Трансактный анализ (ТА-группы)

(Тренинг рационального самопознания и саморазвития)

Трансактный анализ (анализ взаимодейст­вий), основоположником которого является Эрик Берн, имеет в своей основе концепцию психоанализа, которую Э. Берн несколько ви­доизменил в соответствии со своим понима­нием, развил в определенном направлении.

По словам Э. Берна, наблюдения за паци­ентами привели его к открытию, что «в каж­дый данный момент времени индивид суще­ствует в одном из трех основных состояний, именуемых состояниями Эго. Состояние Эго определяет, каким образом человек думает, чувствует и ведет себя в этот момент». Эти со­стояния Эго, в которых может находиться любой человек, носят названия «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок».

Личность индивида состоит из разных час­тей, и одна из этих частей может вводить в за­блуждение другую точно так же, как он вводит в заблуждение других людей в своей повсед­невной жизни. Принципы анализа взаимодей­ствий объясняют, каким образом люди «наду­вают» самих себя и других, иногда с трагиче­скими последствиями, и как они повторяют снова и снова такие шаблоны поведения.

Различные внутренние «Я» взаимодейству­ют с другими людьми по-разному, и при этом далеко не всегда в открытую, а зачастую по­дразумевая нечто совсем иное. Структурный

анализ диагностирует действующие в лично­сти человека состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Это- начальная фаза анализа взаи­модействий (трансакций). Остальные фазы (по степени возрастания сложности) - анализ действий, анализ игр и анализ жизненных сценариев.

Трансактный анализ был разработан преи­мущественно для групповых занятий. Перво­начально применяемые лишь в психотерапев­тических целях, впоследствии ТА-группы по­лучили широкое распространение в качестве психологического метода, помогающего лю­дям подойти рационально к анализу собст­венного и чужого поведения, лучше осознать себя и структуру своей личности, а также сущ­ность взаимодействия с другими людьми и внутренне запрограммированный жизнен­ный стиль - сценарий. В случае, если у чело­века возникает желание произвести в себе или своем поведении, образе жизни какие-то изменения, он сообщает об этом тренеру и заключает с ним своеобразный двусторонний договор, или контракт, не являющийся юри­дическим документом, но формулирующий ясно и однозначно цель, которую пациент хо­тел бы достигнуть с помощью психотерапев­та. Сам по себе процесс заключения контрак­та уже является важным шагом, поскольку и терапевт, и пациент теперь отчетливо пред­ставляют, ради чего они работают, каковы критерии успеха и когда задачу можно счи­тать выполненной.

На занятиях ТА-групп человек порой от­крывает для себя, «что он до сих пор делал и каким образом его Ребенок чуть ли не всю жизнь водил его за нос». Участники групп обу­чаются распознавать, в какие психологиче­ские игры они вовлечены в процессе обще­ния и какие виды манипуляций в них используются; как при этом распределяются роли жертвы, преследователя и спасителя и как ис­полняющие их люди обмениваются этими ро­лями. В ходе занятий участники достигают инсайта - момента озарения, когда становят­ся ясными подлинные мотивы тех или иных поступков. В ТА-группах инсайт в большей степени носит интеллектуальный, аналитиче­ский характер, что роднит его с методами ра­циональной терапии.

Работа над контрактами помогает участ­никам группы разрешать психологические проблемы в реальной жизни, лучше осозна­вать свои потребности, добиваться более иск­ренних и открытых отношений с другими людьми, естественнее проявлять себя в обще­нии. Некоторые ведущие используют для это­го «домашние задания». Вообще, опыт прове­дения ТА-групп легче перенести в реальную жизнь за пределами группы, чем, например, опыт групп личностного роста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: