Проблема познания в философии. Субъект и объект познания

Субъект познания --- это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания.Нечто типа сознания в чистом виде. Суб поз может быть индивид,коллектив, соц группа, общество в целом. Компьютеры или приборы могут входить как часть суб, а могут быть предметом, которым пользуется субъект. Суб наделен сознанием, ощущениями, восприятием,способностью оперировать образами, действует в процессе практики как

реальная сила, изменяющая мат системы. общество есть универсальный суб поз. Объект - это то, на что нацелена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность суб. Есть системы, пока не ставшие об поз, поэтому об реальность не совп с об поз. Суб поз может выступать и как об поз, причем в качестве об может выступать и духовное, например, сознание есть об для психолога. В новой науке субъект вторгается в объект, грань между ними сливается. Принцип неопределенности Гейзенберга, невозможность познать об без его изменения. Важную роль играют условия познания, они опосредуют отношения об и суб.

Познание есть активное воспроизведение внешнего мира суб. Например, камень воспринимается чел и геологом по-разному. восприятие снега жителями севера и юга. На предмет накладывается пред опыт

Проблема познания…Эволюционная эпистомология (Пиаже, Лорен).

Познание (П.), высшая форма отражения объективной действительности. П. не существует вне познават-й деятельности отд-х индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективированной системой знаний, передаваемых от одного поколений к другому.

В П. существуют разные уровни: чувств-е П., мышление, эмпирич-е и теоретич-е П. Наряду с этим выделяют различные формы П.: П., направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), и П., направ-ленное на получение объективированного знания, существующего вне отдельного ин-дивида (напр., в виде науч-х текстов). Различают также типы познания, как обыденное, художественное и науч-е, а внутри науки – естественно-науч-е и общественно-науч-е П. Различные стороны процесса познания исс-ледуются рядом специальных наук (когни-тивная психология, науковедение, история науки, социология науки и др.). Функциони-рование и историческое развитие эталонов и норм П. изучает теория познания (Т.П.) как философская дисциплина.

Т.П., гносеология, эпистемология, раздел философии, в кот-м изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуют-ся всеобщие предпосылки познания, выяв-ляются условия его достоверности и истин-ности. Т.П. как философская дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познават-й резу-льтат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Два основных направления в теории познания – матери-ализм и идеализм.

Пиаже показал генезис (процесс развития познания) на основе воздействия социальных условий (на базе социогенеза). Развитие психики человека не заканчивается рождением ребёнка, а продолжается на основе эмбриогенеза, т.е. не заканчивается с рождением ребёнка.

В природе такие качества как милосердие, ласка и т.д. не содержатся. Это формируется при общении родителей с ребёнком.

Развитие познавательных способностей обусловлено социальными факторами, т.к. включает в себя ту или иную систему мировоззренческих ценностей, менталитет, нормы общества.

Общество может давать установки на развитие тех или иных наук, может планировать развитие. Оно основано на принципах спонтанности, т.е. самооргани-зации и саморегулирования

Субъект и объект познания. В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рациональной традиции трактовка субъекта и объекта существенно менялась. В докантовсой философии под субъектом познания понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом же понимается то, на что направлена познания деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения объекта и субъекта. Кантовский субъект - это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же - продукт деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. В немецкой классической философии субъект предстает как надындивидуальная развивающаяся система., сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деятельность рассматривалась прежде всего как духовная активность, которая порождала объекты. У К.Маркса и Ф.Энгельса эта деятельность носила материально чувственный характер, была практической. Субъект - носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с объектом. Объект - предмет, на который направлено действие.

Каковы же основные качества субъекта отличающие его от объекта. Исходная характеристика субъекта - активность, понимаемая как самопроизвольное, внутреннее детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Объект же это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. Таким образом субъект - это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. Объект - это сфера приложения активности субъекта. Различия м/у объекта и субъекта относительны. Субъект и объект — это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, если активно воздействует то субъект, а если на него воздействуют другие, то он превращается в объект. С точки зрения марксизма, человек становиться субъектом познания лишь в той мере, в какой он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира. А это значит что познание никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включен в коллективную практическую деятельность. Объект - часть объективной реальности, с которой субъект вступил в практическое и познавательное взаимодействие. Таким образом марксизм считает, что подлинным гносеологически субъектом является человечество, общество.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: