В VI веке формируются черты византийской-художественно-образной системы. Излюбленной техникой монументальной живописи Византии была мозаика. Византии стали украшать мозаикой стены. Кубики смальты - стекловидной массы, украшенной окисью металлов в разные цвета, а затем подвергшиеся обжигу, составляли яркие композиции. Кубики отличались по размеру и форме друг от друга, поэтому поверхность не была идеально гладкой. Первоначально, как в мавзолее св. Константина в Риме, мозаика была в основном орнаментальна, в ней использовались христианские символы: виноград, лоза - символы крови Христа, павлин - символ вечной жизни.. Мозаики были сосредоточенны главным образом в алтаре. Фигуры подчинялись структуре архитектурных членений. В мозаиках нижней части апсиды изображен торжественный выход императора Юстиниана и его жены Феодоры. Пропорции фигур вытянуты, под одеждами не чувствуется объема тела. Все изображение на золотом фоне.
Пример: «Императрица Феодора со свитой».Мозаика собора Сан-Витале. Равене 532-547гг.
Пиховкина)
Иконопись Византии.
Византия - родина иконописания.
Икона пишется на доске. В Византии в основном использовались кипарисовые, а на Руси липовые и сосновые доски. Контуры нимбов, голов, фигур и зданий часто процарапывали, чтобы облегчить в последующем наложение золота и краски. Краски в основном применяли из минеральных пигментов. Икону писали темперой. Разнообразие оттенков получалось при смешении нескольких пигментов со связующим веществом или при наложении слоев друг на друга. Особенность иконописания - накладывания одного красочного слоя только поверх полностью высохшего предыдущего.
Краски художник накладывал в определенной последовательности. Сначала покрывался фон, затем горы, здания, затем одежды, только потом лицо.
Цель иконописи - воплощение Бога в телесном образе. Сохранившиеся до нашего времени иконы относятся к 6 веку. Особую роль в иконах играет образ Христа,.Выработались принципы "обратной перспективы", Фон византийских икон обычно золотой. Иногда золотом прорисовывали контуры фигур и складки одеяний, иногда сеткой золотых линий покрывали всю одежду. Наличие золота придавало изображению мистический характер.
Пример: Епископ Авраам.Коптская икона.VI век