Конституционная ответственность

Конституционная (конституционно-правовая) ответственность – ответственность за ненадлежащую организацию и деятельность государства, органов государства, должностных лиц и органов местного самоуправления.

Что же касается собственно конституционно-правовой ответственности, то она предусмотрена нормами самого конституционного права. Эта ответственность не имеет ни материального, ни репрессивного характера. На гражданина, если он не является должностным лицом, эта ответственность не распространяется (М.В. Балгай).

Назначе­ние конституционно-правовой ответственности не сводится к наказанию. Ее главная задача – стимулировать позитивную деятельность потенциаль­ного субъекта, а если эта деятельность таковой не является, то использовать такие присущие ей меры, как, например, смена персонального состава, ру­ководящего должностного лица и т. Д (О.Е. Кутафин).

Предпочтительным является понятие «конституционная ответственность», пределы применения которой ограничены рамками конституционного права.

Конституционно-правовая ответственность предполагает:

- конституционную ответственность – наступает за нарушение конституционных норм и распространяется на государство, органы государства, должностных лиц, на органы местного самоуправления;

- правовую ответственность – включает в себя правовую ответственность за нарушения Конституции иными субъектами по другим отраслям права.

Конституционная ответственность государства теоретически и законодательно не разработана.

Политико-правовая ответственность имеет ту особенность, что политика «размывает» правовые границы.

Политико-правовая иерархия обязывает начать с государства. Государство в период культа личности допускало немалое количество нарушений конституционных прав и свобод граждан и даже целых народов. Государство открыто и честно признало свою вину и свою ответственность принятием 26 апреля 1991 Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов».

Особенности статуса Президента Российской Федерации заключаются в том, что он прописан в Конституции двусмысленно, в чем угадывалось желание Б. Н. Ельцина, председателя Конституционного совещания, возвысить власть Президента в России.

Государственную власть в Российской Федерации осуще­ствляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (Конституция РФ).

Кроме того, было допущено множество иных деяний:

- только за первый срок своих полномочий Б. Н. Ельцин, по мнению В. О. Лучина, более 200 раз своими указами нарушал нормы Конституции;

- расстрел Дома Советов по его приказу 4 октября 1993 г. стоил жизни многих ни в чем не повинных людей;

- президент ответствен за чеченскую трагедию, которая привела к тяжелым последствиям для России как во внутриполитическом, так и во внешнеполитическом аспектах, унесла жизни почти 100 тыс. человек;

- верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ Президент несет ответственность за их разрушение – утеряны морские и воздушные составляющие ядерных стратегических сил, в критическом состоянии находятся наземные войска, Вооруженные Силы утрачивают профессионализм, боеспособность;

- президент обвиняется в геноциде собственного народа, выражающемся в том, что последствиями проводимой политики являются резкое сокращение численности населения страны, превышение смертности над рождаемостью, ухудшение жизни миллионов россиян, т. е. речь идет о предумышленном создании условий, ведущих к физическому уничтожению коренных народов России.

В научной литературе многие наши ученые обходят молчанием вопрос об основаниях для ответственности палат Федерального Собрания РФ за свою деятельность.

Конституционная ответственность депутатов Государственной Думы Конституцией не предусмотрена.

В целом для Совета Федерации конституционная ответственность не предусмотрена. Члены Совета Федерации могут быть досрочно отозваны законодательными (представительными) органами государственной власти или главами исполнительной власти субъектов Федерации.

Статус Правительства Российской Федерации теснейшим образом связан со статусом Президента. Правительство РФ наделено значительными полномочиями, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых оно может нести конституционную ответственность.

Высшей формой конституционной ответственности Правительства яв­ляется выражение ему вотума недоверия Государственной Думой. При этом решающее слово для принятия решения об отставке Правительства принад­лежит Президенту (п. 3 ст. 117 Конституции).

Заслуживают внимания три проблемы по отставке Правительства:

- если инициатива об отставке Правительства исходит от самого Правительства или от Президента, то исключать участие Государственной Думы в обсуждении данного вопроса — это нарушать п. 1 ст. 111 Конституции РФ (Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, мнение которой о причинах отставки должно быть достоянием гласности);

- предложенная процедура станет своеобразной формой конституционной ответственности Президента;

- сложилась порочная практика, которая ограничивается только политической ответственностью.

Необходимо разработать и принять закон, который по­зволял бы привлекать таких лиц к ответственности.

Должностные лица, назначаемые и освобождаемые палатами Федерального Собрания РФ, несут перед ними конституционную ответственность за не­надлежащее осуществление государственной власти:

- судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

- генеральный прокурор РФ,

- председатель счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и ее аудиторы.

Для судей установлен особый порядок ответственности, в котором есть резон – в этом проявляется независимость судей.

Однако ответственность остальных требует урегулирования, ибо никакой ответственности кроме политической они не несут.

Вопросы конституционной ответственности субъектов Федерации, их законодательных (представительных) органов государственной власти заслуживают особого внимания. Нарушения Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных актов еще имеют место.

Конституционный Суд РФ достаточно часто принимает решения о несоответствии Конституции РФ конституций, уставов, законов и иных актов субъектов Федерации.

Серьезной формой ответственности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации может быть их досрочный роспуск по инициативе Президента РФ Федеральным Собранием РФ в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 29 июля 2000 г.

Поскольку местное самоуправление находится на начальном этапе своего становления, сочетает в себе черты органов государственной власти и органов местного самоуправления, то есть основания говорить об их конституционной ответственности.

Как показывает практика, органы местного самоуправления иногда принимают акты, которые вступают в противоречие с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, и не спешат приводить их в соответствие с названными актами.

Если после предупреждения несоответствия не будут устранены, представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава муниципального образования может быть отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г).

Исследования конституционной ответственности имеет принципиальное значение, однако явно недостаточно теоретически и законодательно проработаны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: