Социально-педагогическое проектирование является одним из видов социального проектирования.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Под социально-педагогическим проектированиемпонимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью социально-педагогических средств.
Социально-педагогическое проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Социально-педагогическое проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса.
|
|
Социально-педагогический проект — это сконструированное инициатором проекта социально-педагогическое нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности. Оно имеет пространственно-временные и ресурсные границы, воздействие на людей которого признается положительным по своему социально-педагогическому значению.
Под социальным нововведением понимается разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного социального явления или процесса, а реализация состоит в осуществлении этого замысла.
Существуют три подхода к социальному проектированию объектно-ориентированный подход, проблемно-ориентированный и субъектно-ориентированный (тезаурусный), которые могут быть и в рамках рассмотрения социально-педагогического проектирования.
По мнению Антонюка С.В.,цель социального проектирования:
· привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
· включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социально-педагогического проектирования:
· повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
· формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
|
|
· закрепление навыков командной работы
Антонюк С.В. выделяет следующие виды социальных проектов воспитанников, реализуемых в образовательных учреждениях:
1. Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
2. Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
3. Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
4. Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
5. Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.