Методика наблюдения за словесными, воздействиями учителя на уроке (Составитель Л.А.Регуш)

Цель: дать характеристику словесных воздействий учителя на уроке Инструкция.

1. Внимательно изучить схему наблюдения

2. Настроить себя на объективную фиксацию наблюдаемого, исключив
влияние субъективных установок на учителя, процесс и результат наблю­дения.

Познакомиться со словарем терминов, раскрывающих смысл различных
видов словесных воздействий.

3. Фиксация наблюдаемых словесных воздействий ведется по схеме, где в
графе 4 записываются слова, обращения, высказывания, которые могут
быть отнесены к тому или иному воздействию.

4. Необходимо записывать словесные воздействия, отсутствующие в схеме,
но имеющиеся в речи учителя. Этот материал следует использовать при
проведении анализа и проведении итогов.

Схема наблюдения

Ранговое место сло­весного воздействия при высо­ком уровне понимания учителем учеников Виды словесных воздействий Ранговое ме­сто словесно­го воздейст­вия при низ­ком уровне понимания учителем учеников Слова, высказывания, об­ращения, того или иного вида воздействий на раз­ных этапах урока Всего воздейст­вий того или иного вида у наблю­даемого учителя Ранговое место того или иного вида воз­действий у наблю­даемого учителя
_ Нравоучение        
  Нотация        
  Обращение по фамилии        
  Повышение тона        
- Дисциплини-рование - приказ        
- Замечание - во­прос        
_ Угроза        
  Команда        
_ Упрек        
_ Просьба        
  Распоряжение        
  Инструктирова­ние        
  Поощрение -      
  Юмор        
  Одобрение -      
  Диалог -      
  Порицание -      
  Ирония -      

Словарь терминов, раскрывающих смысл различных видов

словесных воздействий (Ожегов СИ. Словарь русского языка.М., 1964)

Замечание − выговор, указание на ошибку.

Интонация − повышение или понижение голоса при произношении; манера

произношения, отражающая чувства говорящего.

Инструкция − сформулированная в слове последовательность действий

Ирония − тонкая насмешка, выраженная в крытой форме.

Команда − краткий устный приказ

Нравоучение − поучение, внушение нравственных правил.

Нотация − наставление, выговор.

Одобрение − внушение бодрости, поднятие настроения.

Порицание — выговор, осуждение.

Поощрение − то, что поощряет: одобрение, награда, содействие, сочувствие, возбуждающее желание делать хорошо, лучше.

Просьба − обращение, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, же­лания.

Распоряжение − 1) то же, что и приказание; 2) забота об устройстве, исполь­зовании, применении чего-либо.

Угроза - запугивание, обещание причинить зло.

Указание − наставление, разъяснение, указывающее как действовать.

Упрек - неудовольствие, неодобрение или обвинение, высказанное кому-нибудь. Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов

1. Подсчитайте количество слов - воздействий каждого вида и запишите со­ответствующую цифру в графу 5

2. Определить ранговое место каждого вида воздействий, которое наблюдалось у учителя и поставить эти данные в графе 6.

3. Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, которые на­блюдались у учителя на уроке, с данными, представленными в графе 1 и
3.

Примечание. В графе 1 приведены ранговые места словесных воздейст­вий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень по­нимания учащихся. В графе 3 приведены ранговые места словесных воз­действий для учителей, имеющих низкий уровень понимания учащихся.

4. Сделать вывод:

А) о наиболее характерных для данного учителя словесных воздействиях на учащихся, принимая во внимание, что 1-4 - высокие, 5-8 - средние, 9-12 низкие ранговые места того или иного воздействия. Б) свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздействий учи­теля о его понимании учащихся, что одним из основных показателей коммуникативной культуры является понимание ученика.

5. Если проведенная обработка не позволяет определенно дать заключение о наиболее характерных словесных воздействиях учителя, то нужно обра­титься к тем видам воздействий, которые не указаны в схеме, но которые
вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения, и использовать эти
данные для разрешения сомнений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: