Цель: дать характеристику словесных воздействий учителя на уроке Инструкция.
1. Внимательно изучить схему наблюдения
2. Настроить себя на объективную фиксацию наблюдаемого, исключив
влияние субъективных установок на учителя, процесс и результат наблюдения.
Познакомиться со словарем терминов, раскрывающих смысл различных
видов словесных воздействий.
3. Фиксация наблюдаемых словесных воздействий ведется по схеме, где в
графе 4 записываются слова, обращения, высказывания, которые могут
быть отнесены к тому или иному воздействию.
4. Необходимо записывать словесные воздействия, отсутствующие в схеме,
но имеющиеся в речи учителя. Этот материал следует использовать при
проведении анализа и проведении итогов.
Схема наблюдения
Ранговое место словесного воздействия при высоком уровне понимания учителем учеников | Виды словесных воздействий | Ранговое место словесного воздействия при низком уровне понимания учителем учеников | Слова, высказывания, обращения, того или иного вида воздействий на разных этапах урока | Всего воздействий того или иного вида у наблюдаемого учителя | Ранговое место того или иного вида воздействий у наблюдаемого учителя |
_ | Нравоучение | ||||
Нотация | |||||
Обращение по фамилии | |||||
Повышение тона | |||||
- | Дисциплини-рование - приказ | ||||
- | Замечание - вопрос | ||||
_ | Угроза | ||||
Команда | |||||
_ | Упрек | ||||
_ | Просьба | ||||
Распоряжение | |||||
Инструктирование | |||||
Поощрение | - | ||||
Юмор | |||||
Одобрение | - | ||||
Диалог | - | ||||
Порицание | - | ||||
Ирония | - |
Словарь терминов, раскрывающих смысл различных видов
|
|
словесных воздействий (Ожегов СИ. Словарь русского языка. − М., 1964)
Замечание − выговор, указание на ошибку.
Интонация − повышение или понижение голоса при произношении; манера
произношения, отражающая чувства говорящего.
Инструкция − сформулированная в слове последовательность действий
Ирония − тонкая насмешка, выраженная в крытой форме.
Команда − краткий устный приказ
Нравоучение − поучение, внушение нравственных правил.
Нотация − наставление, выговор.
Одобрение − внушение бодрости, поднятие настроения.
Порицание — выговор, осуждение.
Поощрение − то, что поощряет: одобрение, награда, содействие, сочувствие, возбуждающее желание делать хорошо, лучше.
|
|
Просьба − обращение, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, желания.
Распоряжение − 1) то же, что и приказание; 2) забота об устройстве, использовании, применении чего-либо.
Угроза - запугивание, обещание причинить зло.
Указание − наставление, разъяснение, указывающее как действовать.
Упрек - неудовольствие, неодобрение или обвинение, высказанное кому-нибудь. Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.
Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов
1. Подсчитайте количество слов - воздействий каждого вида и запишите соответствующую цифру в графу 5
2. Определить ранговое место каждого вида воздействий, которое наблюдалось у учителя и поставить эти данные в графе 6.
3. Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, которые наблюдались у учителя на уроке, с данными, представленными в графе 1 и
3.
Примечание. В графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень понимания учащихся. В графе 3 приведены ранговые места словесных воздействий для учителей, имеющих низкий уровень понимания учащихся.
4. Сделать вывод:
А) о наиболее характерных для данного учителя словесных воздействиях на учащихся, принимая во внимание, что 1-4 - высокие, 5-8 - средние, 9-12 низкие ранговые места того или иного воздействия. Б) свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздействий учителя о его понимании учащихся, что одним из основных показателей коммуникативной культуры является понимание ученика.
5. Если проведенная обработка не позволяет определенно дать заключение о наиболее характерных словесных воздействиях учителя, то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в схеме, но которые
вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения, и использовать эти
данные для разрешения сомнений.