Формы эколого-правового воспитания и критерии её эффективности

Задачей эколого-правового воспитания является целенаправленное формирование экологического стиля мышления, эколого-правовой культуры, необходимых экологических, правовых, моральных, взглядов на природу и место в ней человека, правового поведения и активной экологической позиции. В этой связи эколого-правовое воспитание представляет собой систематическое и последовательное воздействие на сознание человека и общества с целью формирования уважения к эколого-правовым нормам и выработки убеждений в необходимости соблюдения их требований в процессе взаимодействия с природной средой.

Эколого-правовое воспитание выступает в качестве составной части государственной экологической политики, как целенаправленное воздействие на экологическое сознание, основанного на идее гармоничного сосуществования человека и общества с природой, их естественной взаимосвязи, взаимозависимости и неразрывности. Объектом эколого-правового воспитания, прежде всего, является личность. В процессе своего становления личность усваивает социальные, в том числе эколого-правовые, нормы поведения. Этот процесс может быть более или менее интенсивным, в зависимости от активности личности.

Эколого-правовые нормы воздействуют на сознание и поведение людей, стимулируя правомерное поведение, сдерживая или подавляя мотивы, приводящие к совершению экологических правонарушений. В праве заложены огромные воспитательные возможности воздействия на сознание и поведение личности. Однако для того, чтобы эти возможности были реализованы, необходима правильная организация воспитательного процесса. Таким образом, экологическое право выполняет ценностно-нормативную функцию, которая заключается во влиянии эколого-правовых норм на убеждение человека, его ориентации, установки, чувства и эмоции.

Одним из важнейших требований эколого-правового воспитания является учет социально-психологических особенностей объекта. Эколого-правовое воспитание должно быть адресовано к конкретным социальным группам и категориям населения. Необходимо учитывать при этом как социальные (место жительства, специальность, род занятий, образование), так и индивидуально-психологические характеристики объекта воспитания (уровень эколого-правового сознания, отношение к природе). Подход к эколого-правовому воспитанию должен быть различным, например, для молодежи, должностных лиц и предпринимателей, учителей, участников экологических объединений, поскольку эти социальные группы обладают различным уровнем эколого-правового сознания и культуры.

Эколого-правовое воспитание молодежи должно носить активный, практически действенный характер. Сфера деятельности молодежи и студентов в сфере охраны окружающей природной среды может быть достаточно широкой: научное творчество (написание дипломных сочинений, выполнение научно-исследовательских работ); распространение природоохранных знаний и пропаганда природоохранного законодательства среди населения (чтение лекций, проведение бесед); оперативная работа (рейды-проверки соблюдения природоохранного законодательства, пресечение экологических правонарушений). Развитию целостного экологического и эколого-правового сознания молодежи способствует интеграция учебной, научно-исследовательской и общественной деятельности.

Одной из важных форм эколого-правового воспитания является привлечение к природоохранной деятельности широких слоев населения. С этой целью необходимо создание организационных и правовых условий для деятельности общественных экологических объединений и движений, обеспечение реальной возможности их участия в подготовке и принятии экологически значимых социальных, экономических, политических и правовых решений.

В рамках общественных экологических объединений и движений формируется и реализуется активная позиция граждан по участию в подготовке, принятии, выполнении и контроле за выполнением экологических решений. Общественные экологические организации, являясь неотъемлемой составляющей гражданского общества. Посредством пропаганды природоохранных программ в средствах массовой информации, проведения экологических митингов, инициирования референдумов, деятельности по защите прав и интересов населения в области охраны окружающей природной среды они формируют общественное экологическое сознание, оказывающее влияние на экологическую политику государства в целом, и на способы ее реализации.

Экологическое и эколого-правовое воспитание и образование требует комплексного подхода. Это обусловлено системностью самой природы в её взаимосвязи с обществом. Комплексный подход объективно требует построения и функционирования таких средств и форм воспитания, которые обеспечивают единство обучения и воспитания, воспитания и самовоспитания; учебной, вне учебной (практической) и научно-исследовательской работы; экологического сознания, поведения и деятельности.

Совершенствование форм экологического и эколого-правового образования и воспитания предполагает создание модели экологического воспитания и обучения на территории города, микрорайона, в сельской местности, на базе особо охраняемых природных территорий; организацию общественных экологических лекториев, открытых университетов, эколого-просветительских полигонов для проведения летних экологических практикумов учащихся и студентов; организацию эколого-просветительской работы в местах массового отдыха населения.

Эколого-правовое образование и воспитание являются неотъемлемыми элементами повышения эффективности эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды. Их реализация должна осуществляется на всех его стадиях, - правотворчества, применения права и правоохранительной деятельности, и по отношению ко всем субъектам – законодательной, исполнительной и судебной властей.

На первой стадии результатом эколого-правового воспитания должен стать высокий уровень природоохранных законопроектов с соответствующими экспертизами, а также качество принимаемых законодательным органом законов.

На второй стадии, - стадии исполнительно-распорядительной деятельности, - эколого-правовое воспитание должно проявляется в обеспечении должностных лиц соответствующими текстами природоохранных нормативно-правовых актов и повышении их ответственности за не исполнение эколого-правовых норм.

На третьей стадии целесообразно увеличение числа обобщений и разъяснений судебных инстанций по вопросам применения законодательства об охране окружающей природной среды, организация обучения судей и углубления их экологическая специализации. Необходимо широкое привлечение общественного внимания к судебной практике и формирование общественного мнения вокруг экологических дел.

На всех стадиях эколого-правового воспитания следует обеспечить: полную открытость экологической информации, что предполагает наличие комплекса мер её доведения населению; обучение граждан обращению с предоставленной экологической информацией; государственное субсидирование средств массовой информации, способствующих эколого-правовому воспитанию; массовый выпуск литературы по охране окружающей природной среды. Выпуск социально значимой экологической литературы и эколого-правовых изданий должно обеспечиваться государственной поддержкой.

Основными направлениями здесь могут быть: создание системы изучения потребительского спроса на издание экологической литературы; издание учебных материалов для всех уровней экологического образования населения, справочной литературы в области охраны окружающей природной среды; поддержка издательств, выпускающих литературу по наиболее современным и актуальным экологическим проблемам, а также всемерная поддержка периодических экологических изданий, тиражирование аудио видео материалов, компьютерных программ и игровых средств экологической направленности. Актуальным в настоящее время является издание научно-практических комментариев основных природоресурсовых и экологических законов.

Современное состояние окружающей природной среды в Украине в значительной степени детерминировано степенью общего экологического воспитания и уровнем эколого-правовой культуры. Их постоянное и поступательное развитие на основе экологического и эколого-правового воспитания и образования, соединенного с практической деятельностью всего общества по гармонизации его взаимодействия с природой могут обеспечить сохранение национальных природных богатств и устойчивое функционирование природной среды в интересах настоящего и будущих поколений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: