Психологическое консультирование с учетом индивидуальных особенностей

Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему.

Выделение видов консультирования возможно исходя из количества присутствующих клиентов: индивидуальное и групповое консультирование. Индивидуальные консультации делятся:

- однократные и многократные;

- консультации по личному обращению и по направлению;

- без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием;

- без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов;

- изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи (тренинг и консультирование).

Особенности индивидуального психологического консультирования:

1) кратковременность и эпизодичность личных контактов клиента со специалистом;

2) практическая завершенность каждой встречи клиента с психологом;

3) активность клиента в процессе консультирования, самостоятельные действия клиента, направленные на разрешение своей проблемы после консультации.

Содержание индивидуального консультирования определяется заказом клиента. Оно опирается на рефлексию психологом понятий нормы психического развития и позиции взаимодействия с клиентом. Знание нормы позволяет психологу дифференцировать социальные, этические, нравственные и психологические задачи взаимодействия с клиентом и осознанно выбирать стратегию работы с ним. Здесь и далее понятие клиента объединяет разные возрастные категории, с которыми работает психолог в образовательном учреждении (дети и родители, учащиеся и педагоги).

Понятие нормы требует от психолога знания периодизации психического развития, его механизмов на каждом конкретном этапе. Анализируя возможности изменения человека, психолог работает с задачами и резервами его развития на основе научных данных о содержании того или иного периода психического развития. Без рефлексии на содержание понятия нормы психического развития и связанных с ним понятий пограничных состояний и психического здоровья он утрачивает профессиональное видение ситуации взаимодействия с клиентом и будет строить отношения с ним в русле житейской психологии.

В некоторых случаях психологическое консультирование может периодически повторяться и продолжаться более чем три встречи. Необходимость в пролонгированном консультировании может возникнуть при определенных ситуациях, когда клиент не может справиться на начальном этапе с разрешением проблемы. К таким ситуациям можно отнести высокий уровень агрессивности, отсутствие рефлексии, неуверенность и другие. Кроме того, у клиента может оказаться, в результате исследования не одна, а несколько проблем и для решения каждой из них может потребоваться определенное количество встреч.

Психолог должен вести регистрационный журнал, или журнал психологических запросов, где фиксируется содержание запроса, фамилия, имя ребенка, имя и отчество родителей, контактный телефон, дата обращения и другие сведения.

В процессе консультирования психолог решает следующие задачи:

1. Изучение личности клиента.

2. Изучение сути проблемы.

3. Определение ресурсов клиента для решения проблемы.

4. Определение цели.

5. Определение алгоритма достижения цели.

6. Осознание клиентом причин возникновения данной проблемы.

7. Обучение клиента способам предупреждения подобных проблем в будущем.

8. Предоставление информации клиенту о его личностных особенностях, сути проблемы.

Наиболее частые случаи обращения за психологической консультацией:

- не знают, как поступить в данной ситуации;

- знают, как решить проблему, но ищут поддержки;

- исчерпаны ресурсы для самостоятельного решения проблемы;

- стремление к общению, поиск сочувствия и одобрения;

- чувство одиночества, желание получить «психологическое поглаживание»;

- любопытство, стремление «бросить вызов», привлечь внимание.

Эффективность психологического консультирования, его конечный итог определяется наличием положительных изменений у клиента на психическом и поведенческом уровнях. Результат консультирования может быть успешным, неуспешным и средним. Как правило, результат проявляется через определенный промежуток времени, однако уже в конце консультации психолог может наблюдать положительные изменения в эмоциональном состоянии клиента. К признакам результативности консультирования относят следующие:

- субъективное совместное чувство удовлетворения после консультации, как у психолога, так и у клиента;

- данная субъективная удовлетворенность подтверждается объективными данными (изменением отношения к проблеме, результатами психологического исследования – тесты);

- наличие положительных изменений;

- влияние на один аспект изменило какой-либо другой аспект (например, повышение самооценки человека эффективно повлияло на его межличностные отношения).

Основные правила ведения консультативного процесса:

1. Уделять до 80 процентов времени на сбор информации. Только обладая полной информацией о проблеме, консультант может дать правильные рекомендации для ее разрешения. Рекомендации должны быть не просто алгоритмом, способствующим разрешению проблемы, но алгоритмом индивидуальным, учитывающим личностные особенности человека и специфику ситуации.

2. Перед тем, как разрабатывать способы решения проблемы и предлагать рекомендации, необходимо изучить индивидуальные особенности клиента, систему ценностей и убеждений, социальные условия его жизни.

3. Психолог должен помнить, что он относится к представителям помогающих профессий и его основная цель – помощь.

4. Консультант должен встретиться с клиентом в его мире, а не в своем. Проблема определяется самим человеком и, следовательно, существует как таковая только в его мире. Постигнув мир клиента, специалист может дать разумные рекомендации по ее разрешению. Если этого не произойдет, психолог будет решать не проблемы клиента, а «подгонять» его мир под некий стандарт, усредненное понятие нормы.

5. Предложение клиенту истолкования его исповеди консультантом должно происходить в предположительной форме. Безапелляционный тон является элементарным проявлением невежливости и невоспитанности и может вызвать негативные чувства в клиенте по отношению к специалисту, «включить» систему психологической защиты.

6. Возражения клиента на понимание консультантом сути его проблемы, способы ее разрешения не всегда являются сигналом неверного истолкования. Они могут быть проявлением защитной реакции в том случае, если консультант прав, или попыткой проверки сомнений по поводу истинности мнения консультанта (как завуалированная просьба, обращенная к консультанту, доказать его правоту).

7. Разделение личных и профессиональных отношений. Исходя из кратковременности процесса консультирования, вступление в какие-либо отношения, кроме профессиональных, маловероятно. Но в особых случаях необходимо, по возможности, перенаправить человека к другому консультанту.

В основе психологического консультирования лежит, прежде всего, добровольное общение двух свободных личностей и, следовательно, наиболее существенным фактором, влияющим на эффективность консультирования будет являться личностный фактор. Фактором, снижающим результативность консультативного процесса является личностный фактор – определенная позиция клиента. Позиции клиента, снижающие эффективность консультирования, заключаются в предъявлении выдуманной проблемы или отсутствии искреннего намерения решить существующую проблему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: