Аналіз проблематики акзистенціальної філософії за працями Ж-П.Сартр “екзистенціалізм – це гуманізм”, А.Камю “Міф про Сізіфа”

Сартр вступает в защиту экзистенциализма. Говорит, что его обвиняют в том, что он призывает погрузится в квиетизм отчаяния или, что он подчеркивает человеческую низость, пренебрегая хорошим. Экзистенциализм предназначен только для ученых и философов.

Сартр выделяет два течения экзистенциалистов: - христианские (К.Ясперс), и атеисты – (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр). Их объединяет суждение, что существование предшествует сущности и что нужно исходить из субъекта. Это значит, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире и только потом определяется. Это первый принцип, называемый субъективностью.

Человек существо устремленное в будущее. Экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существования. Второй принцип – человек сам себя выбирает и вместе с этим сам выбирает всех людей – это благо. Ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех. Мои поступки затрагивают все человечество. Экзистенциализм – это тревога. У кого есть ответственность, у того тревога. Если нет Бога, то человек заброшен ему не на кого опереться, он осужден быть свободным, его ждет неизведанное будущее. Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Например, в трусости виноват сам трус – сам себя сделал таким. Всегда есть возможность им не быть.

Атеистический экзистенциализм учит, что существование предшествует сущности, то есть если даже бога нет, то есть по крайней мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием и этим бытием является человек. Существование предшествует сущности означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется. Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь в последствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. Это первый принцип экзистенциализма – субъективность. Человек существует лишь настолько, насколько он себя осуществляет. Он представляет собой не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь. Человек создает себя сам. Он не сотворен изначально, он творит себя, выбирая мораль, а давление обстоятельств таково, что он не может не выбрать какой-нибудь определенной морали.

Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответственен за то, что он есть. Таким образом, экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Это означает, что человек ответственен не только за свою индивидуальность, но и за всех людей.

Экзистенциалист охотно заявит, что человек – это тревога. Это означает, что человек, который на что-то решается и сознает, что выбирает не только свое собственное бытие, но что он еще и законодатель, выбирающий одновременно с собой и все человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответственности. Правда, многие не ведают никакой тревоги, но экзистенциалист считает, что эти люди прячут это чувство, бегут от него. Каждый человек должен себе сказать: действительно ли я имею право действовать так, чтобы человечество брало пример с моих поступков? Эта тревога объясняется еще и прямой ответственностью за других людей. Это не барьер, отделяющий нас от действия, но часть самого действия.

Говоря о заброшенности, экзистенциалист говорит, что бога нет и что отсюда необходимо сделать все выводы. Если бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом, у нас не имеется ни оправданий, ни извинений.

Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что Камю выражает словами: человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал, и все таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает.

Экзистенциализм то не что иное как попытка сделать все выводы из последовательного атеизма. Он заявляет следующее: даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило. Суть дела не в том, существует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверные доказательства существования бога. В этом смысле экзистенциализм – это оптимизм, учение о действии.

Экзистенциализм – теория, не делающая из человека объекта. Человек творит себя, выбирая мораль. Стремясь к свободе мы обнаруживаем, что она зависит от свободы других и свобода других зависит от нашей. Человек – не цель. Человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире. Человек сам себе законодатель, в заброшенности он сам будет решать свою судьбу. Он знает, что никто не может спасти его от самого себя, даже если Бог есть.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: