индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. П.С. являются и условием, и результатом профессиональной деятельности, профессионального типа личности. Выделяют общие и специальные профессиональные способности, многосторонние, полимодальные специальные способности (например, инженер-поэт, математик-скульптор) и одномодальные способности. Общим для полимодальных способностей является творческость, наличие ярких образов, способность к представливанию, чувство материала, легкость образования ассоциаций, перенос и др.
1. Общие профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа и др.).
2. Специальные профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. С.П.С. определяются конкретными условиями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, перегрузки). С.П.С. возникают при наличии повышенных требований к специальным качествам человека, которые для других профессий не являются важными.
|
|
Профессиональные способности могут быть актуальными и потенциальными.
Актуальные профессиональные способности – это те, которые уже сегодня реализуются в деятельности.
Потенциальные способности проявляются при возникновении перед человеком новых проблем, требующих новых решений, а также при поддержке человека со стороны окружающих, что стимулирует актуализацию потенциальных способностей.
профессиональные убеждения:
1. Система профессиональных знаний, взглядов, проявляющаяся в осознанной потребности поступать в соответствии с имеющимися знаниями. 2. Позитивное отношения к профессиональным знаниям с точки зрения личностного смысла.Психологическими условиями перехода знаний в убеждения считаются система отношений ответственной зависимости между членами коллектива,эмоциональное переживание,осознание профессиональных знаний,закрепление их в привычных формах поведения.