1. Установление отношений между понятиями с помощью кругов Эйлера.
2. Операции с классами.
3. Метод установления отношений между понятиями на диаграммах Венна.
У п р а ж н е н и я:
1. Учитывая объемы понятий, связанные со следующими терминами, установите отношения между ними:
а) город; населенный пункт; городской район; столица; район Москвы.
б) мать; отец; родитель; сын.
в) движение; вращение; быстрое движение; скорость.
г) республика; Башкирская республика; Российская Федерация; федеративная республика.
д) Бермудский треугольник; равносторонний треугольник; остроугольный треугольник; треугольник.
е) феодальное государство; монархическое государство; капиталистическое государство; средневековое государство.
2. Установить отношения между понятиями на диаграммах Венна:
а) Студент, сдавший экзамен по истории и психологии, но не сдавший зачет по информатике. Студент, не сдавший экзамен по истории или не сдавший психологию, но, тем не менее, сдавший зачет по информатике.
|
|
б) Журналист такой, что если напишет статью, то преувеличит или напишет глупость. Журналист такой, что если не станет писать глупостей или не станет преувеличивать, то и статью не напишет.
в) Преподаватель, который поставит «зачет», и относительно которого неверно утверждать, что он не строг и не придирается. Преподаватель, который строг, и относительно которого можно утверждать, что если он придирается, то «зачет» не поставит.
Л и т е р а т у р а:
1. Ивлев Ю.В. Логика. 1992, с. 150-160.
2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. 1998, с. 210-222.
ТЕМА 8. ДЕЛЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЗАНЯТИЕ 1
1. Деление понятий. Структура деления и виды деления. Классификация.
2. Требования логики к делению.
У п р а ж н е н и я:
1. Определить, произведена ли операция деления объема понятия:
а) дерево: лиственное, хвойное;
б) дом: фундамент, стены, крыша;
в) Европа: Западная Европа, Восточная Европа;
г) Россия: европейская часть России, азиатская часть России;
д) житель России: житель европейской части России, житель азиатской части России;
е) время года: зима, весна, лето, осень.
2. Проверить правильность деления, откорректировать его:
а) пассажиры: инвалиды, престарелые, пассажиры с детьми;
б) поезд: скорый, пассажирский, товарный;
в) багаж: громоздкий, пачкающий, длиной выше 220 см, детские коляски, лыжи;
г) наука: гуманитарная, социальная;
д) транспорт: наземный, водный;
е) хлеб: теплый, мягкий, немягкий, черствый.
Л и т е р а т у р а:
1. Ивлев Ю.В. Логика. 1992, с. 178-191.
2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. 1998, с. 231-248.