильно потел и боялся, что это с ним произойдет. Я попытался отвлечь его внимание тем, чтобы он считал свои шаги и запоминал названия улиц. Но и при этом его преследовала мысль: "Я выхожу на орбиту. Я выхожу на орбиту". Из-за боязни выйти на орбиту он не мог спать по ночам. В конце концов я догадался объяснить ему следующее: "Очевидно, это ваша судьбавыйти па орбиту. Сегодня космонавты выходят на орбиту, а потом возвращаются обратно на землю. Поскольку вы собираетесь выйти на орбиту, почему бы вам не вернуться с нее?" Я заставил его принять таблетки, содержащие соль, запить их большим количеством воды и в течение 14 часов бродить по вершинам соседних холмов. В пол-одиннадцатого ночи он возвратился назад и заявил, что так и не вышел на орбиту. Зато он хорошо спал, пройдя 14 часов по горной местности с флягой воды. В конце концов он стал сомневаться в своей способности выйти на орбиту. Потом приехала его сестра узнать, может ли она взять его с собой в Калифорнию. Ее муж работал, и некому было присматривать за домом. Нужно было покрасить забор, починить калитку, сделать полки. Я разрешил этому молодому человеку переехать в Калифорнию, потому что там есть горы. А если у него снова появится сильное желание исполнить свое предназначение выйти на орбиту, то он пойдет в горы, взяв с собой таблетки и воду. Поднявшись на вершину горы, он сможет выйти на орбиту. Вернувшись спустя несколько месяцев, он сказал: "Это была бредовая идея" и не мог понять, откуда она взялась, а я помог ему избежать госпитализации в психиатрическую боль-

4*

ницу. А поскольку я не взял денег за свои услуги, он предложил мне переносной водяной матрац».

Использование заданий в других моделях психотерапии

Фрейд считал необходимым для своих пациентов между сессиями знакомиться с литературой по психоанализу (Freud, 1982). Фрейд, Юнг и другие представители динамической психотерапии расценивали разгадывание и анализ снов как очень важное домашнее задание (Jung, 1976). Задания являлись составной частью других моделей психотерапии, поскольку они обеспечивали поведенческое повторение (как, например, в психодраме; Kipper, 1986). К 1950-м гг. обеспечивать клиентов заданиями уже стало обычной практикой, и в психотерапии началась эра «самопомощи». Например, Фриц Перлз выпустил сборник домашних гештальт-упражнений (Perls, Hefferline & Goodman, 1951), а Александр Лоуэн опубликовал книгу по биоэнергетическим упражнениям (Lowen & Lowen, 1977). Карл Роджерс и представители созданного им клиент-центрированного движения начали исследовать различные способы выразительной коммуникации вне психотерапевтических кабинетов, что привело к появлению самостоятельных групп, систем дружеской поддержки и семейных тренингов (Hart & Tomlinson, 1970). Постановка задач и домашние задания стали центральным звеном в более новых подходах когнитивной и краткосрочной психотерапии (Beck & Emery, 1985; Miller et al., 1996).

Глава 4. Модель RESOLVE


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: