Французские материалисты XVIII в. - Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах являются вместе с тем просветителями - несут свои идеи в широкие круги общества.
Шарль_Луи Монтескье /1889-1755/ критикует деспотизм, королевскую власть и католическую церковь. Справедливая жизнь в обществе должна основываться на разуме, на законах. В духе так называемого географического детерминизма Монтескье показывает влияние природных условий на общественную жизнь. Кроме того, на общество влияет разум законодателей. Задачей философии считал постижение причинных связей материи, подчиняющейся законам механики. За кажущейся случайной цепью событий необходимо усматривать глубинные причины. Внешний мир отражается в сознании людей на основе деятельности разума, обобщающего результаты опыта. В основном сочинении "О духе законов" (1748), попытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов, исходя из их природных и исторических условий, в духе теории среды. По М., "многие вещи управляют людьми - климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий "дух народа". Народ назначает государя в силу договора, и этот договор должен исполняться; государь представляет народ только так, как угодно народу, и неверно, чтобы уполномоченный имел столько же власти, сколько уполномочивший, и не зависел бы от него.
|
|
Жульен Офре де Ламетри.(1709 - 1751) доказывал, что форма неотделима от материи и что материя вязана с движением. Субстанция, в конечном счете, сводится к материи, в природе которой корениться не только способность к движению, но и всеобщая потенциальная способность к чувствительности или к ощущению. Указывал на материальную основу одушевленности животных и человека. Все наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным веществом мозга.
Поль Анри Дитрих Гольбах. (1723 - 1789) Самое крупное его произведение - “Система природы”. Материальные процессы - являются строго необходимыми, случайность и целесообразность исключается. Учение о необходимости распространяется и на человека. Из действия и противодействия всех существ получается ряд движений, подчиненных постоянным и неизменным законам..
Природа получила свое движение от себя самой (никаких «первотолчков»). Движение есть необходимый способ существования материи Над всеми связями причин в природе господствует строжайшая необходимость. Идеи порядка и беспорядка субъективны и представляют лишь нашу оценку ситуации.
Дени Дидро (1713 - 1784). Материалистические сочинения: “Племянник Рамо”. “Разговор Деламбера с Дидро”, “Сон Деламбера”. Внес в учение о природе элементы диалектики. По его мысли все отдельное изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает. Наши чувства – клавиши, по которым часто ударяет окружающая нас природа и которые сами часто по себе ударяют. Отсюда следует, что в человек заключает в своей организации нечто автоматическое. Этот автоматизм не лишен одушевленности и предполагает лежащую в основе всей материи способность ощущения. Признание способности ощущать, отражать свойства внешних вещей не означает, однако будто ощущения есть зеркальные копии предметов. По Дидро между большинством ощущений и их причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их названиями. Вслед за Локком Дидро различает в вещах первичные качества (существующие в самих вещах и независимо от сознания) и вторичные (заключающиеся во взаимодействии вещей и взаимодействии человека с материальными вещами).
|
|
В учении об обществе все названные философы отстаивали детерминизм, т.е. учение о причинной обусловленности всех человеческих действий. Однако, детерминированность эта идет от сознания, которое и отличает человека от животного. Исходя из этого, французские материалисты становились на позиции субъективного идеализма, провозглашая лозунг «Идеи правят миром». Отсюда и предлагаемый путь социального прогресса – через просвещение людей.
ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА теория - социально-философская концепция, трактующая гражданское общество (в противоположность естественно-природному состоянию человека) как результат сознательного акта конвенции относительно таких социальных феноменов, как закон (и право в целом) и государство (властные отношения в целом). Теория О.Д. опирается на: 1) идею естественного права (как права, основанного на имманентной природе человека); 2) идею государства как гаранта естественного права (не гарантированного в исходно-природном состоянии человека); 3) идею конституирования закона и государства в акте свободного волеизъявления независимых инди видов; 4) идею народа как суверена права и власти (Гоббс, Локк, Руссо).
ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744-1803) - немецкий философ-просветитель. Основные сочинения: "Исследование о происхождении языка" (1772), "Еще один опыт философии истории для воспитания человечества" (1774), "Идеи к философии истории человечества" (1784-1791), "Письма для поощрения гуманности" (1793-1797) и др. На формирование философских взглядов Г. большое влияние оказал Кант, у которого Г. учился, будучи студентом теологического факультета Кенигсбергского университета. Деятельность Г. знаменует собой новый этап просветительства в Германии, характеризующийся пробуждением первых ростков недоверия к рационалистическим принципам раннего Просвещения, повышенным интересом к проблемам личности и внутреннему миру ее чувств. Главные исследовательские интересы мыслителя были сосредоточены в сфере социальной философии: проблемы истории общества, морали, эстетики и т.д. Г. создает главный труд своей жизни - "Идеи к философии истории человечества", в которой основной акцент сделан на преодоление теологической картины истории, безраздельно царившей в социальной мысли Германии до конца 18 века. Философ осуществил значительный вклад в развитие идей социального историзма; он четко, как никто до него, сформулировал идею общественного прогресса, показав на конкретном материале всемирной истории закономерный характер общественного развития.