Основные черты традиции

*основанием Ф стан обыдение повседн общение, парадигма комм *ориентация на феномены и проблемы отос к интерсубъективной сфере (сфере меж) *основанием Ф стан язык *превостепенное значение – разработка этич категорий * этич рац-ть *проблемы интерсубъективности разраб на осно трансцендентальной методологии

Ю. Хабермас “Комуникативное действие и дискурс” - две формы повседневной комуникации.Мы можем различать, минимум, две формы комуникации (или “языка”): комуникативное действие, с одной стороны, и дискурс – с другой. В первом случае: некритично допускаются значения и смыслы с целью обмена информацией; в пределах дискурса становятся темой проблематические претензии на значения и никакого обмена информацией не происходит. В дискурсе мы обновляем соглашение, т.е. взаимопонимание. После этого можно преодолеть проблематичность претензии. Консенсус, который сопровождает деятельность людей, касается как предложенного содержания высказываний, так и мыслей, намерений; как интер-субъективно значимых взаимно ожидаемых поступков, которые сопровождают наши высказывания, так и норм. Языковая игра происходит нормально, когда действующий субъект и высказывающийся субъект строит свои высказывания так, что он:

а) может интенционально уведомлять и соответствен-но понимать прагматический смысл межличностных отношений (которые можно вербализовать в языковых актах);

б) может интенционально уведомлять и соответственно понимать значения, смысл объективированных в предлоржениях содержаний высказываний;

в) не ставит под сомнение претензии на значимость тех мыслей, которые находятся в процессе комуникации;

г) может сознавать претензии на значимость каждой нормы действия, которая возникает в зависимости от обстоятельств.

При нарушении консенсуса в сфере (а) или (б) – вопросы типа: Что вы имеете ввиду? Как я должен это понимать? Ответы – объяснения. При нарушении (г): Почему ты это сделал? Почему ты поступил иначе? Мы оправдываемся.

Дискурс служит обоснованием проблематичных претензий на значение мыслей и норм.

Дискурс настаивает на вероятности претензий на значения, что должно обернуться тем, что провозглашаем экзистенциальные предостережения относителоно предметов комуникативного действия и будем дискутировать: а) про состояние дел, которое может быть лучшим или худшим; б) про рекомендации и предостережения, которые могут быть как правильными, так и ошибочными.В общении мы имеем два контрфактических ожидания:

а) мы ожидаем, что действующий субъект интернационально придерживается всех тех норм, еоторыми он руководствуется;

б) мы также ожидаем, что действующий субъект руководствуется лишь теми нормами, которые кажутся ему справедливыми.

Смысл претензий на значения норм деятельности состоит в обещании того, что фактическая деятельность субъекта может происходить как ответственная деятельность разумного субъекта.

Мы можем абстрактно выделить пять случаев дискурса:

а) дискурс как способ комуникативного действия (напр., разговор с целью получения информации и обучения или заведомо организованный диспут);

б) комуникативное действие, которое лишь внешне принимает форму дискурса (все формы идеологического опрвдания);

в) терапевтический дискурс, где создание условий для дискурса служит как основа саморефлексии (психоаналитическая беседа между врачём и пациентом);

г) нормативный дискурс, который служит обоснованию проблематичных претензий на значения (напр., научная дискуссия);

д) новые формы дискурса (обучение с помощью дискурса вместо дискурса как средства для информации и инструкций, модель свободной семинарской дискуссии по Гумбольдту).

М.Бубер диалогический персонализм.Разделяет два жзн мира: 1) на осно отношений Я и оно, 2) на основе отнош я и ты.Бытие экзистаенц порядка Бытие можт х-ся монологичностью, или диалогичностью.Счит, что необх преодолет крайности индивидуализма и коллективизма.Межлич простр – сфера меж –делает человека человекао

Человек – способность чел к бытию вдвоем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: