Tir'-' -
Почему христианам следует изучать систематическое богословие? То есть зачем нам участвовать в процессе выявления и краткого изложения учений, содержащихся в разных местах Библии? Почему недостаточно просто продолжать регулярна и: ежедневно читать Библию?
1. Основная причина. На этот вопрос давались различные ответы, однако часто создается впечатление, что отвечающие считают, будто систематическое богословие может каким-то образом «улучшить» восприятие Библии, систематизируя ее учения и объясняя их лучше, чем это сделано в ней самой. Но так мы можем оказаться недалеко от отрицания ясности Писания (см. гл. 6) или достаточности Писания (см. гл. 8).
Необходимо помнить, что Иисус повелел Своим ученикам и ныне повелевает намучить верующих соблюдать все, что Он заповедал:
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все. что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:19,20).
Итак, учить всему, что повелел И исус (в узком смысле) — это просто учить содержанию устного учения Иисуса, как оно представлено в евангельских повествованиях. Однако, в более широком смысле, фраза «все, что повелел Иисус» включает в себя также истолкование и практическое применение Его жизни и учения, поскольку в Деяниях Апостолов подразумевается, что речь идет о том, что Иисус продолжал делать и чему Он продолжал учить через апостолов после Своего воскресения (отметим, что в Деян. 1:1 говорится «о всем, что Иисус делал и чему учил от начала» [греч. цр^ахо о 1-цащ коеЪ те kcci SiSd&KBiv, букв.: «начал делать и чему начал учить Иисус». — Примеч. пер.]). «Все, что повелел Иисус» может также включать в себя послания, так как они были написаны по водительству Святого Духа и тоже рассматривались в качестве «заповедей Господних» (1 Кор. ]4:37; см. также: Ин. 14:26; 16:13; 1 Фес. 4:15; 2 Пет. 3:2;иОтк. 1:1-3). Таким образом, в более широком смысле, фраза «все, что повелел Иисус» включает в себя все писания Нового Завета.
|
|
Кроме того, когда мы видим, что новозаветные писания подтверждают абсолютную уверенность Иисуса в авторитете Ветхого Завета как Слова Божьего (см. гл. 4), и когда мы осознаем, что также и новозаветные послания разделяют этот взгляд на Ветхий Завет, то для нас становится очевидно, что мы не можем учить «всему, что повелел Иисус», не включив в это понятие так-
Введение а систематическое богословие
же и все писания Ветхого Завета (должным образом осмыслив его применение в новозаветной эпохе и роль во всей истории спасения).
Таким образом, задача исполнения Великого поручения (см.: Мф. 28:19, 20) закл ючается не только в проповеди, но также и в учении. А учить всему, что повелел Иисус, в широком смысле, означает учить тому, чему сегодня учит нас вся Библия. Учиться самим и учить других тому, что говориться Библия — это, при необходимости, означает собирать и кратко излагать все отрывки из Писания, которые имеют отношение к той или иной конкретной теме.
|
|
Например, если кто-то спросит меня: «Чему учит Библия о возвращении Христа?», я могу ответить: «Просто продолжайте читать Библию, и вы поймете». Однако если спросивший начнете Быт. 1:1, то он не скоро найдет ответ на свой вопрос. К тому времени у него возникнет еще много вопросов, и список вопросов, на которые не был получен ответ, станет очень длинным. Чему учит Библия о действии Святого Духа? Чему учит Библия о молитве? Чему учит Библия о грехе? Всей нашей жизни не хватит, если каждый раз, когда у нас будет возникать вопрос, касающийся учения, мы будем искать на него ответ во всей Библии. Поэтому, для того чтобы узнать, что говорит Библия, для нас было бы очень полезно пользоваться трудом других людей, которые искали и нашли в Писании ответы на самые разные вопросы.
Мы сможем учить других людей наиболее эффективно, если будем в состоянии указать на самые важные для данной темы отрывки из Писания и предложить краткое изложение учения, которое содержится в этих отрывках. Тогда человек, задавший нам вопрос, может самостоятельно и довольно быстро ознакомиться сэтими отрывками и узнать, в чем заключается учение Библии по интересующему его вопросу. Итак, учитывая, что наша память и время, которым мы располагаем, ограничены и конечны, необходимо использовать систематическое богословие для того, чтобы узнать, что говорит Библия по тому или иному вопросу.
Следовательно, важнейшее основание для изучения систематического богословия заключается в том, что оно дает нам возможность учиться самим и учить других тому, что говорит вся Библия, исполняя таким образом вторую часть Великого поручения.
2. Благотворное влияние на нашу жизнь. Но, помимо сказанного, изучение систематического богословия приносит весьма ощутимую пользу.
Во-первых, изучение богословия помогает преодолеть наши неправильные представления. Если бы в наших сердцах не было греха, мы бы могли прочитать Библию от начала до конца и, вероятнее всего, почерпнули бы правильные представления о Боге и Его творении. Прочитывая Библию снова и снова, мы узнавали бы все больше истинного и не противились бы ничему из написанного. Однако, поскольку в нашем сердце есть грех, в нас сохраняется определенное неповиновение Богу. Мы по той или иной причине не хотим
Введение в систематическое богословие
принять какого-либо библейского учения. Изучение систематического богословия помогает преодолеть наш внутренний протест.
Представим кого-либо, кто отказывается верить, что Иисус лично возвратится на землю. Можно, конечно, показать этому человеку один или два стиха, в которых утверждается этот факт, однако наш собеседник сможет истолковать их как-то иначе и сочтет наши аргументы неубедительными. Но если мы соберем двадцать пять или тридцать стихов и выпишем все их в отдельный документ, тогда, вероятнее всего, он будет убежден широтой и разнообразием библейских свидетельств в пользу этого учения. Конечно, каждый из нас: не вполне адекватно воспринимает то или иное учение Библии. В этих случаях для нас очень полезно будет изучить сказанное поданному вопросу в полном объеме и окончател ьно убедиться в истинности этого учения, даже если мы испытываем некое внутреннее сопротшзление.
Во-вторых, Изучение систематического богословия помогает нам впоследствии правильно разрешать вопросы, возникающие в связи с тем или иным учением. Мы не знаем, какие разногласия могут появиться в той церкви, в которой мы будем служить через десять, двадцать, тридцать лет, если Господь не возвратится до этого времени. Новые разногласия, возможно, будут касаться таких вопросов, над которыми никто прежде всерьез не задумывался. (Напр., вопросы, связанные с непогрешимостью Библии и правильным пониманием библейского учения о дарах Святого Духа, были так актуальны в нашем веке, как никогда прежде в истории церкви.)
|
|
Какие бы вопросы, касающиеся учения, ни возникли в церкви, те, кто должным образом изучал систематическое богословие, смогут более правильно ответить на возникший вопрос, поскольку все в Библии согласовано. А это дает возможность многое понять, или, по крайней мере, увидеть Божью реальность, природу Бога и творения, какими они есть на самом деле. Поэтому любой возникающий вопрос будет связан с тем материалом, который уже был исследован в Писании. И чем более тщательно был изучен предшествующий материал, тем вернее мы сможем ответить на новые вопросы.
Это благотворное влияние гораздо шире. Ведь Писание нам следует применять не только в богословских дебатах, но и в жизни. Чему Библия учит нас об отношениях мужа и жены? О воспитании детей? О свидетельстве друзьям? Какие принципы Писание дает нам в изучении психологии, экономики или естественных наук? Как нам распоряжаться деньгами? В каждой из этих сфер необходимо применять какие-то богословские принципы, илюди, исследовавшие богословское учение Библии, будут в гораздо большей степени способны принимать решения, угодные Богу.
Здесь можно провести аналогию с мозаикой-головоломкой. Если предположить, что головоломка в целом представляет собой ответ на вопрос «Чему учит нас Библия сегодня?», то курс систематического богословия помогает заполнить самые основные изображения головоломки. Однако мы никогда
Введение в систематическое богословие
не узнаем все, чему учит нас Библия, так что в нашей картинке будет много пробелов, множество фрагментов, которым необходимо найти их место. Разрешение насущной жизненной проблемы подобно заполнению пробела в головоломке: если с самого начала большое количество фрагментов уже установлено правильно, торазместитьновыс фрагменты значительно легче, и меньше риска допустить ошибку. Цел ь этой книги — дать христианам возможность правильно разместить в их «богословской головоломке» как можно больше фрагментов и побудить их продолжать работу дальше, до самого конца их жизни. Христианские учения, которые здесь рассматриваются, будут помогать восстанавливать изображение в новых местах, в тех сферах, которые включают в себя все аспекты истины и все аспекты жизни.
|
|
В-третьих, изучение систематического богословия помогает нашему хри-стианасомуросту. Чем больше мы знаем о Боге, о Его Слове, о Его отношениях с миром и человеком, тем крепче наша вера, тем шире наше восхваление, тем охотнее мы повинуемся Богу. Правильное изучение систематического богословия сделает нас более зрелыми христианами. Если этого не произойдет, то, значит, мы изучаем богословие нетак, кактогожелает Бог.
Библия часто связывает здравое учение с христианской зрелостью. Павел говорит об «учении о благочестии» (1 Тим. 6:3) и указывает, что цель его апостольского труда — побудить к «вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию» (Тит. 1:1). Напротив, аморальное поведение «противно здравому учению» (1 Тим. 1:10).
В связи с этим следует поставить следующий вопрос: каково различие между «первостепенными учениями» и «второстепенными учениями»? Христиане часто говорят, что они согласны с церковью по вопросу первостепенных учений, но допускают возможность различных взглядов на второстепенные учения. Я нашел следующее ценное высказывание на эту тему:
Первостепенное учение оказывает большое влияние на наше вос-■л приятие всех прочих учений и на наше представление о христианской жизни. Второстепенное учение оказывает очень незначительное влияние на наше отношение к другим учениям и никак не изменяет нашу христианскую жизнь.
В соответствии с этим принципом, учения об авторитете Библии (гл. 3), Троице (гл. J3), божественности Христа (гл. 25), оправдании верой (гл. 35) и многие другие являются первостепенными. Л юди, которые не согласны с исторически сложившимся евангельским пониманием любого из этих учений, будут сильно отличаться от евангельских христиан, которые принимают эти учения. Напротив, мне кажется, что различия, касающиеся вопросов церковного управления (гл. 46), проведения Вечери Господней (гл. 49) и о времени наступления великой скорби (гл. 54), относятся к сфере второстепенных учений. Христиане, чьи мнения расходятся по этим вопросам, по всем другим
Введение в систематическое богословие
вопросам, пожалуй, будут придерживаться единого взгляда, их представления о христианской жизни не будут существенно различаться, и они смогут быть в общении друг с другом.
Конечно, существуют учения, занимающие срединное положение между
«второстепенными» и «первостепенными» учениями, как их определяет при
веденное выше высказывание. Например, христиане могут расходиться во
мнениях по вопросу о крещении (гл. 48), миллениуме (гл. 54) или искупитель
ной жертве (гл. 26). Это вполне естественно, поскольку многие учение имеют
некоторое влияние на другие учения или на образ жизни человека, однако это
влияние все же не может быть названо «значительным». Мы даже можем ска
зать, что существуют степени значительности, и чем большее влияние учение
оказывает на прочие учения и на образ жизни, тем более «первостепенным»
оно становится. Степень значения может даже изменяться в зависимости от
исторического окружения и состояния церкви. В подобных случаях христиа
нам следует просить у Бога мудрости и здравого суждения, чтобы определить,
насколько «первостепенным» является то или иное учение в данных конкрет
ных обстоятельствах. '■ ■'"