Психолого-педагогический консилиум как форма группового консультирования педагогов

Тема 6. Психологическое консультирование в школе.

Вопросы: 6.1. Особенности консультационной работы психолога в системе образования (лекция).

6.2. Принципы организации и проведения консультирования в учебно-воспитательной среде (л).

Позиции психолога в ходе консультации (семинар). Типичные ошибки при консультировании.

6.3. Применение психодиагностических методик при консультировании (семинар).

Консультирование по результатам диагностики.

Консультирование младших школьников.

Индивидуальное консультирование подростков и старшеклассников.

Индивидуальное консультирование педагогов.

Психолого-педагогический консилиум как форма группового консультирования педагогов.

1. В контексте данной темы необходимо развести понятия психолог – консультант (1) и психолог, занимающийся консультированием как одним из видов своей деятельности (2):

1 – занимается определённым кругом проблем (напр., вопросами семьи); 2 – психолог видит ребёнка во взаимодействии и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы.

Психологическое консультирование в школе: это деятельность, направленная на оказание помощи учащимся и другим участникам педагогического процесса как носителям своей социальной роли (педагог, родитель) в решении широкого, но не глубокого круга возникающих в ходе жизнедеятельности проблем (скорее трудностей), производимая в форме диалога. Психолог ответственен за то, чтобы его клиент стал активным в процессе; удовлетворённость процессом увеличивается по мере вовлечения клиента, а достигается это только тогда, когда консультируемый рассматривается как равный, а не подчинённый. Существующие формы проведения консультирования можно классифицировать по такому основанию, как количество участников. В работе школьного психолога консультирование проводится для учащихся, родителей, педагогического коллектива. Основными формами консультирования в школе являются:

1 — индивидуальное; 2 — консультирование в малых группах; 3 — в коллективе.

Кроме того, консультирование может быть: - прямое: вместе с заказчиком работаем над решением проблемы; - опосредованное: консультирование взрослых по поводу проблем детей.

1. Индивидуальное: это «чистая» форма консультирования. Две другие можно обозначить как промежуточные между консультированием и просвещением.

2. В малых группах: некоторыми авторами определяется как форма, специфическая для подросткового возраста (например, приходят две-три подружки посоветоваться по какому-то общему делу или каждая по своему, но хотят «разговаривать» только все вместе). Вопрос о таких «групповых» консультациях с подростками не разработан совсем. Дело в том, что такая форма обращения характерна именно для работы психолога в школе и не встречается, скажем, в специализированных подростковых кабинетах при клиниках, диспансерах или городских консультациях». Подростка может мучить боязнь придти и поговорить с психологом о чем-то волнующем, поэтому порой ему легче придти с другом или в компании, чтобы «разделить смущение на всех». Здесь может играть роль и демонстративность.

Чаще всего осуществляется по вопросам профориентации и самовоспитания.

3. Коллективная форма: Коллективная форма консультирования — работа с проблемой путем обсуждения (Например, класс может переживать какую-либо проблему — кризис, драму, раскол, что-либо другое. Он взывает к психологу: «Помогите разобраться, что нам делать?» И дальше начинается беседа. В такого рода работе с классом присутствует и педагогическая, и психологическая ткань).

Сюда же относят работу по повышению психологической культуры взрослых через выступления на МО, педсоветах, собраниях. Здесь важно отличать консультирование от просвещения и профилактики: Консультирование – к нам обращаются с запросом;

Просвещение мы проявляем инициативу.

Профилактика – нет ярко выраженной проблемы, но опыт работы подсказывает, что она может возникнуть.

4. Особый вид консультирования: по запросам ИДН, органов опеки и попечительства проведение психологической экспертизы состояния ребёнка, условий воспитания.

Может ли школа в лице учителей или администрации быть заказчиком для консультации по вопросам обучения либо поведения того или иного ребёнка? Здесь необходимо помнить о принципе абсолютной добровольности: психолог должен с помощью учителя информировать родителей трудного ученика о своих возможностях, об адресе консультации и её задачах, но ни в коем случае ни обследовать ребёнка без разрешения родителей.

2. Принципы организации и проведения консультирования (л).

· Основные принципы консультирования сохранены.

· Возрастное обследование и консультирование ребёнка должны проводиться независимо от того, имеет ребёнок медицинский диагноз или нет.

· О клиенте, с которым запланирована встреча, необходимо собрать социально - психологическую информация. Здесь лучше использовать методику обобщения независимых характеристик:

- информацию необходимо собирать у нескольких людей;

- сопоставить всю полученную информацию;

- проанализировать совпадающие ответы;

- продумать причины противоречивых мнений.

Кого следует спрашивать?

Если собирается информация о младшем школьнике: - учителя; - бабушек и дедушек;

- родителей; - воспитательницу.

Если собирается информация о подростке или старшекласснике: - учителей; - родителей;

- сиблингов; - друзей.

Если собирают данные об учителе: - администрацию; - других учителей; - учеников

Если собирают данные о родителях: - администрацию; - учителей.

О чём спрашивать?

1. Об индивидуально – психологических особенностях, внешне проявляемых в поведении:


-общительность,

- активность,

- организованность,

- сдержанность,

- искренность,

- оптимистичность,

- целеустремлённость,

- серьёзность,

- скромность,

- тактичность,

- трудолюбие,

- настойчивость,

- решительность,

-отзывчивость


2. Информация о темпераменте: - эмоциональная возбудимость, - уравновешенность.

3. Есть ли специальные интересы и увлечения.

4. Круг общения: - с кем дружит (постоянно): - с кем общается от случая к случаю;

- с кем вообще не общается, с кем в конфликте.

5. Качества на уроке: - внимательность, уровень успеваемости; память, сообразительность.

6. Какие особенности можно ещё отметить.

Когда спрашивать клиента?

Консультации бывают: первичные, вторичные и т.д. Основные задачи первичной консультации:

1 — установить контакт; 2 — выслушать жалобу и запрос; 3 — попытаться определить проблему;

4 — договориться о взаимной ответственности за процесс и результат.

Границы первой встречи могут доходить до двух часов, последующие встречи - в рамках 1 часа. Кроме того, чтобы консультация вообще состоялась, нужно найти для нее место в сложной сетке расписания. Иногда возможно договориться с преподавателем о снятии с урока. Но этот способ не может быть оптимальным. Данным способом можно пользоваться эпизодически, решая вопрос индивидуально. Можно переносить встречу на внеурочное время, что также не всегда оптимально, и может проводиться эпизодически. Необходимо искать свободное временя ученика в течение учебного дня. В целом, фактор времени в организации консультирования в школе можно учитывать, ориентируясь на три основные критерия:

1 — когда, то есть, в какой период дня, с которого и до которого часа;

2 — как часто имеет смысл встречаться школьному психологу с клиентом (клиентами);

3 — как долго должна идти работа (отдельная консультация и весь период работы).

Где (организация пространства общения)?

В кабинете психолога обязательно должно быть выделено место для клиента и поставлен стул или кресло. Кресло желательно ставить не в углу, чтобы у человека не создавалось впечатление, что он находится «в тупике». Достаточно часто лучше спросить клиента, где бы он хотел сесть.

Должен ли психолог давать советы и рекомендации?

«Да»:

- клиент приходит с ожиданием совета, если нет – разочарование (особенно у педагогов).

- психолог обладает знаниями и может объективно обрисовать ситуацию, предложив пути её разрешения.

- можно предложить варианты выбора.

- если вопрос идёт о критической ситуации, в которой клиент чувствует упадок духа.

«Нет»:

- конкретный совет может затормозить личную активность,

- ответственность полностью лежит на психологе,

- готовые советы способствуют развитию инфантилизма,

- предложенный совет не позволит «прожить» ситуацию, нет накопления опыта.

Что делать?

Учитывать 3 фактора: 1. высокая компетентность. 2. готовность клиента к принятию совета.

3. Форма, в которой проводится консультирование.

В состав рекомендаций должны входить:

- определение целей и задач коррекции и профилактики,

- рекомендации по оптимизации социальной ситуации развития – выбора образовательного учреждения, определения режима дня, участия во внеклассных мероприятиях, расширение круга общения со сверстниками и взрослыми.

- рекомендации по оптимизации и расширению видов деятельности, поощрению и организации «развивающих» видов деятельности:

- рекомендации по участию в специальных коррекционных программах

- рекомендации по обращению к другим специалистам

- определение времени и цели повторных консультаций.

Правила консультирования родителей:

1. наполнение жалобы – запроса родителей конкретным содержанием: какие именно поведенческие ситуации явились для родителей основой запроса? Необходимо максимально подробно попросить описать эти ситуации.

2. «Стереоскопичность» взгляда на ситуацию.

3. Не только и не столько констатация психологом наличия той или иной особенности, а выдвижение совместно с родителями гипотезы об истории его возникновения и путях последующего преодоления. Постановка диагноза функционального не является прерогативой психолога, поэтому он обязан в таких случаях рекомендовать родителям ребёнка проконсультироваться у соответствующего врача, сопроводив при необходимости направление ребёнка психологическим заключением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: