Тема 6. Психологическое консультирование в школе.
Вопросы: 6.1. Особенности консультационной работы психолога в системе образования (лекция).
6.2. Принципы организации и проведения консультирования в учебно-воспитательной среде (л).
Позиции психолога в ходе консультации (семинар). Типичные ошибки при консультировании.
6.3. Применение психодиагностических методик при консультировании (семинар).
Консультирование по результатам диагностики.
Консультирование младших школьников.
Индивидуальное консультирование подростков и старшеклассников.
Индивидуальное консультирование педагогов.
Психолого-педагогический консилиум как форма группового консультирования педагогов.
1. В контексте данной темы необходимо развести понятия психолог – консультант (1) и психолог, занимающийся консультированием как одним из видов своей деятельности (2):
1 – занимается определённым кругом проблем (напр., вопросами семьи); 2 – психолог видит ребёнка во взаимодействии и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы.
Психологическое консультирование в школе: это деятельность, направленная на оказание помощи учащимся и другим участникам педагогического процесса как носителям своей социальной роли (педагог, родитель) в решении широкого, но не глубокого круга возникающих в ходе жизнедеятельности проблем (скорее трудностей), производимая в форме диалога. Психолог ответственен за то, чтобы его клиент стал активным в процессе; удовлетворённость процессом увеличивается по мере вовлечения клиента, а достигается это только тогда, когда консультируемый рассматривается как равный, а не подчинённый. Существующие формы проведения консультирования можно классифицировать по такому основанию, как количество участников. В работе школьного психолога консультирование проводится для учащихся, родителей, педагогического коллектива. Основными формами консультирования в школе являются:
1 — индивидуальное; 2 — консультирование в малых группах; 3 — в коллективе.
Кроме того, консультирование может быть: - прямое: вместе с заказчиком работаем над решением проблемы; - опосредованное: консультирование взрослых по поводу проблем детей.
1. Индивидуальное: это «чистая» форма консультирования. Две другие можно обозначить как промежуточные между консультированием и просвещением.
2. В малых группах: некоторыми авторами определяется как форма, специфическая для подросткового возраста (например, приходят две-три подружки посоветоваться по какому-то общему делу или каждая по своему, но хотят «разговаривать» только все вместе). Вопрос о таких «групповых» консультациях с подростками не разработан совсем. Дело в том, что такая форма обращения характерна именно для работы психолога в школе и не встречается, скажем, в специализированных подростковых кабинетах при клиниках, диспансерах или городских консультациях». Подростка может мучить боязнь придти и поговорить с психологом о чем-то волнующем, поэтому порой ему легче придти с другом или в компании, чтобы «разделить смущение на всех». Здесь может играть роль и демонстративность.
Чаще всего осуществляется по вопросам профориентации и самовоспитания.
3. Коллективная форма: Коллективная форма консультирования — работа с проблемой путем обсуждения (Например, класс может переживать какую-либо проблему — кризис, драму, раскол, что-либо другое. Он взывает к психологу: «Помогите разобраться, что нам делать?» И дальше начинается беседа. В такого рода работе с классом присутствует и педагогическая, и психологическая ткань).
Сюда же относят работу по повышению психологической культуры взрослых через выступления на МО, педсоветах, собраниях. Здесь важно отличать консультирование от просвещения и профилактики: Консультирование – к нам обращаются с запросом;
Просвещение мы проявляем инициативу.
Профилактика – нет ярко выраженной проблемы, но опыт работы подсказывает, что она может возникнуть.
4. Особый вид консультирования: по запросам ИДН, органов опеки и попечительства проведение психологической экспертизы состояния ребёнка, условий воспитания.
Может ли школа в лице учителей или администрации быть заказчиком для консультации по вопросам обучения либо поведения того или иного ребёнка? Здесь необходимо помнить о принципе абсолютной добровольности: психолог должен с помощью учителя информировать родителей трудного ученика о своих возможностях, об адресе консультации и её задачах, но ни в коем случае ни обследовать ребёнка без разрешения родителей.
2. Принципы организации и проведения консультирования (л).
· Основные принципы консультирования сохранены.
· Возрастное обследование и консультирование ребёнка должны проводиться независимо от того, имеет ребёнок медицинский диагноз или нет.
· О клиенте, с которым запланирована встреча, необходимо собрать социально - психологическую информация. Здесь лучше использовать методику обобщения независимых характеристик:
- информацию необходимо собирать у нескольких людей;
- сопоставить всю полученную информацию;
- проанализировать совпадающие ответы;
- продумать причины противоречивых мнений.
Кого следует спрашивать?
Если собирается информация о младшем школьнике: - учителя; - бабушек и дедушек;
- родителей; - воспитательницу.
Если собирается информация о подростке или старшекласснике: - учителей; - родителей;
- сиблингов; - друзей.
Если собирают данные об учителе: - администрацию; - других учителей; - учеников
Если собирают данные о родителях: - администрацию; - учителей.
О чём спрашивать?
1. Об индивидуально – психологических особенностях, внешне проявляемых в поведении:
-общительность,
- активность,
- организованность,
- сдержанность,
- искренность,
- оптимистичность,
- целеустремлённость,
- серьёзность,
- скромность,
- тактичность,
- трудолюбие,
- настойчивость,
- решительность,
-отзывчивость
2. Информация о темпераменте: - эмоциональная возбудимость, - уравновешенность.
3. Есть ли специальные интересы и увлечения.
4. Круг общения: - с кем дружит (постоянно): - с кем общается от случая к случаю;
- с кем вообще не общается, с кем в конфликте.
5. Качества на уроке: - внимательность, уровень успеваемости; память, сообразительность.
6. Какие особенности можно ещё отметить.
Когда спрашивать клиента?
Консультации бывают: первичные, вторичные и т.д. Основные задачи первичной консультации:
1 — установить контакт; 2 — выслушать жалобу и запрос; 3 — попытаться определить проблему;
4 — договориться о взаимной ответственности за процесс и результат.
Границы первой встречи могут доходить до двух часов, последующие встречи - в рамках 1 часа. Кроме того, чтобы консультация вообще состоялась, нужно найти для нее место в сложной сетке расписания. Иногда возможно договориться с преподавателем о снятии с урока. Но этот способ не может быть оптимальным. Данным способом можно пользоваться эпизодически, решая вопрос индивидуально. Можно переносить встречу на внеурочное время, что также не всегда оптимально, и может проводиться эпизодически. Необходимо искать свободное временя ученика в течение учебного дня. В целом, фактор времени в организации консультирования в школе можно учитывать, ориентируясь на три основные критерия:
1 — когда, то есть, в какой период дня, с которого и до которого часа;
2 — как часто имеет смысл встречаться школьному психологу с клиентом (клиентами);
3 — как долго должна идти работа (отдельная консультация и весь период работы).
Где (организация пространства общения)?
В кабинете психолога обязательно должно быть выделено место для клиента и поставлен стул или кресло. Кресло желательно ставить не в углу, чтобы у человека не создавалось впечатление, что он находится «в тупике». Достаточно часто лучше спросить клиента, где бы он хотел сесть.
Должен ли психолог давать советы и рекомендации?
«Да»:
- клиент приходит с ожиданием совета, если нет – разочарование (особенно у педагогов).
- психолог обладает знаниями и может объективно обрисовать ситуацию, предложив пути её разрешения.
- можно предложить варианты выбора.
- если вопрос идёт о критической ситуации, в которой клиент чувствует упадок духа.
«Нет»:
- конкретный совет может затормозить личную активность,
- ответственность полностью лежит на психологе,
- готовые советы способствуют развитию инфантилизма,
- предложенный совет не позволит «прожить» ситуацию, нет накопления опыта.
Что делать?
Учитывать 3 фактора: 1. высокая компетентность. 2. готовность клиента к принятию совета.
3. Форма, в которой проводится консультирование.
В состав рекомендаций должны входить:
- определение целей и задач коррекции и профилактики,
- рекомендации по оптимизации социальной ситуации развития – выбора образовательного учреждения, определения режима дня, участия во внеклассных мероприятиях, расширение круга общения со сверстниками и взрослыми.
- рекомендации по оптимизации и расширению видов деятельности, поощрению и организации «развивающих» видов деятельности:
- рекомендации по участию в специальных коррекционных программах
- рекомендации по обращению к другим специалистам
- определение времени и цели повторных консультаций.
Правила консультирования родителей:
1. наполнение жалобы – запроса родителей конкретным содержанием: какие именно поведенческие ситуации явились для родителей основой запроса? Необходимо максимально подробно попросить описать эти ситуации.
2. «Стереоскопичность» взгляда на ситуацию.
3. Не только и не столько констатация психологом наличия той или иной особенности, а выдвижение совместно с родителями гипотезы об истории его возникновения и путях последующего преодоления. Постановка диагноза функционального не является прерогативой психолога, поэтому он обязан в таких случаях рекомендовать родителям ребёнка проконсультироваться у соответствующего врача, сопроводив при необходимости направление ребёнка психологическим заключением.