Пример трансформации

В написании этой главы нам помогал очень опытный НЛП-мастер, которому когда-то был поставлен диагноз «шизофрения». Назовем его Джон. В детские годы у него были трудности в овладении письмом. Он писал с ошибками, несмотря на многочисленные попытки специалистов оказать ему помощь. Очень часто он не мог различить, где право, а где лево, вплоть до подросткового возраста. Будучи молодым человеком, он жил в городе в постоянном напряжении, без денег и достаточного количества пищи. Однако он имел неограниченный доступ к марихуане и галлюциногенным грибам. У него было ощущение, что в нем находится мина замедленного действия, которая, взорвавшись однажды, перемешает все внутри. В результате он обнаружил, что умопомешательство было самым удачным способом избежать давления внешней среды. Оно помогло создать Джону более приятный и безопасный внутренний мир.

Живя в «своем собственном мире», Джон сначала был озабочен безнадежностью мировой политической ситуации, а затем уверовал, что является поочередно одним из членов Святой Троицы: Отцом, Сыном и Святым Духом. Он был в поисках путей создания единства своей троицы и исцеления мира. Музыка и телевидение казались ему источником визуальных и аудиальных посланий, адресованных только ему одному. Он слышал другие тексты песен и видел их написанными. У него были также ужасающие кинестетические галлюцинации, в которых он убивал себя электрическим током (метафора о взрыве мины изнутри иногда становилась реальностью).

После того как он совершил акт жестокого нападения на человека, его поместили в психиатрическую лечебницу с диагнозом «шизофрения». Он отвергал методы работы своего психиатра, который, по его мнению, пытался установить с ним раппорт (разыгрывая дурачка и т. п.) и изменить его. Первое предписанное лекарство (хлор-промазин) произвело на Джона парадоксальный эффект, он не смог вообще уснуть той ночью. Второй препарат, стелазин, резко уменьшил его галлюцинации. Он очень ценил тех больных, которые, казалось, были действительно полны любовью к человечеству, и они поддерживали его, когда он в этом нуждался.

Через год Джон стал «терять способность» к галлюцинациям. Мы спросили его, что бы произошло, если странный голос заговорил бы в его голове. Он объяснил, что теперь этого с ним не происходит, то есть он больше неумел этого делать! Любой внешний голос, который он воображает, песня или мелодия, которую он напевает, воспринимаются им как собственный внутренний голос. Он стал неспособным смешивать свое воображение с внешней реальностью. Единственное, о чем он сожалеет, — что ослабла его способность аудиально-визуального воображения. Один из его теперешних интересов заключается в поисках здоровых путей улучшения этой способности. История Джона является ярким примером перекодирования субмодальностей воображаемого опыта другим способом, с применением аудиально-ди-гитальной системы в качестве метасистемы. Когда мы спросили его, как он изменился, Джон объяснил, что знал о том, что он сам контролировал шизофрению. Она давала ему ощущение силы его сознания и привела его к исследованию новых способов работы мозга и общения с другими людьми. И в самом деле, это привело его к изучению навыков установления раппорта в НЛП.

Психиатр Джона сказал ему, что шизофрения ему больше не грозит, и поставил ему диагноз «психоз», вызванный злоупотреблением наркотиками. Джон действительно соответствовал классическому определению шизофрении в DSM-IV. Новый диагноз был способом избежать факта, что человек с диагнозом «шизофрения» может выздороветь и стать «нормальным» через пару лет. Это можно сравнить с ситуацией, когда «рак» был излечен после применения методов НЛП, а заново поставленным диагнозом стала «доброкачественная опухоль». Для тех, кто знаком с НЛП, случай с Джоном не является чем-то мистическим. Нужно отдать должное тем людям, которые учатся лучшим способам решать внутренние проблемы и находить свое счастье.

Резюме 187

Резюме

Шизофрения является психиатрической номинализацией целого набора таких мыслительных процессов, как трудность с разъединением опыта, отсутствие метамышления, которое позволяет проводить различия между реальным и нереальным, и потеря навыков установления связей с окружающими людьми. Все эти проблемы приводят к пожизненной инвалидности. Шизофрения реже встречается и быстрее проходит в сельских местностях и может обостряться в результате долгосрочной психотерапии. Работа с человеком с диагнозом «шизофрения» требует способности подстраиваться к необычному поведению, целям и метафорическим способам коммуникации. В конечном итоге нужно подвести клиента к новым возможностям. Этими новыми возможностями являются способность метамоделировать свои мысли, способность перекодировать субмодальности своего опыта таким образом, чтобы уметь полезным способом отличать реальное от нереального, а также способность соответствовать поведению других людей и адекватно реагировать на их опыт. В контексте нашей модели RESOLVE при проведении психотерапии необходимо предпринять следующие шаги.

Определить ресурсное состояние

Будьте уверены в том, что у большинства людей с диагнозом «шизофрения» проблема исчезает спонтанно.

Ваш клиент очень быстро переймет ваше спокойствие и ожидание перемен.

Установить раппорт

Это может предполагать достижение состояния соответствия необычному поведению (например, «словесная окрошка» или метафорическая коммуникация).

Определить конечные результаты

Это может включать принятие необычных целей клиента (например, стать послом). От психотерапевта потребуется достижение соглашения по определенному типу результатов, что предполагает обучение разъединению опыта, навыкам установления раппорта, а также развитие умений проводить метаразличия.

Раскрыть модель мира клиента

Определение «шизофренических процессов» как применения когнитивных стратегий подразумевает, что эти стратегии могут быть изменены, а также что они могут быть полезны в определенных контекстах.

Подвести к желаемому состоянию

Это обучающий процесс, который включает следующие задачи.

Метамоделировать коммуникацию клиентов с самими собой и другими людьми, в особенности:

о обобщения;

о предикаты принадлежности;

о преждевременное выведение значения;

о эгоцентрическую озабоченность собой;

о смешение личного значения с реально существующими причинами;

о потерю способности к символическому мышлению.

Выделять нереальность галлюцинаций и бредовых состояний с помощью субмодальностей.

Изменить проблемные стратегии, например критикующий внутренний голос, с помощью взмаха и т. д.

Обучить применению реалистичной второй позиции в социальных ситуациях.

Извлечь и улучшить мотивирующие стратегии.

Получить доступ к ресурсным состояниям и воспоминаниям об успехе.

Постоянно использовать умения установления и поддержания раппорта.

Проверить изменения

Научить человека фиксировать и праздновать свои успехи, даже самые малые; фокусироваться на решениях.

Выход

Используя модель обучающей психотерапии, подготовить клиента к самостоятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: