Что такое систематическое богословие? Было предложено много разнообразных определений, однако в этой книге будет использоваться следующее: систематическое богословие — это любое исследование применительно к любой теме, которое дает ответ на вопрос: чему в целом Библия учит нас сегодня?]
Это определение показывает, что систематическое богословие подразумевает подбор и осмысление всех важных отрывков из Библии, касающихся той или иной темы, а затем ясное изложение содержащегося в них учения, чтобы нам стало понятно, во что нам следует верить в рамках исследуемого вопроса.
л
1. Связь с другими дисциплинами. Таким образом, в этой книге основное внимание будет уделяться не историческому богословию (историческому исследованию подходов к тем или иным богословским проблемам, которыми занимались христиане различных эпох), и не философскому богословию (изучению богословских вопросов методами философского исследования вне связи с Библией и изучению Бога, исходя из наблюдения мира), и не апологетике (защите истинности христианской веры ради убеждения неверующих). Эти три направления, которыми христианам также следует заниматься, иногда включаются в более широкое определение термина систематическое богословие. В отдельных частях этой книги содержится исторический, философский
|
|
1 Это определение заимствовано у профессора Джона Фрейма (John Frame), кото
рый сейчас преподает в Вестминстерской семинарии в Эскондидо, Калифорнии, и под
чьим руководством я имел честь заниматься исследовательской работой в 1971—1973 гг.
(в Вестминстерской семинарии в Филадельфии). Хотя нельзя сказать, что я обязан ему
абсолютно всем, все же здесь уместно поблагодарить его и сказать, что он, возможно,
более чем кто-либо другой повлиял на мои богословские воззрения, особенно в том, что
касается представления о систем атич ее ком богословии и об учении о Слове Божьем.
Многие из его бывших студентов увидят на страницах этой книга влияние его взглядов,
особенно во всем, что касается упомянутых тем. _______,.,. ______ _■_.____. _...........
ведение в систематическое богословие
и апологетический материал, Ведь изучение истории позволяет нам ознакомиться с теми взлетами и падениями, которые сопутствовали изучению Библии; изучение философии позволяет понять правильные и неправильные модели мышления, свойственные наглей культуре и другим культурам; изучение апологетики вооружает нас учением Писания против критики, выдвигаемой неверующими. Однако эти сферы исследования не являются основными в данной работе. Основное здесь — это сам текст Библии, и цель работы — осмысление того, что сама Библия говорит на ту или иную тему.
|
|
Если кто-то предпочитает употреблять термин «систематическое богословие» в более широком смысле, чем то значение, которое было определено выше, то это не меняет сути вопроса2. Те, кто пользуется более узким определением, согласятся, что прочие сферы исследования также очень важны для понимания систематического богословия, а те, кто использует более широкое определение, безусловно, согласятся с тем, что историческое богословие, философское богословие и апологетика могут не участвовать в процессе выбора и синтеза всех важных отрывков из Писания по той или иной теме. Кроме того, хотя исторические и философские исследования способствуют нашему осмыслению богословских вопросов, только Писание обладает высшим авторитетом в определении того, во что мы верим3, и потому вполне правильно прилагать определенные усилия именно к процессу анализа учения самого Писания.
Систематическое богословие втом виде, в каком мы его определили, отличается также от ветхозаветного богословия, новозаветного богословия и библейского богословия. В рамках этих отраслей исследуемые темы располагаются по историческому принципу и втом порядке, как они представлены в Библии. Таким образом, ветхозаветный богослов может поставить вопрос следующим образом: «Чему учит Второзаконие о молитве?», или: «Чему учит Псалтирь о молитве?», или даже: «Чему весь Ветхий Завет учит нас о молитве и как это учение развивалось в процессе написания Ветхого Завета?» В рамках новозаветного богословия исследователь может спросить: «Чему учит нас Евангелие от Иоанна о молитве?», или: «Чему учит Павел о молитве?», или
1 Гордон Льюис и Брюс Демпрссг создали новый термин — «интегрированное богословие» — для обозначения систематического богословия в этом более широком значении; см. их замечательный трехтомный труд: Gordon Lewis and Bruce Demarest, Integralive Theology (Grand Rapids: Zondervan. 1987-1994). Для каждого учении они анализируют исторические альтернативы и важные отрывки из Библии, дают связное краткое изложение учения, отвечают на философскую критику и разъясняют практическое применение.
ъ Чарлз Ходж говорит: «Писание содержит в себе все богословские сведения» (см.:
Charles Hodge, Systemaiic Theology, 1:15). Он доказывает, что идеи как результат интуи
ции, наблюдения или опыта могут быть значимы для богословия только в том случае,
если они подтверждаются учением Писания. «■•»m.u...i..j.wi^j» ~и ,;...--t.\ jj..---------- ■-.,,-
Введение в систематическое богословие
даже: «Чему весь Новый Завет учит нас о молитве, и как это учение развивается в Новом Завете?»
Термин «библейское богословие» в богословских исследованиях имеет специальное значение. Это обширная категория, которая включает в себя как ветхозаветное богословие, так и новозаветное богословие в том значении, в котором мы определили их выше. Особое внимание в библейском богословии уделяется конкретным авторам и разделам Писания, а также месту каждого учения в процессе исторического развития Писания4. Вполне можно поставить вопрос так: «Каким образом развивалось учение о молитве в исторической перспективе, сначала в истории Ветхого, а затем Нового Заветов?» Конечно, подобный вопрос очень близок к вопросу типа: «Чему Библия в целом учит нас о молитве?» (который относился бы к систематическому богословию в нашем определении). Таким образом, становится очевидно, что границы между различными дисциплинами часто пересекаются, и отдельные составные части одной сферы исследования принадлежат также и другой сфере. И все же между ними сохраняются различия. Так, например, библейское богословие прослеживает историческое развитие учения и влияние той или иной эпохи на понимание и применение данного учения. Оно акцентирует свое внимание также натом, каким образом понимали то или иное учение библейские авторы и их первые слушатели.
|
|
С другой стороны, систематическое богословие использует материал библейского богословия и часто основывается на результатах исследований, проведенных в его рамках. Иногда, особенно в тех случаях, когда для выяснения учения требуется особенная тщательность и скрупулезность, систематическое богословие даже пользуется методами библейского богословия, анализируя развитие учения с учетом исторического контекста Писания. Однако основной акцент систематического богословия остается иным: оно сосредоточивается на выявлении и анализе всех отрывков Писания, имеющих отношение ктой или иной теме. Таким образом, систематическое богословие может поставить вопрос следующим образом: «Чему Библия в целом учит нас о молитве?» Систематическое богословие стремится изложить учение Писания в краткой, внятной и отточенной форме.
2. Практическое применение. Кроме того, систематическое богословие акцентирует внимание на такой формулировке учения, которая будет понятна современным христианам. Иногда это подразумевает употребление терминов,
4 Термин «библейское богословие» может показаться вполне подходящим для того процесса, который я назвал «систематическим богословием». Однако его уже достаточно широко используют для обозначения исследования исторического развития того или иного учения в Библии, поэтому называть «библейским богословием» то. что я называю «систематическим богословием», означало бы вносить путаницу в рассуждение.
Введение в систематическое богословие
которые использовались не каким-либо конкретным библейским автором, а появились в результате анализа той или иной темы. Например, термины «Трои-иа», «воплощение» и «божественность Христа» не встречаются в Библии, они возникли как результат суммирования библейских понятий.
По нашему определению, систематическое богословие изучает то, «чему
учит нас Библия в наши дни», следовательно, практическое применение уче
ния — это необходимая часть комплекса задач, стоящих перед систематичес
ким богословием. То или иное учение рассматривается в свете его практичес
кой ценности для христианской жизни. Нигде в Писании мы не находим уче
ния, излагаемого ради него самого, вне связи с жизнью. Библейские авторы
соотносят свои учения с тем, как они применяются в жизни. Поэтому, читая
эту книгу, вы вскоре обнаружите, что ваша христианская жизнь стала намно
го богаче; в противном случае, если не будет личного духовного роста, можно
будет сказать, что либо книга не смогла осветить все должным образом, либо
не изучена так, как следовало бы. \ _ _■... ■■;'■■>'
|
|
3. Систематическое богословие и неорганизованное богословие. Если МЫ пользуемся этим определением систематического богословия, то становится ясно, что на самом деле большинство христиан занимаются систематическим богословием (или, по крайней мере, произносят утверждения, относящиеся к систематическому богословию) по несколько раз в неделю. Например: «Библия учит, что все, кто верит в Иисуса Христа, спасутся»; «Библия учит, что Иисус Христос — это единственный путь к Богу»; «Библия учит, что Иисус возвратится вновь». Все эти высказывания являются кратким изложением того, что говорится в Писании, и тем самым — высказываниями, относящимися к систематическому богословию. Каждый раз, когда христианин говорит что-либо такое, что утверждает Библия в целом, он занимается «систематическим богословием» (в нашем определении), размышляя на различные темы и отвечая на вопрос: «Чему Библия в целом учит нас сегодня?»5
Чем же отличается эта книга от того «систематического богословия», которым занимается большинство христиан? Во-первых, библейские темы рассматриваются в ней в строго организованном порядке, так что каждый вопрос подвергается подробному рассмотрению. Такая структура обеспечивает гаран-
5 См.: Robert L. Reymond, "The Justification of Theology with a Special Application
to Contemporary Christology", in Nigel M. Cameron, ed., The Challenge of Evangelical
Theology: Essays in Approach and Method (Edinburgh: Rutherford House, 1987), pp. 82—104.
Роберт Л. Реймонд приводит многочисленные примеры из Нового Завета, где тот или
иной вывод основывается на подобном поиске подтверждения по всему Писанию: Иисус
вЛк. 24:25—27 (и в других местах); Аполлос в Деян. 18:28; иерусалимский совет в Деян. 15;
Павел в Деян. 17:2,3; 20:27; и все Послание к Римлянам. К этому списку можно было бы
добавить Ев р. 1 (о божественном сыповстве Христа), Евр. 11 (о природе подлинной веры)
и многие другие отрывки из посланий.
____________ Введение в систематическое богословие_________________ 17
тии серьезного анализа каждой конкретной темы, поскольку каждое учение может быть подвергнуто сравнению с прочими, чтобы убедиться в последовательном методологическом подходе и вотсугствии противоречий в связях между разными учениями. Подобный метод помогает также равномерно изучать взаимодополняющие учения: например, совместно рассматриваются учения о божественной и человеческой природе Христа, о всевластии Бога и об ответственности человека, так чтобы не возникало ошибок, обусловленных выделением лишь одного аспекта из полной библейской концепции.
Прилагательное «систематический» в словосочетании «систематическое богословие» следует понимать как «тщательно тематически организованный», подразумевая, что рассматриваемые темы будут расположены должным образом и в их состав войдут основные учения Библии. «Систематический» следует воспринимать как противоположность «случайному» или «неорганизованному». В рамках систематического богословия темы рассматриваются упорядоченное е. «систематически».
Второе отличие этой книги заключается в том, что й ней материал разбирается горазда более подробно. Например, обычный христианин в результате регулярного чтения Библии может составить богословское утверждение: «Биб-лия учит, что все, кто верит в Иисуса Христа, спасутся». Это прекрасное краткое изложение важнейшего библейского учения. В этой же книге мы уделяем большое количество страниц уточнению вопроса о том, что означает «верить в Иисуса Христа»6, и двенадцать глав (31—42) посвящены объяснению того, что значит «спастись».
В-третьих, формальное исследование в рамках систематического богословия позволяет сформулировать библейские учения гораздо более точно, чем это обычно возможно в случае, когда христиане не проводят подобных тщательных исследований. В систематическом богословии изложение библейских учений должно быть тщательно сформулировано, чтобы неверное представление не привело к лжеучению.
В-четвертых, при хорошем богословском анализе должны быть найдены и беспристрастно рассмотрены все библейские отрывки, имеющие отношение к той или иной теме. Часто это зависит от экзегетики (истолкования Писания), которая принимается большинством евангельских исследователей; в случае значительных различий в подходах к толкованию, систематическое богословие должно включать в себя детальное истолкование некоторых моментов.
Поскольку сфера исследований систематического богословия состоит из большого количества тем и поскольку эти темы анализируются очень подробно, каждый, впервые занявшийся изучением текста, посвященного систематическому богословию или проходящий курс систематического богословия, неизбежно столкнется с тем, что его собственные взгляды подвергнутся
1 См. гл. 34 о спасительной вере.
Введение в систематическое богословие
изменениям. Крайне важно, чтобы все, приступающие к подобному курсу, твердо решили отвергнуть как ложное любое представление, вступающее в противоречие с учением Писания. Однако не менее важно не принимать на isepy какое бы то ни было учение просто потому, что оно содержится в том или ином учебнике, или потому, что учитель говорит, что оно истинно; автор книги или преподаватель, ведущий курс, должен подтвердить свои утверждения текстом Писания. Только одно Писание, а не «консервативная евангельская традиция» или другой человеческий авторитет, должно быть высшим авторитетом в вопросе о том, во что нам следует верить,
4. Что такое учение? В данной книге слово «учение» (догмат, доктрина, вероучение) будет употребляться в следующем значении: учение — это то, чему Библия в целом учит нас сегодня по тому или иному вопросу. Это определение напрямую связано с приведенным выше определением систематического богословия, поскольку оно показывает, что «учение» — это просто результат исследования, проведенного в рамках систематического богословия и примененного ктой или иной конкретной теме. Учения, вданном понимании, могут быть очень широкими и очень узкими. Мы можем говорить об «учении о Боге» как об основной богословской категории, включающей в себя все, чему сегодня учит нас Библия о Боге. Такое учение будет исключительно обширным. С другой стороны, мы можем говорить об учениях о вечности Бога, о Троице, о справедливости Бога7.
Книга разделена на семь основных частей, в соответствии с семью основными «учениями» или сферами исследования:
Часть I. Учение о Слове Божьем. -афк.'ЛЧ1 Лу'.-.р&ю ч\ а-. nr.-j
Часть II. УчениеоБоге. tq/Jifl№a^№'V7^» 'и^.м^иог.'Ь -.'.ил*
Часть III. Учение о человеке...., згм4эй ла«*!яь;".г-.; уй-х* т\^г
Часть IV. Учения о Христе и о Святом Духе...тЛ-;«ша«г«г?т)Ы-)н.ил8.Ли1ю»у
Часть V. Учение о спасении.
Часть VI. Учение о Церкви. ■
Часть VII. Учение о будущем..,.,,.
В рамках каждой из этих широких богословских категорий были избраны для рассмотрения многие более конкретные учения. В целом каждое из них удовлетворяет, по крайней мере, одному из следующих трех критериев: ]) учения, которым уделяется особое внимание в Писании; 2) учения, которые имели особое значение в церковной истории и были важны для всех христиан во
7 Слово «догма* практически синонимично слову «учение», однако я не употребляю его в этой книге. «Догма» — это термин, широко применяющийся лютеранскими и католическими богословами; он часто обозначает учения, которые официально признаются церковью. «Догматическое богословие? —этодругое название «систематического богословия».
Введение в систематическое богословие
все времена; 3) учения, которые стали важны для христиан на современном этапе истории Церкви (хотя некоторые из этих учений, возможно, имели большое значение и ранее). Примерами учений, подпадающих под третью категорию, могут быть учения о непогрешимости Писания, о крещении Святым Духом, о сатане и бесах (в особенности в применении к вопросу о духовной брани), о духовных дарах новозаветной эпохи, о сотворении мужчины и женщины (в связи с вопросом о том, какую роль в наши дни должны играть мужчины и женщины в различных ситуациях). Так как эти учения имеют особое значение именно в наши дни, в этой книге они рассматриваются более подробно, чем в большинстве традиционных учебников по систематическому богословию.
И, наконец, последний вопрос: в чем отличие систематического богословия от христианской этики"! Хотя при изучении богословия и этики неизбежно возникает пересечение тем, я постарался сохранить различие в акцентах. В систематическом богословии основной акцент делается на то, во что нам следует верить и что нам следует знать в соответствии с волей Божьей, тогда как в христианской этике акцент делается на то, как нам следует вести себям относиться к различным явлениям в соответствии с волей Божьей. Это разграничение отражено в следующем определении: христианская этика — это любое исследование, которое отвечает на вопрос: чего Бог требует от нас сегодня в нашем поведении и как Он желает, чтобы мы относились к тем или иным явлениям в связи с той или иной ситуацией? Таким образом, богословие сосредоточивает свое внимание на идеях, в то время как этика — на жизненных ситуациях. Богословие говорит нам, как нам следует мыслить, а этика — какжить. В учебнике этики рассматривались бы, например, такие темы, как брак и развод, ложь и правдивость, кража и собственность, аборты, контроль над рождаемостью, гомосексуализм, роль светской власти, дисциплина и дети, смертная казнь, война, забота о малоимущих, расовая дискриминация и т. д. Конечно же, здесь наблюдается пересечение тем, так как богословие должно находить практическое применение вжизни, поэтому оно часто соприкасается с этикой. Этика же должна основываться на правильных предстаатениях о Боге и Его мире, поэтому она часто соприкасается с богословием.
В этой книге основное внимание уделяется систематическому богословию, хотя не игнорируется и практическое применение учения в жизни, если это уместно. И вес же, для подробного исследования христианской этики был бы необходим другой учебник, подобный этому.