Социально-педагогическое проектирование в деятельности социального педагога

Проектирование (от лат. projectus - брошенный вперёд) принадлежит к числу уникальных видов человеческой деятельности, связанной с предвидением будущего, созданием его идеального образа, осуществлением и оценкой последствий реализации тех или иных замыслов.

Сущность проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Проектировщик выстраивает модели, исходя из концептуального понимания конструируемого объекта и видения научных, преобразовательных, практических проблем деятельности.

Н.Г.Алексеев определяет проектирование как “деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть”[1].

Гурье Л.И. отмечает, что проектирование – это создание идеального описания будущего объекта, предшествующее его реализации.

Проектирование, как отмечает Н.П.Сибирская, является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании.

Смыслом проектирования в этом подходе является постепенное осознание человеком своей жизненной проблемы и построение ее решения. Проектирование как деятельность содержит определенный инвариант мыслительных операций, когда движение идет от определения целей к поиску средств, простраиванию результата и возможных последствий в реализации проекта: позиционное самоопределение – анализ ситуации – проблематизация – концептуализация (целеполагание) – программирование (создание программы мероприятий по достижению задуманного) – планирование (этапы выделены в соответствии с определениями этой деятельности в работах ряда авторов, таких, как Н.Г.Алексеев, Е.С.Заир-Бек, В.Р.Имакаев, Т.И.Шамова).

Проектирование состоит из следующих компонентов:

1. Цель.

Определение: цель - идеальный образ будущего результата. Цель появляется из пространства, в которое входят ценности, смыслы и цели более высокого порядка. Цель имеет пространственные и временные характеристики и отвечает на вопросы «Что? Где? Когда?». Цель должна соответствовать следующим критериям:

1. конкретность;

2. достижимость;

3. измеримость;

4. компактность.

2. Субъект.

Определение: субъект – носитель активности, продуктивно выполняет некоторую деятельность; человек, обладающий способностью сознательной саморегуляции и саморазвития в этой деятельности.

3. Объект.

Определение: объект – тот, на кого направлена активность.

Проектировать объект в целом нельзя, но можно учитывать отдельные характеристики объекта, а именно:

· размер группы.

· композицию группы:

· состав по полу.

· соотношение индивидуальных психологических характеристик.

· неофициальную систему группы.

· групповые нормы.

· уровень сплоченности группы.

· уровень конфликтности группы[10].

4. Содержание.

Определение: содержание – наполнение проекта, отвечает на вопрос «Что можем сделать?». Содержание должно соответствовать следующим критериям:

· соответствие цели;

· практическая значимость;

· новизна;

· проблемность;

· эмоциональная значимость фактов и идей;

· доступность (понятий, объемов)

· полимодальность;

· непротиворечивость фактов и идей[10].

5. Средства.

Определение: средства - методы, при помощи которых реализуется цель; отвечает на вопрос «Как это сделать?». Средства должны отвечать следующим критериям:

· избыточность;

· полимодальность.

6. Взаимодействие.

Стратегии взаимодействия.

1.Центрация на себя. Объективная парадигма. Авторитарный стиль взаимодействия.

1. Центрация на решение задач.

2. Акциональная парадигма. Стратегия манипулирования.

3. Центрация на других. Субъективная парадигма. Стратегия партнерского взаимодействия.

7. Ожидаемый результат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: